- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа исследовательской деятельности «Я - исследователь»
Программа исследовательской деятельности «Я - исследователь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова О.А. |
Дата | 03.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я-исследователь»
Класс: 2
Учитель: Иванова Ольга Александровна
Количество часов:
всего 34 часа;
в неделю 1 час;
№ п/п
Кол-во часов
Тема
Тип урока
Элементы обязательного минимума образования
Планируемые результаты
Формы и виды
контроля
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.Теоретические основы исследовательской деятельности - 23 ч.
1
1
Что такое исследование
Урок изучения нового материала
Понятие исследование.
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Опрос
2-3
2
Как выбрать тему исследования
Урок изучения нового материала
Понятие «тема исследования». Развитие речи, аналитического мышления. Формулирование темы исследования
Рабочая тетрадь стр.2-3
4-5
2
Как задавать вопросы
Урок изучения нового материала
Умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Умение задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Практическая
работа «Выявление логической структуры текста»
6-7
2
Цель и задачи исследования
Урок изучения нового материала
Понятия: цель, задачи исследования. Умение ставить задачи исследования, формулировать цель.
Рабочая тетрадь
стр. 4
8-9
2
Постановка вопроса (поиск гипотезы)
Урок изучения нового материала Понятия: гипотеза исследования. Умение выявлять причину и следствие. Умение правильно задавать вопросы.
Рабочая тетрадь
стр. 5-6
10
1
Организация исследования: как составить план
Урок изучения нового материала
Понятия: план исследования, методы исследования.
Опрос
11
1
Знакомство с информационными источниками
Урок-практика
Виды источников информации. Схема и принципы выбора литературы по теме исследования.
Понятия: аннотация, содержание, каталог. Алгоритм работы с книгой, периодическими изданиями, энциклопедиями и др.
Рабочая тетрадь стр.10-11
12-13
2
Учимся выбирать основную и дополнительную литературу
Урок-экскурсия в библиотеку
14-15
2
Наблюдение как способ выявления проблем
Урок-практика
План наблюдения.
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей
Рабочая тетрадь
стр. 18-19
16-17
2
Эксперимент как средство познания
Урок-практика
Понятие эксперимента. Правила проведения эксперимента. Оформление результатов эксперимента.
Рабочая тетрадь стр.20-21 18-19
2
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы
урок изучения нового материала
Схема, чертеж, рисунок, график,
формула и т.п. Умение составлять схему объекта.
Практическое задание «Пиктограммы» 20
1
Как сделать сообщение о результатах исследования
Урок изучения нового материала
Форма представления результатов исследования. Правила успешного выступления. Умение презентовать результат. Презентация работы с помощью программы MicrosoftPowerPoint.
21-23
3
Компьютер - наш помощник: правила составления презентации
Урок-практика
Практическая работа «Составление презентации»
2. Исследовательская практика - 11 ч.
24-25
2
Методика проведения групповых исследований. Коллективная игра-исследование
Урок-игра
Коллективная игра-исследование
Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
Допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Групповой проект «Жилой дом»
26
1
Методика проведения групповых исследований. Экспресс-исследование
Урок-экскурсия
Групповая работа над проектом
Групповой проект «Социальные объекты родного села»
27-30
4
Методика проведения индивидуального исследования
Урок-консультация
Работа над индивидуальными проектами
Индивидуальные исследовательские проекты
31-33
3
Мини-конференция по итогам исследований
Урок-конференция
Навыки защиты исследовательских проектов
Защита результатов исследования
34
1
Анализ исследовательской деятельности
Итоговый урок
Анализ проведенных исследований
и выполненных проектов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я-исследователь»
Класс: 3
Учитель: Иванова Ольга Александровна
Количество часов:
всего 34 часа; в неделю 1 час;
№
Кол-во часов
Тема
Тип урока
Элементы обязательного минимума образования
Планируемые результаты
Формы и виды
контроля
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1. Теоретические основы исследовательской деятельности - 18 ч.
1
1
Научные исследования и наша жизнь
Урок -повторение
Науки и области исследований. Научные открытия.
Положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
2
1
Искусство задавать вопросы
Урок изучения нового материала
Умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Умение задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Практическая работа «Задай вопрос к предмету или явлению»
3
1
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
Урок-практика
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить
идею.
Практическая работа «Выявление логической структуры текста»
4-5
2
Гипотезы и провокационные идеи
Урок-практика
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем
они похожи и чем отличаются.
Практическое задание «Конструирование гипотез»
6
1
Анализ и синтез
Урок-практика
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.
Практические задания «Как делать обобщения»
7
1
Как давать определения понятиям
Урок изучения нового материала
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий
Составление кроссвордов
8
1
Суждения, умозаключения, выводы
Урок изучения нового материала
Логика и правила формулирования суждений, умозаключения и выводов
9
1
Методы исследования
Урок изучения нового материала
Владение основными доступными
методами исследования (понаблюдать, провести эксперимент)
10-11
2
Наблюдение и наблюдательность
Урок-практика
Практическое задание «Планируем и проводим собственные наблюдения»
12-13
2
Эксперимент - познание в действии
Урок-практика
Практическое задание «Планируем и проводим собственные эксперименты»
14
1
Ассоциации и аналогии
Урок-диагностика
Сформированность ассоциативного мышления
Практическое задание на создание аналогий
15-16
2
Искусство делать сообщения
Урок изучения нового материала
Что такое защита, как правильно делать доклад, как отвечать на вопросы
17-18
2
Как подготовиться к защите собственной
исследовательской работы
Урок-семинар
Составление рассказов по
заданному алгоритму
2. Исследовательская практика - 16 ч. 19-20
2
Коллективная игра-исследование
Урок-игра
Работа в группе
Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
Допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
21
1
Исследовательская практика: как выбрать тему собственного
исследования
Урок-практика
Понятия: тема исследования. Виды тем
Практическое задание Рабочая тетрадь стр.2-3 22
1
Исследовательская практика: формулируем цель работы
Урок-практика
Понятия: цель исследования, объект, предмет
Практическое задание Рабочая тетрадь стр.4 23
1
Исследовательская практика: выдвигаем гипотезу
Урок-практика
Понятие гипотезы исследования
Практическое задание Рабочая тетрадь стр.5-6 24
1
Исследовательская практика: составляем план исследования
Урок-практика
Планирование исследования
Практическое задание «План исследования» 25-27
3
Исследовательская практика: собираем информацию
Урок-практика
Источники информации
28-29
2
Индивидуальная консультационная работа
по проведению самостоятельных
исследований
Урок-консультация
Индивидуальная работа с учащимися
30-32
3
Мини-конференция по защите исследовательских работ
Урок-конференция
Навыки защиты результатов исследования
Защита результатов исследования 33-34
2
Анализ результатов исследовательской деятельности
Урок подведения итогов
Навыки самоанализа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Я-исследователь»
Класс: 4
Учитель: Иванова Ольга Александровна
Количество часов:
всего 34 часа; в неделю 1 час;
№
Кол-во часов
Тема
Тип урока
Элементы обязательного минимума образования
Планируемые результаты
Формы и виды
контроля
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1. Теоретические основы исследовательской деятельности - 14 ч.
1
1
Культура мышления
Урок-диагностика
Знать понятия: анализ, синтез, обобщение, классификация
Положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
2
1
Методы исследования
Урок-повторение
Владеть основными доступными
методами исследования (понаблюдать, провести эксперимент)
Опрос
3
1
Научная теория
Урок изучения нового материала
Знать понятия: научная теория, описательная теория, объяснительная теория
Мини-сообщение «Известный ученый»
4
1
Научное прогнозирование
Урок изучения нового материала
Знать понятия: научный прогноз, методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев)
5-8
4
Совершенствование техники наблюдения
и экспериментирования
Урок-практика
Знать и применять алгоритм проведения наблюдения и эксперимента
Практическое задание «Проведение наблюдения»
9
1
Как правильно делать выводы
из наблюдений и экспериментов
Урок-практика
Уметь высказывать суждения и делать умозаключения
на основе наблюдений и экспериментов
10
1
Ассоциации и аналогии
Урок-диагностика
Развитие логического мышления
Практические задания на выявление уровня развития логического мышления, ассоциативного мышления
11
1
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
Урок-игра
Уметь задавать вопрос и отвечать на него
Коллективная игра «Вопросы и ответы»
12
1
Умение выявлять проблемы
Урок изучения нового материала
Знать, что такое проблема и уметь вычленять ее
Устный опрос
13-14
2
Как подготовиться к защите
Урок-семинар
Уметь составить сообщение по теме исследования
2. Исследовательская практика -20 ч. 15-16
2
Коллективная игра-исследование
Урок-игра
Работа в группе
Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
Допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
17-18
2
Коллективное экспресс-исследование
Урок-исследование
19-20
2
Исследовательская практика: как выбрать тему собственного
исследования
Урок-практика
Понятия: тема исследования. Виды тем
Практическое задание Рабочая тетрадь стр.2-3 21-22
2
Исследовательская практика: формулируем цель работы
Урок-практика
Понятия: цель исследования, объект, предмет
Практическое задание Рабочая тетрадь стр.4 23-24
2
Исследовательская практика: выдвигаем гипотезу
Урок-практика
Понятие гипотезы исследования
Практическое задание Рабочая тетрадь стр.5-6 25
1
Исследовательская практика: составляем план исследования
Урок-практика
Планирование исследования
Практическое задание «План исследования» 26-27
2
Исследовательская практика: собираем информацию
Урок-практика
Источники информации
28-29
2
Индивидуальная консультационная работа
по проведению самостоятельных
исследований
Урок-консультация
Индивидуальная работа с учащимися
30-32
3
Мини-конференция по защите исследовательских работ
Урок-конференция
Навыки защиты результатов исследования
Защита результатов исследования 33-34
2
Анализ результатов исследовательской деятельности
Итоговый урок
Навыки самоанализа