Экологическое образование младшего школьника средствами художественной литературы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое образование младших школьников средствами художественной литературы

Лукьяновская С.А.,

учитель начальных классов первой категории

МБОУ ТЛИ №128, Новосибирск Современная экологическая ситуация носит глобальный характер и затрагивает всё человечество, так как в обществе наблюдается тотальная экологическая безответственность. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики» (Концепция среднего общеобразовательного образования). Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, является одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС начальной общей школы. Экологическое образование является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся, так как всецело направлено на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде. Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. А младший школьный возраст - это период когда происходит процесс развития индивидуально-психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику. Экологическое воспитание одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание - «это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств». Цель экологического образования: вооружить человека знаниями в области естественных, технических и общественных наук, об особенностях взаимодействия общества и природы. А также формирование и развитие способности понимать и оценивать конкретные действия и ситуации. Существует два способа познания мира: научный и художественный. Художественный способ - это переживание содержания, сопереживание персонажу. Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств. Л.С. Выготский определял чтение художественной литературы как «отсроченное поведение». Действительно, читая произведение, ребёнок осваивает нравственно - эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Систему нравственных ориентиров даёт чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. Произведения этих авторов формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, глубоко воздействуют на чувства детей. Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги - значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни. В произведениях Е.Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина авторы служат примером бережного отношения к природе. Их рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. К. Паустовский своими поэтическими произведениями внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза несет в себе огромный запас знаний о мире, не только о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости. Стихотворения С.Есенина, Ф.Тютчева, И.Бунина внушают через красоту природы любовь к родине, к бережному отношению к окружающей нас природе. Чтение произведений о природе позволяет расширить кругозор экологических знаний, развивают умение наблюдать, внимание ребёнка. Также развивается эмоциональная сторона личности: сострадание , сопереживание представителям растительного и животного мира. Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Огромную роль играет экологическое воспитание, которое формирует нравственно - экологическую позицию взаимодействия личности с окружающей средой. А чтение художественной литературы о природе - одно из условий, при выполнении, которого экологическое воспитание обеспечивает эффективное развитие экологической культуры личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арчегова И. Б. Экологическое мировоззрение - основа развития // Проблема экологии. - 2003. - №2. - С.54 - 55.

  2. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.125 - 127.

  3. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - М., 2003. - С.100 - 105.

  4. Отношение школьников к природе / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988. - 51 с.


© 2010-2022