- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Обобщение опыта работы
Доклад Обобщение опыта работы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Спирина Л.В. |
Дата | 22.07.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Обобщение педагогического опыта работы по организации научно-исследовательской деятельности младших школьников. Представляю опыт своей работы по организации научно- исследовательской деятельности младших школьников . Начну своё выступление со слов философа гуманиста Мишеля де Монтень. «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.» Философ- гуманист Мишель Де Монтень Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Ребёнок - исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Работа по программе "Школа 2100." предполагает исследовательскую деятельность на уроках . Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать исследовательская деятельность. Главное для меня - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Цель моей работы стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Исходя из поставленной цели, были выделены задачи: - научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления; - формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме; - развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения; - мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Построение работы по развитию исследовательской деятельности младших школьников осуществляю по следующим направлениям: - Изучение и анализ научно-методической литературы. На этом этапе я изучала различную литературу.
- Диагностика учащихся.
6. Достижения учеников по слайдам: Работа Елисеева Алексея представлена на городской уровень, Назарова Романа на школьном уровне. Работа Гордеева Дмитрия на городском уровне заняла 3 место, стал участником регионального конкурса «Я исследователь» В этом году лауреатом РХ стала моя ученица Коданова Алина. К городскому конкурсу готова работа Табачных Ильи. Горлова Александра начала своё исследование по теме « Использование интернет ресурсов учащимися начальной школы» Данные работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками научно-исследовательской деятельностью. Ещё одно направление в моей работе: 7. Развитие коммуникативных умений и навыков. Осуществляется анализ следующих показателей для оценки развития коммуникативных умений и навыков: 1. Кол-во учащихся, которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли. 2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы. 3. Кол-во учащихся, которые владеют навыками презентации своей работы. Способы отслеживания: - 1. Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы. 2. Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д. 3. Тест оценки коммуникативных умений. Учащиеся 1 класса подразделяются на группы с высоким уровнем коммуникативных компетенций - 8 чел, средним - 12, низким - 6. На слайде можно посмотреть развитие коммуникативных компетенций. На начало года и на данный момент. Исследовательской работой мы занимаемся и во внеклассной работе, и на уроках. Приведу пример. На уроке русского языка по программе "Школа 2100." есть сочинение "Что я люблю", а на уроке литературного чтения - сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект - исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: "Знакомьтесь, это - Я", "Сам о себе", "Я о себе" и т.д. Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы. В таблице представлено содержание моей работы по данной теме:
Зданович Елена Витальевна УМК «Образовательная система «Школа 2100»» 1 класс
1.Этапы организации исследова-тельской деятельности.
развивающий. собственно исследовательский. 2.Выявление интересов учащихся.
- Методика диагностики одарённости младших школьников (А.И.Савенков)
3.Формы и способы деятельности .
- Уроки
- Уроки-исследования
- Конкурс эрудитов
- Блиц-опрос
- Выставка книг по теме.
- Уголок «Я живу в Хакасии»
- Экскурсии
- Кроссворды
- Ролевые игры
- Выставка детских работ
- Выставка книг по теме.
- Наблюдение по плану
- Методика «Продолжи исследование» (А.И. Савенков)
- Самостоятельная
- Коллективные проекты
- Защита проектов
- Кратковременные исследования
- Выступления на НПК
- Консультации родителей (подготовка написания исследовательских работ)
- Серии открытых уроков для родителей.
- Привлечение родителей к работе над проектами.
5.Участие в конкурсах и олимпиадах.
- Участие в школьных и городских НПК (город 3 место)
- Подготовка ребёнка к участию во Всероссийском конкурсе «Я Исследователь (лауреаты Р.Х.)
- Руководитель НОУ по литературе.
- Участие в городском фестивале с мастер- классом на тему «Развитие исследовательской активности детей»
При организации работы по развитию научно - исследовательской деятельности младших школьников опираюсь на психолого-педагогические принципы: Разработала содержание работы по исследовательской деятельности в начальной школе. В 1 классе
- Познакомить детей с многообразием естественных наук; дать общее представление о науке, понятиях «учёный», «гипотеза», « исследование», «эксперимент».
- Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, работать с детскими энциклопедиями и научно-познавательной литературой.
- Сформировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, смело пользоваться выражениями « на мой взгляд…», «я согласен (не согласен) с мнением.., так как считаю…», « я думаю…» и т. д.
- Проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания) и и способами фиксации результатов этих наблюдений.
- Работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой( биографии учёных, истории открытий и т. д.)
- Сформировать умение пользоваться простейшими приборами: часами, бытовыми весами .
- Расширить представления о важнейших категориях научного познания.
- Научиться планировать и проводить наблюдения и эксперименты с использованием приборов оборудования.
- Делать теоретические выводы и умозаключения.
- Понимать, что экспериментальные факты и их истолкование являются основой для выдвижения гипотез, построения моделей процессов и объектов природы.
- Планировать и проводить наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений, пользоваться измерительными приборами.
- Представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков.
- Объяснять, используя научную терминологию, результаты наблюдений и экспериментов.
- Делать заключения и выводы по результатам экспериментов.
- Под руководством учителя выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез.
- Рост числа детей, участвующих в НПК;
- Увеличение числа детей, заинтересовавшихся исследовательской деятельностью;
- Возрос интерес родителей к проведению исследований, совместно с детьми.
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI- век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.