Доклад Обобщение опыта работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Обобщение педагогического опыта работы по организации научно-исследовательской деятельности младших школьников. Представляю опыт своей работы по организации научно- исследовательской деятельности младших школьников . Начну своё выступление со слов философа гуманиста Мишеля де Монтень. «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.» Философ- гуманист Мишель Де Монтень Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Ребёнок - исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Работа по программе "Школа 2100." предполагает исследовательскую деятельность на уроках . Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать исследовательская деятельность. Главное для меня - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Цель моей работы стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Исходя из поставленной цели, были выделены задачи: - научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления; - формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме; - развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения; - мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Построение работы по развитию исследовательской деятельности младших школьников осуществляю по следующим направлениям:
  1. Изучение и анализ научно-методической литературы. На этом этапе я изучала различную литературу.
Определены эффективные технологии и методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности на практике. Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология нестандартных уроков, технология критического мышления, технология создания учебного успеха. Формы и типы уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок групповой работы, урок-соревнование, урок личного успеха, урок парной работы. Методы и приемы: "открытие" нового знания, "привлекательная цель", "своя опора", "светофор", "ответ на ухо", метод опережения, "лови ошибку", "опрос по цепочке", "тихий опрос", "программируемый опрос".
  1. Диагностика учащихся.
Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Для изучения склонностей и интересов детей к предметам проведено тестирование детей . Выявлены группы учащихся, которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки. Совместно с психологом определена группа одаренных детей. 3. Изучение авторских программ по формированию исследовательской позиции учащихся. Изучены программы А.И.Савенкова "Исследовательская деятельность младших школьников", которая позволяет помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельного исследования; А.З. Зак "Методы развития интеллектуальных способностей детей", Е. Шулешко "Социо-игровые подходы к педагогике" и др. 4. В процессе изучения литературы по данной проблеме я не нашла готовых разработок занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся. Мною разработаны и проведены следующие занятия: "Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?", "Что такое цель, задачи и гипотеза исследования?","Как составить план исследования?", "Какие существуют методы и приемы исследования?", "Что это такое - эксперимент?" Собраны и применяются методики и упражнения по формированию эффективного мышления учащихся. 5. Количество учеников, ведущих самостоятельное исследование. 1 класс - 6 человек. Приведу пример: Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками 2004года набора, тема работы была выбрана в рамках "Мой город ". Стремясь дать наиболее полные сведения о своем городе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения города, улицы, памятники, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Проект « Наш город», который потом был реализован в исследовательскую работу «Возникновение и развитие промышленности города Черногорска» и ученик стал лауреатом Р.Х. во Всероссийском конкурсе « Я исследователь» Перейдя в среднее звено он продолжает работать в этом направлении. Неоднократно был победителем городских и республиканских научно- практических конференций.
6. Достижения учеников по слайдам: Работа Елисеева Алексея представлена на городской уровень, Назарова Романа на школьном уровне. Работа Гордеева Дмитрия на городском уровне заняла 3 место, стал участником регионального конкурса «Я исследователь» В этом году лауреатом РХ стала моя ученица Коданова Алина. К городскому конкурсу готова работа Табачных Ильи. Горлова Александра начала своё исследование по теме « Использование интернет ресурсов учащимися начальной школы» Данные работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками научно-исследовательской деятельностью. Ещё одно направление в моей работе: 7. Развитие коммуникативных умений и навыков. Осуществляется анализ следующих показателей для оценки развития коммуникативных умений и навыков: 1. Кол-во учащихся, которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли. 2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы. 3. Кол-во учащихся, которые владеют навыками презентации своей работы. Способы отслеживания: - 1. Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы. 2. Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д. 3. Тест оценки коммуникативных умений. Учащиеся 1 класса подразделяются на группы с высоким уровнем коммуникативных компетенций - 8 чел, средним - 12, низким - 6. На слайде можно посмотреть развитие коммуникативных компетенций. На начало года и на данный момент. Исследовательской работой мы занимаемся и во внеклассной работе, и на уроках. Приведу пример. На уроке русского языка по программе "Школа 2100." есть сочинение "Что я люблю", а на уроке литературного чтения - сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект - исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: "Знакомьтесь, это - Я", "Сам о себе", "Я о себе" и т.д. Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы. В таблице представлено содержание моей работы по данной теме:
Зданович Елена Витальевна УМК «Образовательная система «Школа 2100»» 1 класс
1.Этапы организации исследова-тельской деятельности.
развивающий. собственно исследовательский. 2.Выявление интересов учащихся.
  • Методика диагностики одарённости младших школьников (А.И.Савенков)

3.Формы и способы деятельности .
  • Уроки
с использованием ИКТ
  • Уроки-исследования
  • Конкурс эрудитов
  • Блиц-опрос
  • Выставка книг по теме.
  • Уголок «Я живу в Хакасии»
  • Экскурсии
  • Кроссворды
  • Ролевые игры
  • Выставка детских работ
  • Выставка книг по теме.
  • Наблюдение по плану
  • Методика «Продолжи исследование» (А.И. Савенков)
  • Самостоятельная
работа учащихся (домашние исследования, работа в группах)
  • Коллективные проекты
  • Защита проектов
  • Кратковременные исследования
  • Выступления на НПК
4. Работа с родителями.
  • Консультации родителей (подготовка написания исследовательских работ)
  • Серии открытых уроков для родителей.
  • Привлечение родителей к работе над проектами.

5.Участие в конкурсах и олимпиадах.
  • Участие в школьных и городских НПК (город 3 место)
  • Подготовка ребёнка к участию во Всероссийском конкурсе «Я Исследователь (лауреаты Р.Х.)
  • Руководитель НОУ по литературе.
  • Участие в городском фестивале с мастер- классом на тему «Развитие исследовательской активности детей»

При организации работы по развитию научно - исследовательской деятельности младших школьников опираюсь на психолого-педагогические принципы: Разработала содержание работы по исследовательской деятельности в начальной школе. В 1 классе
  1. Познакомить детей с многообразием естественных наук; дать общее представление о науке, понятиях «учёный», «гипотеза», « исследование», «эксперимент».
  2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, работать с детскими энциклопедиями и научно-познавательной литературой.
  3. Сформировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, смело пользоваться выражениями « на мой взгляд…», «я согласен (не согласен) с мнением.., так как считаю…», « я думаю…» и т. д.
Во 2 классе
  1. Проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания) и и способами фиксации результатов этих наблюдений.
  2. Работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой( биографии учёных, истории открытий и т. д.)
  3. Сформировать умение пользоваться простейшими приборами: часами, бытовыми весами .
В 3 классе
  1. Расширить представления о важнейших категориях научного познания.
  2. Научиться планировать и проводить наблюдения и эксперименты с использованием приборов оборудования.
  3. Делать теоретические выводы и умозаключения.
  4. Понимать, что экспериментальные факты и их истолкование являются основой для выдвижения гипотез, построения моделей процессов и объектов природы.
В 4 классе

  1. Планировать и проводить наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений, пользоваться измерительными приборами.
  2. Представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков.
  3. Объяснять, используя научную терминологию, результаты наблюдений и экспериментов.
  4. Делать заключения и выводы по результатам экспериментов.
  5. Под руководством учителя выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез.
Результатами моей работы можно считать:
  1. Рост числа детей, участвующих в НПК;
  2. Увеличение числа детей, заинтересовавшихся исследовательской деятельностью;
  3. Возрос интерес родителей к проведению исследований, совместно с детьми.
Вывод: исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. В конце своего выступления хочется сказать: Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI- век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.



© 2010-2022