- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока развития речи и чтения на тему Ель-хвойное дерево. А. П. Гайдар Ёлка в тайге
Конспект урока развития речи и чтения на тему Ель-хвойное дерево. А. П. Гайдар Ёлка в тайге
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбалко Е.Г. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок развития речи и чтения
Тема: Ель - хвойное дерево.
А.П.Гайдар «Ёлка в тайге».
Цели и задачи:
Социально-образовательная:
- проверить навык правильного, выразительного, осознанного чтения; учить детей работать с текстом.
- способствовать формированию понятия - хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками ели.
Коррекционно - развивающая
- развитие речевых умений, творческой деятельности; развитие интереса к чтению.
- создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях; создать условия для развития приёмов анализа и синтеза, классификации и обобщения, закрепить умение работать с таблицами.
Воспитательная
- воспитывать уважение к труду, культурным традициям своего народа; воспитывать чувство взаимопомощи и доброго отношения друг к другу.
- способствовать воспитанию познавательного интереса, продолжить формирование ценностного отношения к природе родного края.
Оборудование:
презентация, гербарии, раздаточный материал, графический план урока.
Ход урока:
Орг.момент:
- Сегодня прекрасный зимний день. Мы рады приветствовать наших гостей. Надеюсь настроение у всех отличное. Начинаем урок с артикуляционной гимнастики.
1)Артикуляционная гимнастика (сначала читаются буквы, а затем - слоги). (2 мин)
И А О У Ы Слайд №1
ЛИ ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
Варианты прочтения:
*Читаем отрывисто.
*Читаем плавно.
*Поем песенку тихо.
*Поем песенку громко.
2)Введение в тему Работа с картинками.(2 мин) Слайл № 2
- У вас на партах конверты с заданием. Достаньте картинки, положите перед собой.
- Как одним словом назвать эти предметы? (деревья)
- Найдите и покажите лишнее дерево.(Ель)
- Почему вы так решили? (Оно - хвойное, а остальные- лиственные)
- Сегодня наш урок мы посвятим этому хвойному дереву. Познакомимся с ним поближе и прочитаем о нем рассказ. Тема урока «Ель - хвойное дерево» (Запись в тетради) - Сегодня мы будем наблюдать, сравнивать, путешествовать, работать в группах, читать и рассказывать.
3) Словарная работа.(2 мин)Запись в тетрадях Слайд № 3
- Ель. Как называют это дерево, когда оно маленькое? Ёлочка.
- Как называют лес, в котором растут только ели? Еловый. (слова выставляются на доске)
- Что вместо листьев у ели? (хвоя)
- Как называется одна иголочка? (хвоинка)
Поставьте в словах ударение.
Проверка. Отметка о результатах.
4) Просмотр видеосюжета.(3 мин) Слайд №4
- Лучше всего наблюдать за хвойными красавицами в лесу. Сейчас мы туда и отправимся.
- Лес наш друг, помощник, а мы - друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки на слайде, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер ) Какие еще правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы. Отправляемся в лес.
Вдохните глубоко свежий воздух хвойного леса. Освежитель воздуха
5)Дыхательная гимнастика (1 мин)
Беседа
- Какие деревья вы увидели в лесу? ( ели)
- Как называются эти деревья? (хвойные)
- Почему они так называются? (у них вместо листьев хвоинки)
6.) Работа над темой урока.(10 мин)
Практическая работа в парах.
(У детей рисунки ели и шишки)
С помощью рисунков найдите части дерева. Слайд № 5
Карточка - задание.(Дети раскрашивают части дерева)
1. Как называется растение?
2. Есть ли у него корень?
3. Найдите стебель. Как он называется? (Ствол)
4. Найдите листья. Как они называются? (Хвоя)
5. Найдите цветок.
6. Найдите плод.
Коллективная проверка.
- Корень у ели уходит не глубоко.
- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.
Листья - хвоинки, которые не все опадают. Вместо плодов - шишки с семенами.
Работа с пословицей. Слайд № 6
Много леса - не губи,
мало леса - береги,
нет леса - посади.
- Объясните смысл пословицы.
Сообщение о значении леса. (4 человека)(4 мин) Слайд № 7
- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных - это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут ели.
Слайд № 8
- В наше время очень много вырубается лесов. А ведь самая ценная древесина ель и сосна. Люди вырубают леса для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов. Леса становится всё меньше и меньше. Слайд № 9
- Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов. Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.
Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.
- Лес - это великое богатство. Слайд № 10
Деревья живут очень долго, до 500 лет. Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет. Лесники выращивают молодые ели, потом их высаживают на вырубках.
А чтобы сохранить лесную красавицу люди придумали искусственную ёлочку.
Физминутка (под песню «В лесу родилась ёлочка») (1 мин)
Введение в тему(1 мин)
- Сейчас из песенки мы узнали, что ель не только приносит пользу человеку, но и много-много радости. Когда это происходит и почему?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, которое тоже посвящено подготовке к новогоднему празднику. Написал это произведение известный писатель Аркадий Гайдар.
(слайд № 11) Демонстрация портрета, обложки книги с названием произведения писателя.)
-Произведение называется «Ёлка в тайге»
Стадия осмысления.(2 мин)
Знакомство с биографией писателя.
-Ребята! Биографию Аркадия Гайдара считают необыкновенной, словно вспышка. Он прожил короткую, но яркую жизнь.
Аркадий Петрович Гайдар родился в Курской области. Детство прошло в городе Арзамас.В 1918 году, в 14 лет пошел в армию, где был командиром роты, а в 17 лет- командовал полком.
В 1924 году после болезни он ушел из армии. Вот тогда и начал писать книги. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт военным корреспондентом. А в октябре 1941 года он погиб в схватке с фашистами.
Ему было 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие - свои книги.
«Голубая чашка» Слайд № 12
«Дальние страны»
«Тимур и его команда»
«Военная тайна»
«Дым в лесу»
Героями его произведений были в основном дети. По некоторым произведениям сняты художественные фильмы.
Словарная работа. (1 мин)
Папиросная бумага- очень тонкая и прозрачная. (демонстрация бумаги)
Радиоприемник- аппарат для приема звуков, сигналов по радио.
Тайга- густой хвойный лес
Не ахти какие- не очень хорошие
Перевести дух- отдохнуть
Физминутка для глаз(1 мин) Слайд № 13
Чтение с остановками.(10 мин)
Чтение учителем первой части.
-О чем мы с вами прочитали?
-Как зовут мальчиков?
-А из чего они мастерили игрушки мальчики?
-Как автор образно назвал подготовку к празднику, чтобы показать важность и серьезность? (игрушечная фабрика, свечной завод)
-Какие игрушки смастерили Чук и Гек? Перечислить.
-А как вы думаете, из прочитанного, была ли у них ёлка?
-А где бы они могли ее взять? ( Сходить в лес)
-Узнаем, что было дальше?
Чтение второй части.(Сильный ученик)
-Кто привез из лесу елку?
-Какая она была?
Чтение третье части(Цепочка)
-Чем занимались дети во время праздника?
-Как веселились взрослые? (Устроили настоящий концерт)
Рефлексия(3 мин)
-Так что является символом праздника. Напомните. ( елка)Что запомнили о лесной красавице?
- Понравился вам рассказ?
Перед вами елка. Она искусственная. Я предлагаю вам её нарядить и поделиться со всеми тем, что вам больше всего понравилось на уроке.(По очереди вешают игрушку и рассказывают)
Посмотрите, у нас получилась красивая, новогодняя красавица.
Ребята! Вы все очень хорошо работали на уроке. (оценки)
С наступающим новым годом вас! Слайд № 14
Д/З стр.