Программа исследовательской деятельности «Я - исследователь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я-исследователь»

Класс: 2

Учитель: Иванова Ольга Александровна

Количество часов:

всего 34 часа;

в неделю 1 час;

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Планируемые результаты

Формы и виды

контроля

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Теоретические основы исследовательской деятельности - 23 ч.

1

1

Что такое исследование

Урок изучения нового материала

Понятие исследование.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.


Положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

Допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Опрос

2-3

2

Как выбрать тему исследования

Урок изучения нового материала

Понятие «тема исследования». Развитие речи, аналитического мышления. Формулирование темы исследования

Рабочая тетрадь стр.2-3

4-5

2

Как задавать вопросы

Урок изучения нового материала

Умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Умение задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Практическая

работа «Выявление логической структуры текста»

6-7

2

Цель и задачи исследования

Урок изучения нового материала

Понятия: цель, задачи исследования. Умение ставить задачи исследования, формулировать цель.

Рабочая тетрадь

стр. 4

8-9

2

Постановка вопроса (поиск гипотезы)

Урок изучения нового материала Понятия: гипотеза исследования. Умение выявлять причину и следствие. Умение правильно задавать вопросы.

Рабочая тетрадь

стр. 5-6

10

1

Организация исследования: как составить план

Урок изучения нового материала

Понятия: план исследования, методы исследования.

Опрос

11

1

Знакомство с информационными источниками

Урок-практика

Виды источников информации. Схема и принципы выбора литературы по теме исследования.

Понятия: аннотация, содержание, каталог. Алгоритм работы с книгой, периодическими изданиями, энциклопедиями и др.

Рабочая тетрадь стр.10-11


12-13

2

Учимся выбирать основную и дополнительную литературу

Урок-экскурсия в библиотеку

14-15

2

Наблюдение как способ выявления проблем

Урок-практика

План наблюдения.

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

Рабочая тетрадь

стр. 18-19

16-17

2

Эксперимент как средство познания

Урок-практика

Понятие эксперимента. Правила проведения эксперимента. Оформление результатов эксперимента.

Рабочая тетрадь стр.20-21 18-19

2

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы

урок изучения нового материала

Схема, чертеж, рисунок, график,

формула и т.п. Умение составлять схему объекта.

Практическое задание «Пиктограммы» 20

1

Как сделать сообщение о результатах исследования

Урок изучения нового материала

Форма представления результатов исследования. Правила успешного выступления. Умение презентовать результат. Презентация работы с помощью программы MicrosoftPowerPoint.


21-23

3

Компьютер - наш помощник: правила составления презентации

Урок-практика

Практическая работа «Составление презентации»

2. Исследовательская практика - 11 ч.

24-25

2

Методика проведения групповых исследований. Коллективная игра-исследование

Урок-игра

Коллективная игра-исследование

Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

Допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Групповой проект «Жилой дом»

26

1

Методика проведения групповых исследований. Экспресс-исследование

Урок-экскурсия

Групповая работа над проектом

Групповой проект «Социальные объекты родного села»

27-30

4

Методика проведения индивидуального исследования

Урок-консультация

Работа над индивидуальными проектами

Индивидуальные исследовательские проекты

31-33

3

Мини-конференция по итогам исследований

Урок-конференция

Навыки защиты исследовательских проектов

Защита результатов исследования

34

1

Анализ исследовательской деятельности

Итоговый урок

Анализ проведенных исследований

и выполненных проектов
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я-исследователь»

Класс: 3

Учитель: Иванова Ольга Александровна

Количество часов:

всего 34 часа; в неделю 1 час;

Кол-во часов

Тема

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Планируемые результаты

Формы и виды

контроля

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Теоретические основы исследовательской деятельности - 18 ч.

1

1

Научные исследования и наша жизнь

Урок -повторение

Науки и области исследований. Научные открытия.

Положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;


Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

Допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.


2

1

Искусство задавать вопросы

Урок изучения нового материала

Умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Умение задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Практическая работа «Задай вопрос к предмету или явлению»

3

1

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Урок-практика

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить

идею.

Практическая работа «Выявление логической структуры текста»

4-5

2

Гипотезы и провокационные идеи

Урок-практика

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем

они похожи и чем отличаются.

Практическое задание «Конструирование гипотез»

6

1

Анализ и синтез

Урок-практика

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.

Практические задания «Как делать обобщения»

7

1

Как давать определения понятиям

Урок изучения нового материала

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий

Составление кроссвордов

8

1

Суждения, умозаключения, выводы

Урок изучения нового материала

Логика и правила формулирования суждений, умозаключения и выводов


9

1

Методы исследования

Урок изучения нового материала

Владение основными доступными

методами исследования (понаблюдать, провести эксперимент)


10-11

2

Наблюдение и наблюдательность

Урок-практика

Практическое задание «Планируем и проводим собственные наблюдения»


12-13

2

Эксперимент - познание в действии

Урок-практика

Практическое задание «Планируем и проводим собственные эксперименты»

14

1

Ассоциации и аналогии

Урок-диагностика

Сформированность ассоциативного мышления

Практическое задание на создание аналогий

15-16

2

Искусство делать сообщения

Урок изучения нового материала

Что такое защита, как правильно делать доклад, как отвечать на вопросы


17-18

2

Как подготовиться к защите собственной

исследовательской работы

Урок-семинар

Составление рассказов по

заданному алгоритму

2. Исследовательская практика - 16 ч. 19-20

2

Коллективная игра-исследование

Урок-игра

Работа в группе

Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности

Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

Допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.


21

1

Исследовательская практика: как выбрать тему собственного

исследования

Урок-практика

Понятия: тема исследования. Виды тем

Практическое задание Рабочая тетрадь стр.2-3 22

1

Исследовательская практика: формулируем цель работы

Урок-практика

Понятия: цель исследования, объект, предмет

Практическое задание Рабочая тетрадь стр.4 23

1

Исследовательская практика: выдвигаем гипотезу

Урок-практика

Понятие гипотезы исследования

Практическое задание Рабочая тетрадь стр.5-6 24

1

Исследовательская практика: составляем план исследования

Урок-практика

Планирование исследования

Практическое задание «План исследования» 25-27

3

Исследовательская практика: собираем информацию

Урок-практика

Источники информации


28-29

2

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных

исследований

Урок-консультация

Индивидуальная работа с учащимися


30-32

3

Мини-конференция по защите исследовательских работ

Урок-конференция

Навыки защиты результатов исследования

Защита результатов исследования 33-34

2

Анализ результатов исследовательской деятельности

Урок подведения итогов

Навыки самоанализа





















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Я-исследователь»

Класс: 4

Учитель: Иванова Ольга Александровна

Количество часов:

всего 34 часа; в неделю 1 час;

Кол-во часов

Тема

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Планируемые результаты

Формы и виды

контроля

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Теоретические основы исследовательской деятельности - 14 ч.

1

1

Культура мышления

Урок-диагностика

Знать понятия: анализ, синтез, обобщение, классификация

Положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;


Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

Допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.


2

1

Методы исследования

Урок-повторение

Владеть основными доступными

методами исследования (понаблюдать, провести эксперимент)

Опрос

3

1

Научная теория

Урок изучения нового материала

Знать понятия: научная теория, описательная теория, объяснительная теория

Мини-сообщение «Известный ученый»

4

1

Научное прогнозирование

Урок изучения нового материала

Знать понятия: научный прогноз, методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев)


5-8

4

Совершенствование техники наблюдения

и экспериментирования

Урок-практика

Знать и применять алгоритм проведения наблюдения и эксперимента

Практическое задание «Проведение наблюдения»

9

1

Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

Урок-практика

Уметь высказывать суждения и делать умозаключения

на основе наблюдений и экспериментов


10

1

Ассоциации и аналогии

Урок-диагностика

Развитие логического мышления

Практические задания на выявление уровня развития логического мышления, ассоциативного мышления

11

1

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Урок-игра

Уметь задавать вопрос и отвечать на него

Коллективная игра «Вопросы и ответы»

12

1

Умение выявлять проблемы

Урок изучения нового материала

Знать, что такое проблема и уметь вычленять ее



Устный опрос

13-14

2

Как подготовиться к защите

Урок-семинар

Уметь составить сообщение по теме исследования

2. Исследовательская практика -20 ч. 15-16

2

Коллективная игра-исследование

Урок-игра

Работа в группе

Ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности

Принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

Допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.


17-18

2

Коллективное экспресс-исследование

Урок-исследование



19-20

2

Исследовательская практика: как выбрать тему собственного

исследования

Урок-практика

Понятия: тема исследования. Виды тем

Практическое задание Рабочая тетрадь стр.2-3 21-22

2

Исследовательская практика: формулируем цель работы

Урок-практика

Понятия: цель исследования, объект, предмет

Практическое задание Рабочая тетрадь стр.4 23-24

2

Исследовательская практика: выдвигаем гипотезу

Урок-практика

Понятие гипотезы исследования

Практическое задание Рабочая тетрадь стр.5-6 25

1

Исследовательская практика: составляем план исследования

Урок-практика

Планирование исследования

Практическое задание «План исследования» 26-27

2

Исследовательская практика: собираем информацию

Урок-практика

Источники информации


28-29

2

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных

исследований

Урок-консультация

Индивидуальная работа с учащимися


30-32

3

Мини-конференция по защите исследовательских работ

Урок-конференция

Навыки защиты результатов исследования

Защита результатов исследования 33-34

2

Анализ результатов исследовательской деятельности

Итоговый урок

Навыки самоанализа







© 2010-2022