Как писать сочинение по картине

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Жанры живописи Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в тёмный неведомый лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. п.), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас всё красочное богатство мира.


Натюрморт Натюрморт - это жанр изобразительного искусства; картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т. п. Сам термин, обозначающий такие произведения, происходит от французского паture mortе, что буквально означает «мёртвая натура». Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве. Среди мастеров натюрморта можно назвать имена П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна и др.

Портрет Портрет - это один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей. Жанр портрета сложен по двум причинам. Во-первых, в портрете художник (а вместе с ним и зритель) остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Часто встречаются портреты неизвестных людей. Во-вторых, художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека: вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, то есть раскрывает образ героя.

Пейзаж Пейзаж - это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив, а отдельные фигуры людей или животных играют лишь вспомогательную роль, являясь средством дополнения пейзажа. Пейзажная картина даёт художнику возможность выразить своё отношение к миру. Художник-пейзажист не только воспроизводит на картине понравившийся ему уголок, но часто видит в природе то, чего другие не замечают. Поэтому и говорят: шишкинский лес, левитановский пейзаж. Пейзажи бывают разного характера: - эпические («Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Март» И. И. Левитана, «Золотая осень» И. С. Остроухова); - лирические, философские («Февральская лазурь» И. Э. Грабаря, «Московский дворик» В. Д. Поленова); - романтические (пейзажи И. К. Айвазовского). Художники зачастую изображают в своих произведениях сходные пейзажные мотивы. Однако видят они их и передают всегда по-своему. Чтобы научиться отличать произведения разных мастеров, нужно знать, к каким средствам художественной выразительности обращается художник.

Как анализировать картину
Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображённых героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.

В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учётом того, что хотел выразить в ней автор. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия. На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо). Другой вариант анализа может идти по следующему плану: 1. Жанр картины. 2. Кто и что изображены. 3. Настроение, вызываемое этим произведением. 4. Основные микротемы картины. 5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит). 6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции. Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения: 1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему. Составьте предложения на тему этой картины. 2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, объём, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст. 3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. 4. Опишите ситуацию, изображённую на картине. 5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т. п. 6. Выразите своё отношение к герою, к картине. 7. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина. 8. Составьте план описания картины. 9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом. При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины: 1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? 2. Какое слово в названии картины несёт наибольшую смысловую нагрузку? 3. Какие изобразительно-выразительные средства использует художник? 4. Как интерьер характеризует героев? 5. Какое значение имеет фон картины? 6. Как художник относится к своим героям? Почему? 7. Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника? 8. К какому жанру вы отнесёте эту картину? Почему? 9. Что рассказал нам художник о мире и о себе? 10. Как художнику удалось изобразить праздник природы? 11. Какова основная мысль картины? Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины.




Художник, живописец, автор обратился

к какому-либо изображению…

к какой-либо сказке…

к какому-либо эпизоду… выделил

какую-либо фигуру…

какой-либо предмет…

каким-либо цветом…

композиционно… добивается

какого-либо настроения…

точности изображения…

ясности композиционного построения…

противопоставлением каких-либо цветов…

благодаря какому-либо контрасту…
При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от... виднеется; прямо перед нами изображены...; на переднем плане художник пишет...; задний план занимает...; вдалеке открывается... . Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до или после изображённого временного отрезка. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло...; только что совершилось...; недавно случилось...; лишь только отшумела...; как только закончилась...; скоро появится...; ещё не случилось, но уже... . Для примера приведём отрывок из рассказа о картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг». В 1872 году Ф. А. Васильев написал «Мокрый луг». Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, по левую от неё сторону протянулся обрывистый косогор, справа, в глубине широкой низины, - два развесистых дерева, вдали сквозь дымку проглядывает полоса леса. Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!





Подбор материала к сочинению Прежде чем приступать к написанию сочинения, соберите материал. Краткие записи, которые вы сделаете при внимательном рассмотрении картины, помогут вам при создании текста сочинения. Рабочие материалы могут иметь следующий вид (по картине А. А. Пластова «Первый снег»): Передний план крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза. Описание девочки заворожённо смотрит на снег; лёгкий платок; нежно-розовое платьице; домашние тапочки, отороченные мехом. Описание мальчика одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; пальто с меховым воротником. Задний план деревенская улица, лошадь, человек, крыши домов покрыты снегом.
Снег стеклянный дождь; очень к лицу земле; пушистый; кружится; порхает, как стая белых мошек; чистый; приятный.

Памятка-подсказка 1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе. 2. Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник. 3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина? 4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план. 5. Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарём». 6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения. 7. Помните, главное - передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. 8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.


















УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине Акварель - водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками. Акварельная (живопись) - исполняется обычно на бумаге красками, разведёнными на воде. Отличается прозрачностью красочного слоя. Баталист - художник, изображающий военные сюжеты. Блик - световое пятно на тёмном фоне. Бытовой жанр - традиционный жанр изобразительного искусства. Художники, работающие в этом жанре, темы и сюжеты для своих картин берут из повседневной жизни. Картины бытового жанра писали В. Г. Перов, И. Е. Репин, Б. М. Кустодиев, А. Г. Венецианов и др. Графика - искусство изображения предметов линиями и штрихами без использования красок, а также произведения этого искусства. Динамическое искусство - искусство, богатое движением, действием. Драпировка - ткань, опускающаяся широкими складками. Живописец - художник, занимающийся живописью. Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов красками. Замысел - заложенный в картине смысл. Изобразительное искусство - искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура). Иллюстрация - рисунок в тексте книги или журнала, который сопровождает либо поясняет его содержание. Выдающиеся мастера книжной иллюстрации: И. Я. Билибин, М. А. Врубель, В. М. Конашевич. Картина - произведение живописи в красках на куске холста, доске или листе бумаги. Композиция - строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста. Контраст - резкая противоположность; контраст зрительный - зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по сравнению с окружающим его фоном. Лирический (пейзаж) - передающий индивидуальные чувства художника и вызывающий чувствительное, повышенно-эмоциональное состояние. Манера - отличительные черты творчества какого-нибудь художника или писателя, его стиль. Марина - картина, изображающая морской вид. Художника, изображающего морские виды, называют маринистом. Выдающимся маринистом был русский живописец И. К. Айвазовский. Масляная живопись - картина, написанная масляными красками. Мольберт - подставка, на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника. Облик - внешний вид, очертание, наружность. Ореол - светлое сияние вокруг светящегося предмета. Отблеск - сияние отражённого света. Оттенок - разновидность одного и того же цвета. Палитра - тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. Панорама - картина больших размеров с объёмным первым планом, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания. Пастель - мягкие цветные карандаши для живописи, а также исполненный ими рисунок. Пейзаж - изображение природы. Пейзажист - художник, специалист в области пейзажа. Персонаж - действующее лицо в художественном произведении. План - место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план. Пленэр - термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры с целью более полного воспроизведения её реального облика. Поза - положение тела. Полотно - картина (обычно на холсте). Полутон - переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному. Портретист - художник, мастер портрета. Репродукция - воспроизведение картины, рисунка типографским способом. Светотень - распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике. Силуэт - одноцветное плоскостное изображение человека, предмета (тёмное на светлом фоне, светлое - на тёмном). Тёплые оттенки - цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь. Ультрамарин - яркая синяя краска; ультрамариновый. Фон - основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины. Холодные оттенки - цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода. Холст - льняная суровая ткань; картина, созданная масляными красками на такой ткани. Эскиз - предварительный набросок к картине. Этюд - рисунок, выполненный с натуры и обычно представляющий собой часть будущего большого произведения. Рассмотрим более подробно значение некоторых изобразительно-выразительных средств.

Колорит Колорит - гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения; система отношения цветов и их оттенков в художественном произведении. По характеру цветовых сочетаний: спокойный, напряжённый. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, и тёплым, если преобладают жёлтые, красные, оранжевые тона. По образности художественного языка: блёклый, глубокий, глухой, мощный, нежный, радостный, сильный, сияющий, сумеречный, тусклый. При написании сочинения можно использовать слово колорит в следующих сочетаниях: • колорит какого-либо изображения, произведения живописи, картины, портрета; • отличаться колоритом; подчеркнуть что-либо колоритом; создать какой-либо колорит; колорит строится на контрастах, на тонах; колорит построен на взаимодействии тонов. Колорит помогает передать живописцу не только содержание картины, но и её настроение.

Свет Свет - элемент светотени; поверхность, на которую падают прямые лучи. По цветовому тону: голубой, золотистый, кремовый, розоватый, серебристый, окрашенный. По яркости: ослепительный, сияющий, слабый, яркий. По образности художественного языка: беспокойный, волшебный, деликатный, живой, зыбкий, мягкий, неуловимый, подвижный, тревожный. В сочинении также можно использовать следующие выражения: противопоставление света и тьмы, мягкие переходы от света к тени, выделяется светом, озарено светом, пронизано светом, рассеян по картине, способен передать мир во всём великолепии, подчёркивает, отражается, очерчивает силуэт, падает цветовыми пятнами, радует, картина излучает свет.

Тень Тень - один из основных элементов светотени; наиболее слабо освещённые участки в изображении. По признакам цвета: голубые, коричневые, сиреневато-серые, фиолетовые, тёплые, холодные. По образности художественного языка: безликие, воздушные, глубокие, густые, лёгкие, мягкие, прозрачные, сочные, колеблющиеся, скользящие. В сочинении слово тень можно употреблять в следующих сочетаниях: роль тени, распределение тени, глубина тени, мягкая (лёгкая) тень, теневое очертание, восхищаться тенями, окутать тенью, выделено тенью, тень падает (растворяется, легла, упала), тень лишена прозрачности, художественное значение тени.

Цвет Цвет - цветовой фон или окраска. В живописи - одно из основных средств выразительности. По цветовому тону: алый, багровый, багряный, белый, бирюзовый, болотный, бордовый, брусничный, бурый, васильковый, вишнёвый, голубой, жёлтый, жемчужный, зелёный, золотистый, изумрудный, каштановый, кирпичный, коралловый, коричневый, кофейный, красный, кумачовый, лазурный, лиловый, лимонный, перламутровый, персиковый, розовый, рубиновый, рыжий, свинцовый, серебристый, серый, сизый, сиреневый, сливовый, фиолетовый, чёрный, шоколадный, янтарный; однотонный, полный разнообразных оттенков. По насыщенности: блистающий, густой, интенсивный, мрачный, насыщенный, плотный, приглушённый, прозрачный, сияющий, сумрачный, тёмный, яркий. По образности художественного языка: глубокий, глухой, говорящий, горячий, звонкий, мерцающий, нарядный, нежный, сильный, скупой, строгий, тяжёлый. В сочинении слово цвет можно использовать в следующих сочетаниях: чистота, нежность, богатство, гармоничность цвета; видеть что-либо благодаря цвету; передать что-либо цветом; решить что-либо в цвете; цвет создаёт настроение, эмоционально воздействует на зрителя.























Образно-выразительная лексика, употребляемая в искусствоведческих текстах А агатовые глаза аквамариновое небо алый закат Б бегущие облака безграничный простор безысходная печаль белый снег бесконечные переливы цветов бескрайний зелёный массив бледное лицо блистательный талант богатырские сосны бодрящий воздух большое мастерство бытовые подробности В важнейший мотив великолепие величавая тишина величественная панорама вертикаль колокольни весенняя природа вечерний пейзаж виноватая поза влажный снег внешняя простота возвышенная красота воздух прозрачный вороной конь воспринимать красоту всепроникающий свет выдающийся жанрист
Г гармоничное совершенство героический образ глубина взгляда глубокая печаль глубоко правдивый господствует голубой цвет господствующее положение грустные раздумья густая завеса густая тень
Д деревенская изба длинные сине-сиреневые тени достоверная картина
Е единый ритм естественная красота
Ж желтеющая трава живой блеск живописный жизнеутверждающий
3 задушевный заиндевелый лес законченность образного решения замечательно передать запечатлеть облик звенящая прозрачность зима властвует золотисто-жёлтый оттенок золотистый тон золотое сияние
И излюбленная тема изумительное живописное богатство изумрудная зелень изящество штриха искренняя взволнованность искрящееся солнце исторический живописец
К клочковатые тучи колорит картины корка наста красочное пятно кучевые облака
Л левитановский пейзаж линия горизонта лирические пейзажи лучший натюрморт любимый пейзаж
М мажорный пейзаж мастерски написана милая задушевность мир драматичен многогранное цветовое решение молодой талантливый художник мчатся облака мягкие краски мягко очерченная по краям



Н напряжённо всматриваться напряжённость цвета настроение светлой печали небесная синева небольшой сугроб небывалая выразительность нежное цветение нежный образ немногочисленные аксессуары необычность художественного языка непринуждённая поза непритязательная природа никнущие травы
О обаятельный человек обобщённый образ огромное полотно одинокая фигура оживают картины окружающая жизнь оранжево-розовые облака осенний пейзаж отблеск солнца отличительное полотно очень сдержанная тональность ощущение глубины и пространства
П персонаж картины поблёкшая от осенних дождей повседневный крестьянский костюм подтаявший снег поэтичная картина природная окраска приятное впечатление пробудившаяся природа прозрачная синева просторная деревенская окраина пустынная тропа
Р радостная в своём спокойствии осень радостное юношеское мироощущение раскинулось шатром небо рассеянный свет реальная картина романтическая приподнятость
С свежесть чувства светлое мироощущение светлый колорит световые эффекты светотеневые пятна сдержанная цветовая гамма серебристо-серое небо серенький скромный пейзаж снежные покровы создать ощущение сосны-великаны спокойное величие природы способ выражения среднерусский пейзаж столетние стволы деревьев
Т творческое настроение художника тёплые серые тона торжество природы тревожная настороженность тревожные отсветы трепетные тоненькие веточки тщательно исполненные детали тяжёлые облака тяжёлый взгляд
У увядание природы удивление на лицах уравновешенная композиция устремлённый взгляд утопать в снегу уцелевшие листья уютный уголок
Ф фантазия художника фигура фольклорные мотивы
X холодный синеватый отлив хрустальный воздух художественная глубина
Ц царство снега цвет господствует цветовая гамма
Ч чарует зрителя чистота и торжество природы чистота света чрезвычайно скромно и просто чувство бодрости чудный пейзаж
Ш шатровая колокольня церквушки широкая известность
Щ щемящая тоска щемящее чувство
Э эмоциональная атмосфера эмоционально-приподнятое настроение эффектная красочность
Ю юношеское мироощущение
Я яблони в цвету янтарный блеск яркие золотые цвета яркий контраст ярко-изумрудный оттенок ясное лазурное небо























ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ (1871-1960) И. Э. Грабарь - известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию. В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу. В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок. Одно из лучших его полотен - «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства». В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь». Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе».

Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря

«Февральская лазурь»

План 1. «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря. 2. Описание берёзы на переднем плане. 3. Описание берёзовой рощи на заднем плане. 4. Цветовое решение картины. 5. Настроение, которое вызывает картина.

Материал к сочинению Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка. День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный. Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу. Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая, огромная берёза.

«Февральская лазурь» - полотно,

отличающееся особой звучностью,

мажорностью цветового решения.

Л. М. Зельманова «Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба. На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца. Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными мазками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе. Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём. Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.





























ФЁДОР ПАВЛОВИЧ РЕШЕТНИКОВ (1906-1988) Известный советский художник Ф. П. Решетников с юных лет увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он ходил на легендарном корабле «Челюскин» и сделал множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами художник был снят с дрейфующей льдины и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Наиболее известные картины Решетникова: «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!». На всемирной выставке в Брюсселе он был награждён бронзовой медалью. Мысль написать картину «Опять двойка!» родилась у художника в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Решетников живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил написать об этом картину.

Сочинение с элементами описания интерьера

(по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»)

План 1. Вступление. 2. Главный герой картины. 3. Общий вид комнаты. 4. Колорит картины. 5. Заключение.

Материал к сочинению Комната: большая, просторная, светлая; шторы раздвинуты; чисто и уютно; освещённая, семейная обстановка. Стены: высокие, голубовато-серые; географическая карта. Стол: круглый, покрытый белой льняной скатертью. Одним из жанров живописи, наряду с портретом, пейзажем и натюрмортом, является интерьер. На полотнах этого жанра обычно изображаются внутренние убранства дома: комнаты, залы, мастерские художников. Ф. П. Решетников при написании картины «Опять двойка!» не ставил перед собой задачу показать только интерьер жилой комнаты. Изображение интерьера здесь - одно из средств раскрытия замысла художника. На переднем плане мы видим мальчика младшего возраста. Видимо, он получил двойку, поэтому стоит притихший, в виноватой позе. Напротив мальчика на стуле сидит мама и с укором смотрит на него. Мать - очень заботливая и трудолюбивая женщина. Она всё делает для того, чтобы дети хорошо учились. Это видно по обстановке в квартире: везде чистота, порядок. Посередине комнаты - стол, покрытый белой льняной скатертью с жёлтой каймой, на полу - большой бордовый ковёр, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене висит физическая карта полушарий, на подоконнике - цветы. Около матери на двухколёсном велосипеде сидит младший братишка главного героя картины. Малыш ехидно улыбается. На фоне открытой двери и залитой солнечным светом комнаты стоит старшая сестра. Придерживая рукой страницы учебника, она с возмущением смотрит на брата. Свет падает, освещая фигуру девочки сзади. От этого картина выиграла: комната стала глубже, а герой-школьник как бы выступил на передний план. Колорит картины скромный, неяркий. Художник говорит об обычном будничном дне в одной семье, поэтому использует приглушённые тона. Стены комнаты голубовато-серые, пол - светло-коричневый, скатерть на столе - белая. Интерьер квартиры располагает к неспешному созерцанию и размышлению.

Сочинение-описание внешнего облика героя

(по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»)

План 1. Главный герой картины. 2. Описание внешнего облика героя. 3. Чем нам интересен герой картины. На картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» главным героем является мальчик лет девяти. Он огорчён своей двойкой. Белокурая голова с хохолком на макушке немного опущена вниз, глаза смотрят в пол: ему стыдно перед матерью и сестрой, досадно, что младший братишка смеётся над ним. У мальчика грустный вид, брови сдвинуты - кажется, что он вот-вот расплачется. Всю эту сложную гамму чувств мы видим на круглом, румяном, раскрасневшемся от мороза лице героя. Наверное, он долго гулял на улице - катался на коньках. Мальчик ещё не успел раздеться. На нём - старое зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто виднеется школьная форма. Тёмно-серые брюки, чёрные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола. В правой руке мальчик держит потрёпанный портфель. Из него торчат коньки. Они, по-видимому, и стали причиной двойки: герой увлёкся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. Мальчик так расстроен, что даже не обращает внимания на свою любимую собаку, которая старается лизнуть его в лицо. Нам интересен герой картины. В нём всё типично: и бывалый в боях портфель, и позднее раскаяние.









ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН (1832-1898) И. И. Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небогатой купеческой семье. С детства он имел две страсти - чтение и рисование. Шишкин рисовал на всём, что попадалось под руку. Летом -бродил по окрестностям Елабуги и впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою долгую и трудную жизнь. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После его окончания, в 1856 году, он был принят в Академию художеств в Петербурге. В 1860 году за два валаамских пейзажа художник был награждён Большой золотой медалью и поездкой за рубеж. За границу Шишкин поехал только в 1862 году. Он был в Берлине, Дрездене, Праге, путешествовал по Богемии, где познакомился с художественной культурной жизнью Европы. В 1865 году Шишкин возвратился в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика. 1870-е годы - период творческой зрелости и расцвета таланта художника. В это время он пишет полотна: «Сосновый бор», «Лесная глушь», - за которые получил звание профессора. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. В 1891 году в Академии художеств было выставлено более шестисот его эпизодов и гравюр. Выставка дала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего красоту русской природы. Творческая деятельность Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща», в которой опыт и мастерство художника отразили неизгладимые впечатления детства. 8 марта 1898 года художника не стало.

Сочинение-повествование по картине И. И. Шишкина

«Утро в сосновом лесу»

План 1. Замысел картины. 2. Наступление утра в сосновом лесу. 3. Лесная глушь. 4. Медвежья семейка. 5. Моё отношение к картине.

Материал к сочинению Лес: величественный, царственный, вековой, могучий, дремучий, сказочный, утренний, окутанный туманом, освещённый солнцем. Деревья: столетние раскидистые сосны с потрескавшейся золотистой корой; упирающиеся в небо, устремлённые ввысь деревья; старая поваленная сосна. Утро: раннее, первые лучи солнца, розовеет заря. Медвежата: косолапые, неугомонные, игривые, шаловливые, любознательные, беззаботные, буро-коричневые, вскарабкались на поваленное дерево, всматриваются вдаль. Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни. Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг, художник К. А. Савицкий, который написал медведей, удачно введённых в полотно. «Утро в сосновом лесу» - одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны - высокие и могучие. Чаща - густая и непроходимая. Прохладно, свежо в этой дремучей сосновой чаще. В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать - они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими медвежатами. Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник прекрасно знал лес и умел передать его прелесть и величие. Шишкина можно назвать царём леса.

Сочинение-описание фрагмента картины И. И. Шишкина

«Утро в сосновом лесу» В центре картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» - медвежата, которые вскарабкались на сломанную бурей сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру медвежата разные. Первый медвежонок - любитель поесть. Он нашёл в коре старой сосны какое-то лакомство и так этим увлёкся, что ничего не замечает вокруг. Второй из них, самый смелый, забрался довольно высоко, а ведь дерево, того и гляди, рухнет. Он смотрит на брата сверху вниз, как будто хочет сказать: «Что ты там нашёл? Дай попробовать!» Третий медвежонок - мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он жадно глядит вдаль - туда, откуда огненным шаром выплывает солнце. Здесь медвежата могут играть беззаботно: их покой охраняет дремучий лес, сюда не ступала нога человека. Рядом с медвежатами - их мать. Она внимательно следит за своими малышами. Кажется, что медведица рычит, даже оскалила зубы. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.

Как писать сочинение по картине Ф. П. Решетников. Опять двойка!


Как писать сочинение по картине И. Э. Грабарь. Февральская лазурь


Как писать сочинение по картине И. И. Шишкин. Утро в сосновом лесу

© 2010-2022