Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок чтения в 3 классе (1-4). Система развивающего обучения Н.Ф. Виноградовой Тема: Русская народная сказка « Про Ленивую и Радивую». Цели:
  • обеспечение целостного восприятия и осмысления сказки
  • Развивать умение делить текст на части, и выделять главное в
каждой части
  • развивать умение сопоставлять, сравнивать, анализировать
  • воспитывать в детях уважение к старшим, любовь к труду
Оборудование: для детей: учебники, ручки, карандаши, альбомы, словари, карточки- памятки для учителя: учебник, программа развивающего обучения по чтению, аудиозапись, «коллективки»
Ход урока.
  1. Орг. момент.
2. Пятиминутка чтения. Чтение «коллективок» в парах.(1-2минуты) ( отрывок из сказки Братьев Гримм « Домовята») Отрывок: У одного сапожника дела шли так плохо, что однажды в его мастерской не осталось ничего, кроме куска кожи, которого хватало лишь на одну пару сапог. Скроил он эту пару сапог вечером, сшить решил утром и лег спать. Проснулся сапожник утром, собрался взяться за работу, глядь - что за диво? Сапоги стоят на столе уже сшитые, да так хорошо, и аккуратно, что -любо- дорого поглядеть Продал сапожник сапоги. А покупатель, богатый горожанин, когда увидел , как хорошо сшиты сапоги, заплатил за них столь, что сапожник смог купить кожи на две пары сапог. 3.Опрос работы в парах -Кто прочитал без ошибок? Индивидуальное чтение . -Ребята , какие ошибки допущены при чтении? - Найдите в отрывке: 1 вариант- имена существительные; 2 вариант- глаголы. - Ребята, какая это сказка авторская или народная? (Литературная, авторская. Автор: Братья Гримм) - Как называется сказка, которую готовили дома? 4.Опрос домашнего задания. - Пересказ сказки « Самое дорогое» - Какую новую присказку придумал каждый из вас к этой сказке? (Ответы детей) 5.Подготовка к восприятию. Учитель: Ребята, в сказках всегда добро соперничает со злом, храбрость с трусостью, правда с ложью, трудолюбие с ленью. Сегодня у нас сказка, которая так и называется « Про Ленивую и Радивую». 6.Работа со сказкой. - Ребята, кто автор сказки? (народ) -Значит, какая это сказка? ( русская народная) 7.Первичное восприятие сказки. Чтение сказки учителем. -Понравилась вам сказка? -Кто особенно больше всего понравился? -Почему? Прочитайте еще раз название сказки -Уже в самом названии есть для нас непонятное слово- радивая. Запишем это слово к себе в словарь с пояснением. -Какие это слова по значению? (противоположные) - С какой буквы написаны эти слова в названии сказки? ( с большой) - Почему? ( Это имена девочек . Имена девочкам дал народ за их отношение к делу к труду.) - Какая из девочек была награждена стариком? - А что случилось с Ленивой девочкой? ( Она была наказана) - Что является в этой сказке волшебным? ( молоко) - Что сказочного в этой сказке? ( козы говорят человеческим голосом, происходят волшебные, превращения) 7.Работа с текстом. А) Чтение текста детьми по цепочке. Лексическая работа. ( выбор слов с последующим их объяснением) Слова: спесивая, душегрея, скатный. - Какие слова и выражения говорят о том, что сказку написал народ. Выделите особенности речи. (меньшая, дужка, обронила, прибрано, трудница-работница, подойник, сперва, хлев, матушки, шасть, девица, изба, глядят, отороченная,) - Выберите правильный тон для прочтения сказки. Каков он у старика, и девочек. ( У старика- ласковый спокойный, поощряющий в общении с Радивой девочкой . С Ленивой- строгий , осуждающий. Ленивая девочка говорит зло , обидчиво. Радивая- спокойно , ласково) - Разделите текст на части. Озаглавьте каждую часть. 1. Две дочери. 2.Радивая в доме старика. 3.Ленивая в доме старика. 8.ФИЗМИНУТКА. - Наша минутка отдыха сегодня будет тоже про трудолюбивую белочку ( Повторяем два раза) Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день С одной ветки, прыгнув влево, ( прыжки влево) На сучке она присела (присели) Вправо прыгнула потом. ( прыжки вправо) Покружилась над дуплом. (кружимся) Влево- вправо целый день(прыжки влево- вправо) Прыгать белочке не лень 9. Работа с тетрадью по чтению. - Я думаю, что вы все трудолюбивые, поэтому предлагаю потрудиться. - В своих тетрадях по чтению напишите слова, которые характеризуют каждую из девочек в два столбика. Первый столбик- Ленивая, второй столбик- Радивая ( добрая, ласковая, воспитанная, трудолюбивая; ленивая, жестокая, завистливая, невоспитанная, грубая) 10. Работа с иллюстрацией. -Ребята, обратите внимание на иллюстрацию в учебнике. Сопоставим ее с текстом сказки. - Почему цвет лица и бороды у старика был зеленый? ( Он жил на дне водоема) -Ребята, в учебнике нет иллюстрации к эпизоду сказки, где уже совершилось волшебство и произошло превращение девочек в красавицу и дурнушку. -Возьмите свои альбомы и нарисуйте какими вы представляете девочек после превращения, а поможет вам сосредоточиться тихая спокойная мелодия ( звучит мелодия М.П. Мусоргского « Утро на Москве -реке».) 11. Закрепление. - На какую сказку похожа эта сказка? ( В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович») -Какую пословицу можно подобрать к этой сказке? ( Варианты ответов детей. Пословица: По труду - и честь!) - Какие элементы отсутствуют в этой сказке? ( нет присказки и концовки) 12. Домашнее задание: пересказ сказки. Придумать присказку и концовку к сказке.



© 2010-2022