- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование читательчкого интереса младших школьников через разнообразные формы учебной и внеклассной деятельности
Формирование читательчкого интереса младших школьников через разнообразные формы учебной и внеклассной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маслова С.И. |
Дата | 31.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Развитие читательского интереса младших школьников через разнообразные формы учебной и внеклассной деятельности"
Учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия №1583»г.Москвы
Маслова Светлана Ивановна
Работая уже не первый год в школе, я уверена, что у каждого из нас есть то, чем можно поделиться тем, что получается, что приносит результат и радость. Использую эту возможность, чтобы бы поделиться с вами тем, что мне интересно, что я считаю важным в работе, тем, что является частью нашего с вами общего дела. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 - 2013 годы объявлены десятилетием грамотности. 2015 год назван годом Литературы. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Быть грамотным сегодня - это иметь общее образование на уровне средней школы, уметь работать на компьютере, уметь общаться на родном и иностранном языке, уметь работать с массивами информации. Начинается грамотность с умения читать. Меня и я думаю, что и вас, всегда волновала проблема как у ребят вызвать интерес к чтению, как воспитать увлеченного читателя. Тема моей работы «Развитие читательского интереса младших школьников через разнообразные формы учебной и внеклассной деятельности». А когда же и где формируется отношение к книге? Конечно, в идеале все это происходит или должно происходить с самого момента рождения ребенка, в семье. Первые мелодии, которые слышит ребенок, - это колыбельные песни матери, первые произведения литературы - это сказки, рассказываемые бабушкой. Но так не всегда, к сожалению, бывает, особенно в наше время. В результате отношение к книге формируется именно в младшем школьном возрасте. Перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Читательская активность - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Показатели читательского интереса младших школьников:
- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
-
чтение вслух и про себя;
-
жужжащее чтение;
-
чтение цепочкой по предложению;
-
чтение цепочкой по абзацу;
-
чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку;
-
чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.;
-
выборочное чтение;
-
чтение в лицах;
-
инсценирование текста или отрывка ;
-
час «тихого чтения».
Внеклассная деятельность На внеклассных занятиях можно продолжать работу по развитию читательского интереса. Именно в этой работе раскрывается индивидуальность ребенка, формируется самостоятельность, творческая активность, идет познавательное развитие. Формы работ, которые можно использовать:
- урок внеклассного чтения;
- состязание чтецов;
- реклама книги;
- предметные недели;
-
литературный праздник;
-
литературная игра и конкурсы;
-
литературная викторина;
-
литературная гостиная;
-
конференция;
-
театральный фестиваль;
-
литературный конкурс;
-
библиотечный час;
-
час «тихого чтения»;
-
литературные экскурсии.
- Читательский дневник помогает ребенку вырабатывать привычку читать, систематизировать свои впечатления от прочитанной книги и глубже понять ее смысл.
- Ведение читательского дневника позволяет сделать уроки внеклассного чтения регулярными и тематическими, они позволяют ребятам делиться впечатлением о прочитанном.
- В читательском дневнике есть страница, где ребята делают записи о книгах одноклассников, которые их заинтересовали.
- Рекомендательные списки литературы для чтения в течение года, летнего чтения воспринимаются не как наказание, а как пожелание провести с пользой время. Карандашом отмечаем то, что особенно заинтересовало и то, что желательно прочесть заранее.
- ребята пишут аннотации на прочитанные книги, отзывы, мини сочинения;
- презентация страничек читательских дневников - интересный вид работы;
- изготовление самодельных небольших брошюрок, выпуск классного журнала;
- тематические выставки книг с их последующим просмотром;
- проверяем активность чтения школьников и проводим викторины, выставки рисунков к понравившимся книгам, ребята рассказывает о новых книгах, которые появились в их библиотеке, обсуждаем те произведения, которые вызвали особенный интерес у ребят;
- в конце каждого учебного года ребята составляют список прочитанных произведений за год и делятся своими успехами с одноклассниками; мы составляем общий список прочитанного в этом учебном году, где виден вклад каждого ученика в копилку прочитанного;
- сова «Читайка» выявляет интеллектуальны лидеров и активных читателей года, это стимулирует и их к дальнейшему чтению и активизирует класс; я организую встречу ребят с мудрой - совой «Читайкой» раз в 2 недели.