Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА БАРНАУЛА

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»



«Использование игровых технологий

при обучении младших школьников

мерам пожарной безопасности»


(методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ и учреждений дополнительно образования детей)

Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»



Автор-составитель: Гуч Галина Гавриловна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории









БАРНАУЛ - 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность обучения школьников мерам пожарной безопасности

Цели и задачи

Игра - лучший способ научить детей безопасному поведению с огнем

Классификация игр: - дидактические - сюжетно-ролевые - подвижные - спортивно-познавательные

- театрализованные

Литература

Актуальность обучения школьников мерам пожарной безопасности


Из всех бедствий самыми страшными и частыми являются пожары. На пожарах часто погибают дети, в основном младшего школьного возраста. Гораздо чаще малыши и подростки становятся пациентами ожогового центра и токсикологических отделений больниц, получая на пожарах тяжелые травмы. Жертвами огня они становятся, зачастую, из-за своего детского любопытства, отсутствия навыков безопасного обращения с огнем и незнания элементарных правил поведения при пожаре. Пожары не знают ни границ государств, ни национальностей, они не щадят ни молодых, ни старых. Это обязывает знать о бедствии как можно больше, чтобы защитить себя. Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях, в частности при пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе, городских условиях и повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем. Всегда существуют и будут возникать такие условия и обстоятельства, когда здоровье, а иногда и жизнь человека будут зависеть исключительно от его своевременных и грамотных действий. Понять это - значит сделать первый шаг в овладении основами выживания в современном обществе. Вторым шагом должно стать желание овладеть определенными теоретическими знаниями, умениями и навыками. Системное изучение наиболее вероятных причин возникновения пожара, его особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях признано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из экстремальной ситуации с наименьшими травмами и потерями. Такая подготовка должна носить системный непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. Предлагаемые методические рекомендации адресованы педагогическим работникам, осуществляющим с детьми профилактическую работу противопожарной направленности и обучающим их безопасному поведению в пожароопасных ситуациях, используя для этого эффективные игровые технологии.



















Цели и задачи:


Главной целью обучения младших школьников пожарной безопасности является формирование у детей чувства опасности огня, привитие навыка безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.


Задачи:
- учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
- привить навыки правильного обращения с огнем;
- закрепить знания правильного поведения на пожаре;
- воспитывать в детях лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.


































Игра - лучший способ научить детей

безопасному поведению с огнем


Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности, в том числе и при обучении школьников безопасному поведению на пожаре. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому очень важно рассматривать игру, как метод обучения, так и метод стимулирования познавательной деятельности, при этом проанализировать не только теорию, но и практику проведения игр. Следует принять во внимание, что включение отдельных игр в учебный процесс позволяет повысить интерес к занятию, научить взаимодействию детей в коллективе. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует отвергнуть, а что принять в окружающем мире. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. Игра - особо организованное занятие, требующая напряжения эмоциональных и внутренних сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Для детей игра - прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, атмосфера посильности знаний - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. С целью повышения эффективности и качества своей педагогической деятельности применяю современные образовательные технологии, элементы развивающего обучения, внедряю новую перспективную технологию уровневой дифференциации обучения основам пожарной безопасности, осуществляю личностно-ориентировочный подход к обучению, что позволяет формировать у детей необходимые качества по предупреждению пожаров и безопасному поведению в экстремальных ситуациях. При обучении детей противопожарной грамоте применяю интегрированные занятия (занятия - игры, уроки - КВНы, занятия - путешествия, занятия - викторины), учитываю психологические и возрастные особенности детей, подбираю соответствующие им методики воздействия на детскую душу. Эмоционально-образное изложение материала способно найти свое отображение в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании) и в большей степени в процессе свободной самостоятельной деятельности детей. При всём многообразии применяемых мною видов и форм учебной деятельности всё же наиболее эффективной из них считаю игру.

Классификация игр
На занятиях по основам пожарной безопасности целесообразно использовать разные игры: - дидактические; - сюжетно-ролевые; - подвижные; - спортивно-познавательные; - театрализованные.


Дидактические игры
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Она содержит два начала: учебное и игровое. Педагог одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Такие игры делают процесс обучения мерам пожарной безопасности более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль - они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Игровые действия - это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение. На занятиях для школьников младшего возраста я применяю ряд дидактических игр:

Игра «Если возник пожар». Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему. ВТворческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»едущий: Этот шар в руках недаром. Раньше, если был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар, Звал пожарных в бой с пожаром. Где с огнем беспечны люди, Там взовьется в небо шар, Там всегда грозить нам будет… Участник: Злой пожар. (Передача шара) Ведущий: Раз, два, три, четыре - Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности» У кого пожар в…? Участник: Квартире. (Передача шара) Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил…? Участник: Утюг. (Передача шара) Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над…? Участник: Газом. (Передача шара) Ведущий: Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег…? Участник: Траву. (Передача шара) И так далее. Игра способствует усвоению знаний о причинах возникновения пожаров. В игровой форме дети запоминают конкретные случаи опасных ситуаций, приводящих к возгоранию. В этой игре принимают участие и самореализуются все дети (эрудированные, слабо подготовленные), ход игры активизирует всех участников. Дети получают необходимые противопожарные знания, которые наверняка исключат аналогичные случаи пожаров по их вине. На занятиях дети с большим интересом играют в игру «Чрезвычайная ситуация в доме». Обучающимся предлагается разделиться на две команды, каждой из которых выдаются большие карты с определенной чрезвычайной ситуацией - пожар, кроме этого они получают маленькие карточки с нарисованными на них картинками, которые отображают причины и последствия этой чрезвычайной ситуации. Нужно правильно разложить эти картинки на большую карту. (Где красные стрелки- разложить картинки с причинами пожара, где синие стрелки- с последствиями пожара). Победителем становится та команда, которая первая правильно выполнит задание. Затем командам предлагается придумать небольшие рассказы на каждую причину пожара, возможные последствия. В ходе игры обучающиеся учатся различать причины и последствия пожара, правильно их сопоставлять, а также углубляют свои знания об опасностях в быту и в процессе повседневной деятельности. Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»










К категории дидактических игр относится и игра «Найди ответ», которую я активно применяю в образовательном процессе. Обучающимся выдаются карточки с вопросами, они должны напротив этих вопросов положить карточки с правильными ответами. НТворческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»апример: Вопросы и ситуации: 1. Основное средство борьбы с огнем? 2. Почувствовал запах газа 3. Горит старая трава 4. Трудно дышать от едкого дыма 5. На тебе горит одежда Ответы: 1. Вода 2. Открой окно, балкон 3. Забросай землей 4. Дыши через мокрую тряпочку 5. Падай на землю, катайся. Игра расширяет диапазон знаний детей о механизме действий в экстремальных ситуациях. Теоретическая подготовка, полученная в ходе игры, позволит выйти из реальной опасной для жизни и здоровья ситуации без серьезных последствий. Дидактические игры развивают практические навыки детей по локализации и тушению пожаров; умение определять, как выглядит опасность и почему она возникает; воспитывают бережное отношение к своей жизни и своему здоровью; формируют у ребят твердое убеждение того, что огонь - не игрушка; закрепляют умения справляться с огнем и спасаться от огня.

Сюжетно - ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение школьника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей. При помощи сюжетно - ролевых игр проще научить детей правильно действовать в чрезвычайной ситуации, закрепить знания правильного поведения при пожаре, привить навыки осторожного обращения с огнем. На своих занятиях я иногда предлагаю детям сыграть роли своих любимых сказочных героев, например Буратино, лису Алису, кота Базилио. Лиса Алиса и кот Базилио становятся нарушителями правил пожарной безопасности, а Буратино не допускает нарушений. СТворческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»южет: Лиса Алиса и кот Базилио шли из леса, они очень устали и замерзли. Увидев дом, они зашли в него и, решив погреться, развели костер посредине комнаты. В это время Буратино оказался около дома и, почувствовав запах дыма, забежал в комнату. Он увидел костер, а около него лису Алису и кота Базилио. Буратино быстро затушил костер и объяснил Алисе и Базилио, что ни в коем случае нельзя разжигать костры в помещении и около различных строений. Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»









Эти занятия очень полезны для детей: увидев эту небольшую сюжетно-ролевую игру, дети на всю жизнь запомнят, что костры в помещениях и вблизи строений разводить нельзя.


Подвижные игры
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления. С учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Непринужденная веселая атмосфера увеличивает совместное общение между детьми, подводит ребенка к пониманию того, что действия не являются лишь его индивидуальным делом, ибо они включаются, прямо или косвенно, в сложные человеческие взаимоотношения. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости. Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные, числовые отношения, изучает решения. Большое значение подвижные игры имеют при обучении детей пожарной безопасности, научить их предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре на пожарную тематику постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. В своей педагогической деятельности я часто применяю подвижные игры. Например, на занятиях при обучении школьников действиям в случае пожара, после теоретической подготовки следует практическая отработка навыков: - срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим; - при сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол, закрыв мокрым платком нос и рот продвигаться к выходу. - выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре взрослым и по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.
Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»





Подвижная игра

«Пожарная эстафета»

Дети делятся на две команды:

Первая команда «Факел» Вторая команда «Огонек»

Пожарная эстафета:

1-й этап: Преодолевая зону задымления, спасти пострадавших. (Участники должны закрыть повязками рот и нос, добежать до стульев, на которых будут сидеть пострадавшие и вместе с ними вернуться назад. Кто раньше спасет пострадавшего, тот и победитель.) 2-й этап: Кто первым быстрее и правильно сообщит о пожаре по телефону. (Добежать до плаката, на котором будет написан номер телефона пожарной охраны «01» и назвать точный свой адрес и фамилию. Кто правильно и быстрее это сделает, тот и победитель.) 3-й этап: «Два сапога пара» (На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно, сообща. Двум участникам игры связывают ноги (левую ногу одного игрока с правой ногой другого), взявшись за руки они должны допрыгать до финиша. Кто придет первым, та команда победитель.) Это игра закрепляет теоретические знания, приобретаются практические навыки действий в случае возникновения пожара, укрепляется физическое здоровье младших школьников.

Спортивно-познавательные игры
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей младшего школьного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям данной возрастной категории. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций. Посредством спортивно - познавательных игр, которые я применяю в своей практике, происходит не только развитие детей, укрепление их физического здоровья, а так же происходит ознакомление с теоретическими знаниями, обучение практическим приемам преодоления опасных ситуаций и правильности действий в случае возникновения экстремальных ситуаций. Для обучающихся младшего школьного возраста я провожу спортивно-познавательную игру «Огнеборцы, вперед!». Эта игра проводится в виде эстафеты.
Эстафета: 1 этап - доставка огнетушителя к месту возгорания (надеть пожарную каску, добежать до огнетушителя, взять его в руки и пробежать с ним по скамейке, поставить огнетушитель, снять пожарную каску и передать игроку второго этапа). 2 этап - спасение пострадавшего (надеть пожарную каску, боевку, ремень пожарного, добежать до лестницы, подняться по лестнице, взять мягкую игрушку, спуститься с лестницы, снять каску, передать ее игроку третьего этапа). 3 этап - пожарная техника (игрок надевает каску, подбегает к столу, где разложены карточки с вопросами по пожарной технике, пишет название пожарного автомобиля и к какому типу пожарных автомобилей относится данный автомобиль по буквенному обозначению, далее передает каску участнику четвертого этапа). 4 этап- преодоление препятствия (игрок надевает пожарную каску, подбегает к обручу, берет его в руки, пропускает через себя, кладет на пол, бежит до пятого этапа, передает каску). 5 этап - знаки безопасности (игрок надевает пожарную каску, подбегает к столу, где разложены карточки с вопросами по знакам безопасности, пишет название данного знака и к какой группе основных знаков безопасности относится данный знак, бежит до финиша, снимает каску и кладет на пол). Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»







Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»











Определение победителей: Творческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»Команды - победители эстафеты определяются по наименьшему времени с учетом штрафных очков (за каждое штрафное очко прибавляется 5 секунд). Штрафные очки: потеря каски, неправильный ответ на вопрос. Эта игра способствует закреплению навыков работы с пожарно-техническим вооружением, надевания боевой одежды пожарного, расширяет знания пожарной техники и знаков безопасности. Дети с большим интересом и энтузиазмом познают основы пожарного дела.



Театрализованные игры Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Чем же могут помочь занятия сценическим искусством развитию ребенка? Главное в них то, что они способствуют формированию его личности, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение выражать ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого приобщения к театральной культуре. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Как перенести детскую игру на сцену? На занятиях играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть, именно сегодня. В том - то и дело, что без зрителей мы все прекрасные актеры. Роль зрителя также очень важна. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть важно для тех, кто играет на сцене, и для тех, кто находится в зрительном зале. Ведь, это первые уроки по оценке игры своих товарищей, и эмоциональные переживания, и слушание красоты поэтического слова и музыки. ПТворческая работа «Использование игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности»од моим руководством с детьми младших классов был подготовлен и представлен зрителям начальной школы спектакль «Кошкин дом». Нужно было убедить детей в том, что огонь приносит человеку не только пользу, но и немало бед, рассказать от чего возникают пожары. Дети познакомились с требованиями пожарной безопасности. В частности, что нельзя оставлять без присмотра печь, электрические приборы, спички. Декорации и костюмы были выполнены совместными усилиями родителей, детей, педагога. В процессе подготовки этого театрализованного представления мною преследовалась цель - обучение детей правилам пожарной безопасности, ретрансляция знаний по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях сверстникам. Обучающиеся знали, что на их спектакле будут присутствовать зрители, поэтому они с большим интересом и ответственностью относились к подготовке театрализованного представления.

Заключение
Главной целью данной работы является обобщение опыта работы по эффективному использованию игровых технологий при обучении младших школьников мерам пожарной безопасности. Достижение этой цели возможно лишь при знании психологических и возрастных особенностей детей с сопутствующим применением соответствующих методов и приёмов работы. Только при соблюдении этих условий можно сформировать то, к чему призывают данные рекомендации: при умелой подаче педагогом материала по основам пожарной безопасности и при систематической работе в этом направлении можно достичь высоких показателей в работе.















Литература


1.Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: 1973.
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: 1987.
3. Коган М. С. Осторожен будь с огнем, утром, вечером и днем. - Новосибирск: Сибирский университет, 2009.
4.Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М.: 1983.
5.Павлова О.В., Попова Г. П. Пожарная безопасность. - Волгоград: Учитель, 2006.
6.Павлова О.В., Попова Г.П., Шевченко Г.Н. Пожарная безопасность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие - Москва: Народное образование, 1998.



© 2010-2022