- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс, Школа 2100)
Рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс, Школа 2100)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кунакбаева О.М. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (Приказ № 373 от 06.10.2009) (с изменениями, внесенными приказом № 1241 от 26.11.2010г.) с использованием федерального перечня учебников (Приказ № 253 от 31.03.2014) (с изменениями, внесенными приказами №1559 от 08.12.2014 и № 576 от 08.06.2015г.), в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОБУ СОШ № 9 (Приказ № 384 от 31.08.2011) и учебным планом МОБУ СОШ № 9 (Приказ № 385 от 28.08.2015), примерной программой начального общего образования под редакцией Н.Д. Никандрова (в 2 ч.), М.: Просвещение, 2008 г. и авторской программы «Школа 2100». "Изобразительное искусство" О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская, Москва, Баласс, 2011г. Для реализации программного содержания используются следующее учебное пособие: Ковалевская Е. Д., Куревина О. А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2011 Основные цели курса: 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности. В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией). 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»). 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства). 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике. 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики. 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства. Педагогические технологии, используемые при освоении курса: игровые технологии, технология сотрудничества, групповая технология, здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, технология проектирования. Основной формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, проводятся следующие виды уроков: уроки - выставки, уроки-путешествия, уроки творческой мастерской. Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.
Применяются следующие формы промежуточного, итогового контроля:
- выставки, конкурсы, викторины;
- творческие задания;
- открытые занятия;
- творческие проекты;
- устные опросы. После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Особенности курса 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Общая характеристика учебного предмета. Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2011 2. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Баласс, 2011 В учебниках и рабочих тетрадях реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.
Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 35 часа в год при 1 часе в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во втором классе является формирование следующих умений: - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей; - овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; - воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; - отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование известного с помощью учителя. перечисленных ниже универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные универсальные учебные действия - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). - Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.11 Коммуникативные универсальные учебные действия - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания). - Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. - Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; - ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; - ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; - первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; - получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Содержание учебного предмета Виды изобразительных искусств. (2 ч.) Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Рисуем цветными карандашами.(1 ч.) Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике. Аппликация (2 ч.) Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Музей искусств. (2 ч.) Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса». Иллюстрация. (3 ч.) Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных. Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова Гравюра (3 ч.) Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставок. «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме. Рисунок простым карандашом. (2 ч.) Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень). Украшаем елку. Новогодняя открытка. (2 ч.) Натюрморт. (1 ч.) Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем Рисуем гуашевыми красками. (2 ч.) Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг». Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг» Народные промыслы России.(5 ч.) Городецкая роспись. Выполнение задания «Расписная тарелка». Поздравляем мужчин! Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Коллективное панно «Лоскутное одеяло» Рисуем акварельными красками. (4 ч.) Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла». Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ. И.Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Морские жители. С днём Победы! (1 ч.) Выполнить подарки (открытки или панно) к празднику день Победы. Искусство Древнего Египта (3 ч.) Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Коллективная работа «Египетские письмена». Проекты. (2 ч.) Выполнить свои проекты.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
во 2-м классе (35часов-1час в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
УУД
1-2
Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика
2
Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях
3
Рисуем цветными карандашами. Теплые и холодные цвета. Взаимодействие цветов. Бабочки-красавицы
1
Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике Продолжить
изучение свойств тёплых и холодных цветов. Выполнить задания на закрепление изученного материала
Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике
4-5
Аппликация. Композиция. Цветочный луг
2
Углубить представление о технике аппликации и её особенностях
Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета
6
Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины. Портрет в подарок
1
Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи
Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения.
7
Коллективный проект. Портрет класса
1
Углубить представление о технике аппликации и её особенностях
Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы.
8-9
Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Наброски. Наши друзья меньшие
2
Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций
Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне.
Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков
Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней
10
Иллюстрация к басне И.А.Крылова
1
11-12
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры
2
Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии.
Ответить на вопросы по материалам урока Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру
Организовать коллективную выставку иллюстраций к басням И.А. Крылова.
13
Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства
1
Самостоятельно изучить тему, ответить на вопросы и выполнить задания
Рисунок простым карандашом
2
14
Рисунок. Штриховка
1
Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки
Отработать разные виды штриховки
Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах
15
Карандаш-волшебник
1
16
Украшаем ёлку
1
Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам
17
Новогодняя открытка
1
18
Натюрморт. Рисование с натуры
1
Углубить знания о жанре натюрморта
Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником
Рисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт
Рисуем гуашевыми красками
2
19-20
Братья наши меньшие. Рисуем домашнего любимца. Мой пушистый друг
2
Понимать важность зарисовок с натуры
Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры.
Продумать композицию своей работы
Народные промыслы России.
5
21
Городецкая роспись
1
Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать
Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию
Уметь создавать из растительного орнамента композицию
22
Расписная тарелка
1
23
Поздравляем мужчин!
1
24
Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? Рождение орнамента
1
25
Лоскутное одеяло
1
Рисуем акварельными красами
4
26
Весенние впечатления. Работаем акварелью, рисуем пейзаж. Чудеса акварели
1
Расширить понятие о пейзаже.
Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг)
Иметь понятие о колорите и некоторых его видах
Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите
Расширить понятие о пейзаже.
Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг)
27
Колорит-душа живописи. Цветущий сад
1
28
Пейзаж. Весна пришла
1
29
Морские жители
1
Искусство Древнего Египта.
3
30
Древнеегипетский рельеф. В долине Нила.
1
Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта
Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа
31-32
Египетские письмена
2
33
С Днем Победы!
1
Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам
34-35
Проекты. Защита проектов.
2
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение Для реализации цели и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК по изобразительному искусству издательства «Баласс»: 1.Учебник под редакцией О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской «Разноцветный мир» для 2-го класса, Москва, «Баласс», 2012г. 2.Е.Д.Ковалевская «Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» для 2-го класса, Москва, «Баласс», 2012г. 3. О.А.Куревина, Е.А, Методические рекомендации для учителя. Москва, «Баласс», 2012г.
Интернет-ресурсы: 1. официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»; Наглядные пособия: -таблицы, схемы изготовления изделий; -рисунки и готовые изделия; -шаблоны деталей, репродукции картин. Информационно-коммуникативные средства: -видеозаписи детских песен и мультфильмов; -аудиозаписи детских песен и звуков природы; -презентации к урокам, слайды. Технические средства обучения: -ноутбук; -проектор.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Требования к предметным умениям по изобразительному искусству у учащихся к концу второго класса К концу 2-го класса учащиеся научатся: - владеть языком изобразительного искусства; - различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности; - понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит; - определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов); - описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий; - работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»); - смешивать главные цвета красок для получения составных цветов; - выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы. К концу 2-го класса учащиеся получат возможность научиться: - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; - самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы; - выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; - реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
10