Конспект урока развития речи и чтения на тему Ель-хвойное дерево. А. П. Гайдар Ёлка в тайге

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок развития речи и чтения

Тема: Ель - хвойное дерево.

А.П.Гайдар «Ёлка в тайге».

Цели и задачи:

Социально-образовательная:

- проверить навык правильного, выразительного, осознанного чтения; учить детей работать с текстом.

- способствовать формированию понятия - хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками ели.

Коррекционно - развивающая

- развитие речевых умений, творческой деятельности; развитие интереса к чтению.

- создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях; создать условия для развития приёмов анализа и синтеза, классификации и обобщения, закрепить умение работать с таблицами.

Воспитательная

- воспитывать уважение к труду, культурным традициям своего народа; воспитывать чувство взаимопомощи и доброго отношения друг к другу.

- способствовать воспитанию познавательного интереса, продолжить формирование ценностного отношения к природе родного края.

Оборудование:

презентация, гербарии, раздаточный материал, графический план урока.

Ход урока:

Орг.момент:

- Сегодня прекрасный зимний день. Мы рады приветствовать наших гостей. Надеюсь настроение у всех отличное. Начинаем урок с артикуляционной гимнастики.

1)Артикуляционная гимнастика (сначала читаются буквы, а затем - слоги). (2 мин)

И А О У Ы Слайд №1

ЛИ ЛА ЛО ЛУ ЛЫ

Варианты прочтения:

*Читаем отрывисто.

*Читаем плавно.

*Поем песенку тихо.

*Поем песенку громко.

2)Введение в тему Работа с картинками.(2 мин) Слайл № 2

- У вас на партах конверты с заданием. Достаньте картинки, положите перед собой.

- Как одним словом назвать эти предметы? (деревья)

- Найдите и покажите лишнее дерево.(Ель)

- Почему вы так решили? (Оно - хвойное, а остальные- лиственные)

- Сегодня наш урок мы посвятим этому хвойному дереву. Познакомимся с ним поближе и прочитаем о нем рассказ. Тема урока «Ель - хвойное дерево» (Запись в тетради) - Сегодня мы будем наблюдать, сравнивать, путешествовать, работать в группах, читать и рассказывать.

3) Словарная работа.(2 мин)Запись в тетрадях Слайд № 3

- Ель. Как называют это дерево, когда оно маленькое? Ёлочка.

- Как называют лес, в котором растут только ели? Еловый. (слова выставляются на доске)

- Что вместо листьев у ели? (хвоя)

- Как называется одна иголочка? (хвоинка)

Поставьте в словах ударение.

Проверка. Отметка о результатах.

4) Просмотр видеосюжета.(3 мин) Слайд №4

- Лучше всего наблюдать за хвойными красавицами в лесу. Сейчас мы туда и отправимся.

- Лес наш друг, помощник, а мы - друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки на слайде, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер ) Какие еще правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы. Отправляемся в лес.

Вдохните глубоко свежий воздух хвойного леса. Освежитель воздуха

5)Дыхательная гимнастика (1 мин)

Беседа

- Какие деревья вы увидели в лесу? ( ели)

- Как называются эти деревья? (хвойные)

- Почему они так называются? (у них вместо листьев хвоинки)

6.) Работа над темой урока.(10 мин)

Практическая работа в парах.

(У детей рисунки ели и шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева. Слайд № 5

Карточка - задание.(Дети раскрашивают части дерева)

1. Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

3. Найдите стебель. Как он называется? (Ствол)

4. Найдите листья. Как они называются? (Хвоя)

5. Найдите цветок.

6. Найдите плод.

Коллективная проверка.

- Корень у ели уходит не глубоко.

- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья - хвоинки, которые не все опадают. Вместо плодов - шишки с семенами.

Работа с пословицей. Слайд № 6

Много леса - не губи,

мало леса - береги,

нет леса - посади.

- Объясните смысл пословицы.

Сообщение о значении леса. (4 человека)(4 мин) Слайд № 7

- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных - это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут ели.

Слайд № 8

- В наше время очень много вырубается лесов. А ведь самая ценная древесина ель и сосна. Люди вырубают леса для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов. Леса становится всё меньше и меньше. Слайд № 9

- Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов. Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.

Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.

- Лес - это великое богатство. Слайд № 10

Деревья живут очень долго, до 500 лет. Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет. Лесники выращивают молодые ели, потом их высаживают на вырубках.

А чтобы сохранить лесную красавицу люди придумали искусственную ёлочку.

Физминутка (под песню «В лесу родилась ёлочка») (1 мин)

Введение в тему(1 мин)

- Сейчас из песенки мы узнали, что ель не только приносит пользу человеку, но и много-много радости. Когда это происходит и почему?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, которое тоже посвящено подготовке к новогоднему празднику. Написал это произведение известный писатель Аркадий Гайдар.

(слайд № 11) Демонстрация портрета, обложки книги с названием произведения писателя.)

-Произведение называется «Ёлка в тайге»

Стадия осмысления.(2 мин)

Знакомство с биографией писателя.

-Ребята! Биографию Аркадия Гайдара считают необыкновенной, словно вспышка. Он прожил короткую, но яркую жизнь.

Аркадий Петрович Гайдар родился в Курской области. Детство прошло в городе Арзамас.В 1918 году, в 14 лет пошел в армию, где был командиром роты, а в 17 лет- командовал полком.

В 1924 году после болезни он ушел из армии. Вот тогда и начал писать книги. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт военным корреспондентом. А в октябре 1941 года он погиб в схватке с фашистами.

Ему было 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие - свои книги.

«Голубая чашка» Слайд № 12

«Дальние страны»

«Тимур и его команда»

«Военная тайна»

«Дым в лесу»

Героями его произведений были в основном дети. По некоторым произведениям сняты художественные фильмы.

Словарная работа. (1 мин)

Папиросная бумага- очень тонкая и прозрачная. (демонстрация бумаги)

Радиоприемник- аппарат для приема звуков, сигналов по радио.

Тайга- густой хвойный лес

Не ахти какие- не очень хорошие

Перевести дух- отдохнуть

Физминутка для глаз(1 мин) Слайд № 13

Чтение с остановками.(10 мин)

Чтение учителем первой части.

-О чем мы с вами прочитали?

-Как зовут мальчиков?

-А из чего они мастерили игрушки мальчики?

-Как автор образно назвал подготовку к празднику, чтобы показать важность и серьезность? (игрушечная фабрика, свечной завод)

-Какие игрушки смастерили Чук и Гек? Перечислить.

-А как вы думаете, из прочитанного, была ли у них ёлка?

-А где бы они могли ее взять? ( Сходить в лес)

-Узнаем, что было дальше?

Чтение второй части.(Сильный ученик)

-Кто привез из лесу елку?

-Какая она была?

Чтение третье части(Цепочка)

-Чем занимались дети во время праздника?

-Как веселились взрослые? (Устроили настоящий концерт)

Рефлексия(3 мин)

-Так что является символом праздника. Напомните. ( елка)Что запомнили о лесной красавице?

- Понравился вам рассказ?

Перед вами елка. Она искусственная. Я предлагаю вам её нарядить и поделиться со всеми тем, что вам больше всего понравилось на уроке.(По очереди вешают игрушку и рассказывают)

Посмотрите, у нас получилась красивая, новогодняя красавица.

Ребята! Вы все очень хорошо работали на уроке. (оценки)

С наступающим новым годом вас! Слайд № 14

Д/З стр.

© 2010-2022