Рабочая программа по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76



Принята



Утверждена

на заседании МО учителей

начальных классов


приказом по средней школе №76 №542/01-02 от 01.09.2015 г.

протокол №5 от 27.08.2015



руководитель МО:



/ М.В.Вожлякова






Согласована

заместитель директора по УВР

31.08.2015 / М.В. Вожлякова

дата, подпись, расшифровка







Рабочая программа

по изобразительному искусству

во 2 «В» классе



Учитель: Е.С. Полозкова







2015 - 2016 учебный год

г. Ярославль


Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №76
  • Примерная программа начального образования по изобразительному искусству;
  • Авторская программа по курсу «Изобразительное искусство» (автор - Н.М. Сокольникова)
  • Учебный план школы (утверждён приказом по средней школе №76 от28.08.15 № 499/01-02).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31. 03.2014 г. № _253__ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 9 декабря 2010 г. № 189
Программа основана на использовании УМК «Планета знаний». Целями изучения изобразительного искусства в начальной школе являются:
  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном
окружении ребёнка;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Для достижения поставленных целей изучения изобразительного искусства в 2 классе решаются следующие задачи:

- продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);

- освоение живописных приёмов (посырому, лессировка, раздельный мазок и др.);

- освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);

- продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;

- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);

- продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);

- освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);

- продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кислосладкий и др.);

- продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;

- продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;

- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Материал курса изобразительное искусство представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:

  • мир изобразительного искусства
  • мир народного искусства
  • мир декоративного искусства
  • мир архитектуры и дизайна
Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП, т.к. помогает решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России. Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, т.к. помогает решать задачи духовно-нравственного здоровья учащихся, творческого отношения к жизни. Учебный предмет «Изобразительное искусство» является приоритетным для формирования следующих УУД: - личностных, обеспечивая сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - коммуникативных, т.к. искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения. Учебный предмет «Изобразительное искусство» является приоритетным для формирования следующих УУД: формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками. Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе изобразительным искусством. Таким образом, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными формами контроля являются:
  • практические работы обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета и ценностные ориентиры содержания учебного предмета представлены в основной образовательной программе начального общего образования МОУ СОШ №76.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы начального образования курса «Изобразительное искусство» на 34 учебные недели из расчёта 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ К КОНЦУ 2 КЛАССА ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: · положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства; · осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России; · внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; · эмоциональноценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Учащиеся получат возможность для формирования: · чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла; · понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; · положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства; · интереса к посещению художественных музеев, выставок; · представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и
чёрным;
  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (посырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (посырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники); · изображать глубину пространства на плоскости с помо% щью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
  • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
  • подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: · понимать цель выполняемых действий, · понимать важность планирования работы; · выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; · адекватно оценивать правильность выполнения задания; · осмысленно выбирать материал, приём или технику работы; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; · решать творческую задачу, используя известные средства; Учащиеся получат возможность научиться: · продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов; · объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; · различать и соотносить замысел и результат работы; · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; · конструировать объекты дизайна. Учащиеся получат возможность научиться: · осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; · свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; · сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные Учащиеся научатся: · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; · уметь слышать, точно реагировать на реплики; · учитывать мнения других в совместной работе; · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; · соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; · задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.




Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности

Контроль

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Виды изобразительного искусства

14

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека. Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа.

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Самооценка обучающихся

Декоративное искусство

8

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Самооценка обучающихся

Народное искусство

7

Знакомиться с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Самооценка обучающихся

Мир дизайна и архитектуры

5

Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Установить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Решать творческую задачу в коллективной работе: конструировать по свободному замыслу высокую башню из кубиков и коробочек разного размера и формы. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Работы обучающихся

Работы обучающихся

Самооценка обучающихся

Поурочное планирование

№ урока

№ урока в теме

Дата



Тема урока





Материалы

Тема I «Виды изобразительного искусства» (14 часов).

1

1

08/09

Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца

Бумага, акварель.

2

2

15/09

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси лебеди». Школа графики и живописи. ИКТ: Знакомство с правилами жизни людей в мире информации

Бумага, графические материалы, гуашь.

3

3

22/09

Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи.

Бумага, графические материалы, гуашь.

4

4

29/09

Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате»

Бумага, акварель.

5

5

06/10

Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь».ИКТ: Знакомство со сканером

Бумага, акварель.

6

6

13/10

Школа живописи. «Краски и настроение»

Бумага, акварель.

7

7

20/10

Графика. В мастерской художника графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево».ИКТ: Возможности работы со сканером

Бумага, графические материалы

8

8

27/10

Выразительные средства графики. Что может карандаш. «Нарядные елочки»

Бумага, графические материалы

9

9

10/11

Тушь и перо. «Кувшин и яблоки»

ИКТ: Извлечение информации записанной с помощью сканера

Бумага, графические материалы

10

10

17/11

Школа живописи и графики. «Осенний листок»

Бумага, акварель.

11

11

24/11

Скульптура. В мастерской художника-скульптора

Пластилин, стеки.

12

12

1/12

Лепка декоративной чаши

ИКТ: Перенос и прямой ввод информации в ПК со сканера

Пластилин, стеки.

13

13

8/12

Лепка рельефа «Птички». «Котик и Медвежонок»

Пластилин, стеки.

14

14

15/12

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. ИКТ: Создание иллюстраций как информационных объектов

Пластилин, стеки.

Тема II «Декоративное и народное искусство» (15 часов).

15

1

22/12

Декоративное искусство вокруг нас. Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству.

16

2

29/12

Декоративное рисование. «Грибы и елочки»

ИКТ: Нахождение нужной папки через проводник.

Бумага, гелевые ручки.

17

3

12/01

Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент

ИКТ: Создание иллюстраций как информационных объектов

Бумага, цветные карандаши.

18

4

19/01

Монотипия. «Бабочка». «Волшебные ладошки»

Бумага, акварель.

19

5

26/01

Печать предметами. Печать листьями

ИКТ: Создание иллюстраций как информационных объектов

Бумага, акварель.

20

6

02/02

Декоративные эффекты. Рисуем кляксами. Рисование солью

Бумага, акварель, соль.

21

7

09/02

Коллаж. «Грибы». «Лесные человечки»

Картон, клей, цветные нити.

22

8

16/02

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы

ИКТ: Создание информационных объектов мультипликации

23

1

01/03

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись

Бумага, гуашь.

24

2

15/03

Пермогорские узоры. Прялки. Обучение умению выполнять роспись прялок

Бумага, гуашь, тушь, перо.

25

3

29/03

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы

Бумага, гуашь, тушь, перо.

26

4

05/04

Знакомство с каргопольскими игрушками

Бумага, гуашь, тушь, перо.

27

5

12/04

Печенье «Тетёрки» Изучение узоров печенья тетёрки.

Пластилин, стеки

28

6

19/04

Архангельская Птица счастья

ИКТ: Создание графических работ с использованием инструментов

Бумага, ножницы, клей.

29

7

26/04

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы


Тема IV «Мир дизайна и архитектуры» (5часов).

30

1

03/05

Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей

Цветная бумага, ножницы, клей.

31

2

10/05

Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки

ИКТ: Вставка графических файлов в электронный глоссарий

Цветная бумага, ножницы, клей.

32

3

17/05

Конусы. «Петушок». «Веселая мышка»

Цветная бумага, ножницы, клей.

33

4

24/05

Цилиндры. «Веселые зверята». «Гусеничка»

Цветная бумага, ножницы, клей.

34

5

31/05

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Проверка умения конструировать на основе геометрических форм




Материально-техническое обеспечение


  • Книгопечатная продукция:

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель.

Печатные пособия:

1.Плакаты по декоративно - прикладному искусству

2.Набор демонстративных материалов (в соответствии с программой)

Технические средства обучения:

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картин.

2.Мультимедийный проектор

3.Компьютер

4.Сканер

5.Принтер лазерный

6.Нетбуки

7.Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия:

1.Мультимедийные обучающие художественные программы(Paint)

2.Игровые художественные компьютерные программы

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

4.Презентации к урокам на дисках и флеш.носителях

5.Записи классической и народной музыки

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1.Материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, стаканчик для воды, точилки, палитра, влажные салфетки (для вытирания рук).

2.Шкафы для рационального размещения и хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам изобразительного искусства: коробки, подставки, папки и пр.

Оборудование класса:

1.Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

2.Стол учительский с тумбой

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.Держатели для схем и таблиц и т.п.


© 2010-2022