Урок по окружающему миру Устройство Вселенной. Солнечная система

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ПОС .ШМИДТА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 - 17 - 68,

тел.-факс структурного подразделения - детский сад «Берёзки»я, расположенного в посёлке Маяк - 3 - 17 - 66,

электронная почта: [email protected], адрес сайта: rc.novokuybishevsk.ru/schools/12



«Элементы проектной и исследовательской деятельности при обучении в начальной школе»










Разработка проектного урока в 4 классе по окружающему миру по теме


Устройство Вселенной. Солнечная система





Автор: Шубина Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта

г.о. Новокуйбышевск









г.о. Новокуйбышевск, 2014 г.





УМК «Школа России» Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс.- М.: Просвещение, 2010 г.

Тема: Устройство Вселенной. Солнечная система. Цели урока:

  1. расширение и систематизация знаний обучающихся о строении Вселенной и развитии взглядов представителей науки разных эпох через исследование и моделирование объектов Солнечной системы
  2. оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.
Планируемые результаты. Личностные: - формирование мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, одноклассников и других людей; - развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - принятие основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки, понимание чувств одноклассников, учителей и других людей. Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные): - формирование навыков сотрудничества с одноклассниками при выполнении заданий в паре: умения устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи, допускать возможность существования разных точек зрения); объединять полученные результаты (при решении компетентностных задач); - развитие умения оценивать реальность ответа на вопрос, задавать вопросы с целью получения нужной информации и планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности; - развитие умения строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - совершенствование умения принимать и сохранять учебную задачу; - совершенствование навыков учитывания ориентиров, данных учителем, при освоении учебного материала; умения использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности; - развитие умений самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи; - развитие умений осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, а также вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; - совершенствование умений выделять существенное и несущественное в тексте, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - понимать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы и дополнять ее недостающими данными - осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире; - развитие умений анализировать изучаемые объекты с выделением признаков и проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - развитие умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - развитие познавательного интереса к окружающему нас миру, умения самостоятельно «открывать» знания, выработка навыков групповой работы. Предметные: - формирование умений анализировать модели, изображающие Землю; в соответствии с учебной задачей оценивать масштаб и его соотношения (чем больше единица измерения масштаба, тем мельче изображение на карте), условные обозначения на карте, плане; применять их в практической ситуации; - применение в практической ситуации полученных на уроках математики знаний о соотношении единиц измерения величин; - формирование умений называть имена наиболее известных представителей науки разных эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитии человечества; - с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний совершенствование умений использовать различные доступные справочные издания по естествознанию; - развитие умений оформлять результаты исследовательской работы; - развитие умений использовать готовые модели (глобус, макет) для объяснения явлений или описания свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе; - совершенствование навыков использования при проведении практических работ инструментов ИКТ для записи и обработки информации, готовить презентации по результатам предложенных исследований; - развитие умений моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием подручных средств, умение создать и презентовать конечный продукт - модель Солнечной системы.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, видеофильмы
Типология проекта, реализуемого в рамках урока По доминирующей в проекте деятельности - комбинированный (решение проектной задачи). По предметно-содержательной области - проект (проектная задача) реализуется в рамках предмета окружающий мир. Центральным действием при решении проектной задачи «Устройство Вселенной» является создание и презентация рисунка или макета Солнечной системы. Для того, чтобы прийти к конечному «продукту», обучающимся необходимо дополнить и систематизировать свои знания по данной теме, решить серию компетентностных задач, ориентированных на пространственное расположение планет Солнечной системы, выделение планет земной группы, определение особенностей планет, их размеров, удаленности от Солнца; определение масштаба для дальнейшего моделирования и оценивание его соотношений, а также создание собственного задания, ориентированного на одноклассников. Установлено, что составление собственных заданий или задач является эффективным средством проверки усвоения материала на рефлексивном уровне опосредования. Данная работа рассчитана на участие пяти человек в каждой группе. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет два часа. Дополнительно один (третий) час отводится на презентацию детских проектов. Презентация проектов проводится после смены детской деятельности за счет предметов художественно-эстетического блока или переносится на второй день.

Этапы

ор­ганизации учебной

деятельно­сти

Этапы

проектной

работы


Деятельность

учителя


Деятельность

учеников

Приемы

организации

проектной

работы

1

2

3

4

5

Мотивационный Мотивационный (1-ый урок)
1. Вступительное слово учителя: - Звездное небо - Великая книга Природы. Мы часто любуемся ею в ясные ночи. Она будит наше воображение. А не так давно человек получил возможность увидеть картину Вселенной с борта космического корабля и с Луны. Мы можем облететь, объехать весь земной шар, наш мир, в котором мы живем. Звездное же небо - это необозримое, бесконечное пространство, заполненное другими мирами. Каждая звездочка, даже еле заметно мерцающая в небе, представляет собой огромное светило, часто более величественное, более горячее и яркое, чем Солнце. Но все звезды находятся от нас несравненно дальше Солнца и поэтому кажутся слабо светящимися точками. На протяжении веков люди любовались и изучали звездное небо - одно из величайших зрелищ Природы. А мы с вами сегодня совершим удивительное путешествие в глубины Вселенной … 2. Демонстрация фильма «Путешествие сквозь космос» [8] Осуществляют вживание в ситуацию.

Обучающиеся до проведения урока распределены в группы по пять человек.

Операционно-познавательный




Постановка цели урока Знакомство с содержанием проектной задачи и этапами ее выполнения. - Сейчас, говоря словами Циолковского, наступила "эра пристального изучения неба". Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Профессиональные астрономы и деятели науки расширяют наши знания о больших и малых планетах, о звездном небе и звездных величинах, о расположении Галактик во Вселенной, о телескопе и об изучении космического пространства. Вам предлагается прикоснуться к некоторым из них и создать модель самой близкой к нам Солнечной системы, используя материалы специальных заданий. В текст вашей презентации должны войти как результаты этих заданий, так и собственные предложения и идеи. Каждая группа получает конверт с заданиями (см. приложение №1) Знакомство с заданиями и распределение работы между обучающимися в группе.

Знакомство с содержанием проектной задачи и этапами ее выполнения.











Операционно-познавательный


Осуществление деятельности по решению проблемы. Знакомство с критериями оценки результатов. Планирование деятельности -Вы можете работать над заданиями индивидуально или в парах. Все члены команды могут помогать другу. Решения и ответы записывайте прямо на листах с заданиями, за исключением тех случаев, когда в задании сказано, что оно должно быть выполнено на отдельном листе. Обсуждают тему проекта и предмет исследования. Принимают в составе группы (или самосто ятельно) решение по поводу подтем проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели; • личностное присвоение проблемы. Формулирование цели проекта. Определение источников, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Установление процедур и критериев оценки результатов. Распределение задач (обязанностей) между членами группы. Разработка элементов объекта проектирования. Решение заданий Основная роль учителя - создание условий для работы групп (обеспечивают дисциплину (обсуждение внутри группы должно быть тихим); отвечать на организационные, но не на содержательные вопросы; при отсутствии необходимых инструментов и материалов находить их, а также следить за временем и информировать учащихся о приближении окончания соответствующего этапа. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Рефлексивный Промежуточная рефлексия. Проводится внутри групп с участием учителя. Основная цель - обсудить ход работы над задачей на первом уроке, скорректировать организацию работы над задачей на следующий этап (см. приложение №2). Осуществляют оценивание процесса работы над заданиями и его результативности в ходе обсуждения в группе. Групповое обсуждение промежуточных результатов работы над проектом по вопросам учителя.

Мотивационный Мотивационный. Установка на дальнейшую работу. (2-ый урок)
Проверить наличие всех детей по группам. Вспомнить вместе с детьми: -Какую задачу мы должны решить к концу дня? -Что мы с вами смогли уже сделать за первый урок проектной задачи? (в виде схемы изобразить на доске). Мы с Вами продолжаем работу над поставленной задачей. Обсудите в своей группе возможный вариант представления или презентации макета Солнечной системы, зафиксируйте план в виде схемы (рисунка), текста, таблицы. Учтите при разработке сценария своего выступления следующие требования: 1) В представлении (презентации) должен быть задействован учебный материал по данному предмету. 2) Необходимо придумать, как включить всех участников группы в общее событие, придумать им роли или наделить их определенными действиями. 3) Продумайте свое выступление так, чтобы оно было интересным и познавательным и для других участников проектной задачи. 4) Вы имеете право включать в выступление что-то свое, что считаете нужным показать. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу формы презентации проекта. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы.
Установление процедур и критериев оценки результатов. Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Операционно-познавательный


Развертывание замысла в деятельности

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Самостоятельная работа учащихся по групповым задачам проекта. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Рефлексивно-оценочный.


Построе­ние выводов и заключений. Подготовка к презентации проектов. Группы знакомятся с критерии оценки презентации проекта (см. приложение №3) Группе предоставляется выбор презентации проекта: сценическое исполнение с музыкальным сопровождением, подготовка буклетов или презентация с использованием ИКТ. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Структурирование полученной информации и интеграции полу ченных знаний, умений, навыков Подготовка презентационных материалов. Подготовка публичного выступления.

Мотивационный


Мотивационный (3-ый урок) 1. Демонстрация фильма «Вселенная» [8] 2. - Вселенная только одна. Она безгранична во времени и пространстве. Вселенная состоит из совокупности скоплений звезд, планет, космической пыли, называемых галактиками. Галактик существует множество. Наша Галактика - это гигантская звездная система, состоящая почти из 200 млрд. звезд. Солнечная система является лишь малой частью Галактики. Итак, мы приступаем к финальному этапу работы над проектной задачей. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности.

Операционно-познавательный


финальная презентация проектов Регламент выступления каждой группы 6-7 минут. Очередность выступления определяется жеребьевкой. Повторно представляются критерии оценки работы. Следуя перечисленным критериям по жетонам, предварительно розданным всем обучающимся, распределяются места, занятые группой (1 жетон у одного обучающегося). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать, осуществлять работу • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, задают вопросы, высказывают критические замечания (при презентации других групп) на основе установленных критериев оценивания результатов. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Рефлексивно-оценочный.


Итоговая рефлексия 1. - Вспомните слова песни Виктора Цоя: "Ты тоже являешься частью Вселенной". Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме и почему? (Ученики высказывают свое мнение). Человек - разумный компонент Вселенной, который должен бережно относиться к ней. 2. Итоговая рефлексия проводится по вопросам. Каждому обучающемуся необходимо ответить: Что дала эта проектная задача лично мне? Нужны ли проектные задачи школе или ученикам достаточно традиционных уроков? Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. Коллективное обсуждение результатов проекта. Самоанализ проектной деятельности. Авторская рефлексивная оценка. Любая проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Проектная задача «Устройство Вселенной.Солнечная система» устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения. Через приобретаемый опыт решения подобных задач младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  • Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок формирования учебной деятельности обучающихся.
  • Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
  • Предоставляет возможность изучения способов «переноса» предметных действий обучающихся в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Задача «Солнечная система» имеет творческую со­ставляющую. Решая, дети не ограничиваются рамка­ми обычного учебного задания, они вольны придумы­вать, фантазировать. Задача поддерживает дет­скую индивидуальность, дает возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть, слышать друг друга, договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. У детей появляется не только воз­можность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в квазире­альных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.













Приложение №1

Задание№1. О том, что Земля имеет шарообразную форму, сейчас знает каждый ребенок. Но какие доказательства тому вы могли бы привести? Прочитайте текст учебника на с.66-67. Соотнеси предположение о строении Вселенной с тем, кому оно принадлежит.

Высказывания

Чьи?

  1. Земля плоская и опирается на спины слонов, стоящих на черепахе.

а) Коперник

  1. В центре Вселенной неподвижная Земля, а вокруг нее движутся Луна, Солнце и 5 планет, а также «сфера непо­движных звезд».

б) Аристотель

  1. В центре Вселенной неподвижная Земля, вокруг которой вращаются 8 небесных сфер.

в) Древние индийцы

  1. В центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно и вокруг собственных осей.

г) Птолемей Выберите правильное утверждение

  1. Вселенная - это Солнце и 9 планет, вращающихся вокруг него.
  2. Аристарх Самосский высказал предположение, что в центре Вселенной находится Солнце.
  3. Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
  4. Венера имеет плотную атмосферу из углекислого газа.
  5. Ближайшая к Земле звезда - Солнце.
  6. Астероиды - это маленькие звезды.
  7. На всех планетах земной группы есть жизнь.
  8. Все небо разделено на 88 созвездий
  9. Солнце и подобные ему звезды называются карликами.
  10. Световой год равен 365 дней.

Используйте свои ответы для презентации макета Солнечной системы.

Задание№2. Ваши ровесники тоже заинтересованы устройством Вселенной. Прочитайте сказку Кун Ксении «Соревнование планет».


- Какая я большая! - радовалась Земля. - Не то, что эта малютка Меркурий! Он в два с половиной раза меньше меня! Тут к Земле приблизилось что-то гигантское. Это Юпитер заскучал и сошел со своей орбиты. - Не бойся, горошинка, не задавлю!- сказал Юпитер басом. - Какая же ты кроха! Он достал сантиметр и померил талию Земли. - Надо же! Я в 11 раз больше тебя! Но наше Солнышко еще больше. Если представить, что оно размером с апельсин, то ты Земля - с рисовое зернышко, а я не больше вишни. Солнце, услышав это, заулыбалось и выпятило живот. Вдруг оно увидело, что-то невероятно большое… - Я звезда Альдебаран! - представился гигант. - Давай дружить, малыш! - обратился он к Солнцу. - Поиграем! Я буду яблоком, а ты моим семечком! Как раз по размеру подходишь! - Я тоже хочу дружить с этой песчинкой по имени Солнце! - сказала оттуда-то сверху звезда Антарес. - Давайте так: я буду арбуз, ты Альдебаран - яблоко, а песчинкой по сравнению с нами будет Солнце. - Руки вверх! - крикнуло что-то такое большое, что не было видно, где оно кончается, а где начинается. - Ха-ха-ха! Я пошутила. Я звезда Пистолет. Меня так назвали за то, что туманность вокруг меня похожа на пистолет. - Пылинки! Возьмите меня тоже играть,- попросило нечто, размером с всю Солнечную систему. - Это я, Цефея. Ох! Как одиноко быть самой большой звездой на свете! Все планеты и звезды стали дружить.

п/п

Планеты

Диаметр планеты

1

Меркурий

4840

2

Венера

12400

3

Земля

12756

4

Марс

6800

5

Юпитер

142800

6

Сатурн

120800

7

Уран

47600

8

Нептун

44600

9

Плутон

14400

10

Солнце

1 400 000

Если вам доводилось летать на самолётах, то вы наверняка помните, как в начале полёта, когда самолёт только отрывается от земли, под ним проплывают очертания аэропорта, домов, скверов. Но чем выше поднимается он в воздух, тем меньше подробностей видно в иллюминатор, но зато шире становится пространство, открывающееся взгляду. Так же изменяется детальность карт при уменьшении масштаба. На крупномасштабных картах, где в 1 см площади умещается не больше 500 м земного пространства, небольшая территория изображена очень подробно. На мелкомасштабных картах, где в 1 см укладывается до нескольких тысяч километров, показаны огромные площади Земли, но с небольшим количеством подробностей. Произведите расчет модели диаметра планет*, выполненной в масштабе 1: 1000 000 000 и заполните таблицу (для удобства воспользуйтесь приемом округления многозначных чисел).

п/п

Планеты

Диаметры планет

в действительности в км

на модели в см, мм

1

Меркурий

4 840

2

Венера

12 400

3

Земля

12 756

4

Марс

6 800

5

Юпитер

142 800

6

Сатурн

120 800

7

Уран

47 600

8

Нептун

44 600

9

Плутон

14 400

10

Солнце

1 400 000


Урок по окружающему миру Устройство Вселенной. Солнечная система

Задание №3

А вот какие сказочные зарисовки получились у Кисариновой Дарьи:

Жило - было Солнышко. Так вот: стало скучно Солнцу. Стало Солнце созывать друзей: планеты - Меркурий, Землю, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Когда они все дружно собрались, Солнце сказало: «Давайте жить все вместе! Вы будете вращаться вокруг меня, а я буду греть вас и ваших детей». - Расскажите, у кого из вас есть дети? Меркурий, начну с тебя! - У меня нет детей. -А ты прекрасная Венера? - Ну, нашел о чем спросить! Я молода и красива, мне еще рано думать о детях! - А у тебя красавица Земля? - У меня есть дочка - несравненная Луна, круглолицая и среброликая. - А ты воинственный Марс обзавелся детьми? - Да, мои сорванцы Деймос и Фобос не дадут себя в обиду. - А ты Юпитер? - У меня голова кругом идет, иметь 63 ребенка - эту не шутка! Тут остальные планеты-гиганты заговорили хором. Сатурн хвалился своими 35 послушными детьми, Уран наоборот стал жаловаться на своих 27 озорников и проказников. Нептун похвастался своей чертовой дюжиной - 13 шалунами. Только маленький Плутон скромно вращался в сторонке. Планеты опомнились от шума и обратились к нему. - Гидра и Никта, - по-прежнему скромно произнес Плутон. - Ну, где-то прячутся и еще. Все планеты хором одновременно воскликнули: «Мы будем жить вместе!» Солнце обрадовалось, заулыбалось и засветилось от радости еще ярче. - Если мы будем все вместе, у нас образуется Солнечная система. Я вас всех сейчас распределю. Маленькие планеты, вы будете вращаться близко вокруг меня, и я вас отнесу к планетам Земной группы. А вы планеты-гиганты очень большие и будете вращаться вокруг меня за поясом астероидов. Только вращайтесь аккуратнее по своим орбитам, не сходите с них, а то быть беде! Только застенчивому Плутону не хватило место рядом с Солнцем, и он удалился на самый край Солнечной системы. С тех пор планеты со своими спутниками вращаются вокруг Солнца и все вместе входят в Солнечную систему.

Используя сказку о планетах, составьте задание для своих одноклассников.

Задание №4 Знаете ли вы, почему зимой холодно, а летом жарко? Смена времен года вызвана изменением положения земной оси относительно Солнца. Это происходит во время вращения Земли вокруг небесного светила. Отклонение земной оси незначительно, если учитывать то громадное расстояние, что отделяет Землю от Солнца. Именно из-за этих небольших отклонений летом мы греемся на солнышке, а зимой кутаемся в теплые шубы. Представляете, что бы с нами произошло, если бы эти отклонения были большими! Стоило бы Земле только немножко отойти от Солнца, и мы бы все превратились в сосульки. А если бы наша планета еще на шаг приблизилась к Солнцу, мы бы расплавились от жары. Поэтому Земля практически всегда находится на практически одинаковом расстоянии от Солнца, которое равняется примерно 149 миллионам километров. Что же касается других планет Солнечной системы, то их орбиты* отнюдь не похожи на почти правильный круг, как орбита Земли, и потому на протяжении года расстояние планет от Солнца значительно изменяется. Например, орбита Меркурия, самой близкой к Солнцу планеты, совсем не похожа на круг и из орбит всех планет нашей Солнечной системы имеет наиболее продолговатую форму. Что же касается Венеры, то расстояние от этой планеты до Солнца изменяется не столь значительно и составляет в среднем 108 миллионов километров. А на Марсе, следующей за Землей планете, календарный год длится 687 дней. За это время Марс несколько раз удаляется от Солнца, но в среднем расстояние между Марсом и Солнцем составляет 228 миллионов километров. ВУрок по окружающему миру Устройство Вселенной. Солнечная система течение года Юпитер значительно удаляется от Солнца. Поэтому, когда мы говорим о расстоянии, отделяющем планеты от Солнца (это касается и Земли), то обычно имеем дело с "усредненными" показателями. Все планеты Солнечной системы наделены способностью притягивать к себе другие небесные тела. Вот почему расстояние от планет до Солнца всегда разное.


Среднее расстояние от Солнца до планет составляет несколько десятков или даже сотен миллионов километров. Произведите расчет модели удаленности от Солнца планет, выполненной в масштабе 1: 2000 000 000 000 и заполните таблицу (для удобства воспользуйтесь приемом округления многозначных чисел).

п/п

Планеты

Среднее расстояние от Солнца

В действительности

в млн. км

на модели в см

1

Меркурий

58

2

Венера

108

3

Земля

150

4

Марс

228

5

Юпитер

778

6

Сатурн

1426

7

Уран

2869

8

Нептун

4496

9

Плутон

5900


Задание №5 Как вы думаете, почему не улетают предметы со стола; споткнувшись, вы не падаете на землю; при вращении Земли вода и воздух удерживаются на ней; Земля и другие планеты не улетают от Солнца? Ответьте на эти вопросы после того, как познакомитесь с героями Григория Остера:
- Мартышка, - сказал удав, - у нас есть орех. Кокосовый. - Это хорошо, - обрадовалась мартышка. - Сейчас мы его возьмём и… - Съедим, - подсказала мартышка. - Нет, бросим вверх. Что будет? - Ничего не будет, - вздохнула разочарованная мартышка. - У нас не будет ореха. Вот и все. - Орех вернётся, - сказал удав. - Он упадёт обратно. А почему он упадёт, знаешь? - Вообще-то, может и по затылку. Запросто, - задумчиво ответила мартышка. - При чём тут затылки? - отмахнулся удав. - Я тебя спрашиваю не по чему он упадёт, а почему. По какой причине? Вот, гляди! Удав обхватил орех хвостом и подбросил его высоко вверх. Сначала орех летел прямо в небо, а потом помчался вниз. И свалился прямо на мартышку. - Ай! - закричала мартышка. - Ой! Я же говорила! - Вот видишь, что делается! - сказал удав. - Что у вас тут делается? - спросил слонёнок, который в эту самую секунду вышел из банановых зарослей. - Вот он, - пожаловалась на удава мартышка, - орехами бросается. - Напрасно, - вздохнул слонёнок. - Нехорошо бросаться орехами. - Я бросал вверх, - возразил удав, - а вниз, на мартышку, орех упал сам. - Сам! - возмутилась мартышка. - Само по себе ничего ни на кого не падает! - Падает! - сказал удав. - Этот орех, мартышка, упал на тебя по закону природы. - Нет таких законов, чтоб по макушке бить! - закричала мартышка. - Это беззаконие! - Есть! - сказал удав. - Есть такой закон. И он гласит: «Бросьте что-нибудь вверх, и оно упадёт вниз. Прямо на вас!» - Извините, - вздохнул слонёнок. - Но это какой-то несправедливый закон. - Закон природы, - сказал удав, - суров, но справедлив! - Не нужен нам такой закон! - рассердилась мартышка. - Откуда он вообще взялся? - Был всегда! - объяснил удав. - С самого начала природы. - Нет, нет, нет! - возразил попугай, выскакивая из-за куста. Он давно уже там стоял и внимательно слушал. - Нет. Я прекрасно помню, сначала этого закона не было, а потом его открыл один очень умный. - Зачем? Кто его просил? - возмутилась мартышка. - А как он открыл? - спросил слонёнок. - Однажды, - рассказал попугай, - ему, умному, яблоко по голове как даст, и он сразу открыл. - Так он же не нарочно, - посочувствовал слонёнок. - С перепугу, наверно! - Нарочно или нечаянно, - сказал удав, - но это было великое открытие. - Слушайте, - предложила мартышка, - а нельзя его, этот закон, как-нибудь обратно закрыть? - Закон природы, - возмутился удав, - закрыть нельзя! - Почему нельзя? - удивился слонёнок. - Раз открывается, должно и закрываться. - А что? - задумался попугай. - Можно попробовать. Будем рассуждать по порядку. Когда этого умного стукнуло по голове, он открыл… - Подумаешь, - сказала мартышка, - меня ещё и не так стукало. - Не мешай, мартышка… Ага! Когда умного стукнуло по голове, он открыл. Значит, чтоб закрылось, надо стукнуть наоборот. Кого-нибудь, тоже умного. - Попугай внимательно поглядел на удава. - Самый умный у нас удав. - Нет, нет, - быстро сказал удав, - я не самый. - Самый, самый! - успокоила удава мартышка. - А как это - стукнуть наоборот? - Ну, если по голове - это не наоборот, - догадался слонёнок, - наоборот - будет по хвосту. - Правильно! - согласился попугай. - А ну, удав, давай сюда хвост! - Зачем? - испугался удав и на всякий случай спрятал хвост подальше в траве. Мартышка схватила кокосовый орех и полезла на самую высокую пальму. - Что, что вы делать собираетесь? - бормотал удав, пока слонёнок и попугай тащили его к пальме. - Будем закрывать! - объяснил попугай, аккуратно укладывая хвост удава под пальмой. Сейчас как трахнем по самому кончику, он сразу закроется, этот закон. - Нет, нет, - просил удав, - не надо его закрывать. Это же закон Всемирного Тяготения. Очень нужный закон. - Ничего! - крикнула с пальмы мартышка. - Как-нибудь обойдёмся! - А может, и правда, не надо, - засомневался слонёнок. - Жалко. - Нашёл, что жалеть! - фыркнул попугай. - Все синяки и шишки от него, от этого закона. - Закон мне не жалко, - вздохнул слонёнок, - мне жалко хвост. Попугай задумался. Потом он сказал: - Нет, для науки хвоста не жалко! - Бросать? - спросила сверху прицелившаяся мартышка. - Бросай! - разрешил попугай. Орех полетел вниз и попал в самый кончик хвоста. - Ай! - вскрикнул удав. - Ну что, закрылся? - спросила мартышка, слезая с пальмы. - Конечно, - уверенно сказал попугай. - Больше не действует. - Не может быть! - ужаснулся удав. - А давайте проверим, - предложил слонёнок. Удав схватил орех и замахнулся. - Три, два, один… пуск! - скомандовал попугай. Орех умчался в небо. Удав с надеждой глядел ему вслед, но орех не возвращался. - Всё! - сказал попугай через некоторое время. - Поздравляю всех. Это было великое закрытие! - Ура! - закричала мартышка и помчалась в банановые заросли. Слонёнок и попугай побежали за ней. Удав остался. Он подложил под голову хвост и глубоко задумался. Из задумчивости удава вывел орех. Он прилетел назад и трахнул удава по макушке. - Ага! - радостно закричал удав. - Не закрылся! - Удав пощупал хвостом шишку у себя на голове и удовлетворённо добавил: - И всё-таки он действует, этот закон!

Сформулируйте и запишите свои ответы на вопросы, стоящие перед текстом.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите, о каком известном законе идет речь?

_______________________________________________________________________________

Как сформулировал этот закон Удав?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кому на самом деле принадлежит открытие закона?

_______________________________________________________________________________ Если вы испытываете трудности при ответе на данные вопросы, прочитайте текст учебника на с.68.

Задание №6 Причина того, почему каждая из планет кажется нам особой, не такой, как другие, кроется в том, что любая планета действительно неповторима и состоит из разных веществ. Несмотря на то, что все планеты вращаются вокруг Солнца и являются частью Солнечной системы, по составу они существенно отличаются друг от друга. На самом деле мы не так уж много и знаем о том, из чего состоят планеты, и этот вопрос - один из тех, ответ на который человечество надеется получить путем исследований космоса. Давай посмотрим на планеты нашей Солнечной системы и вспомним, что мы о них знаем. Меркурий - маленькая планета, на каменистой поверхности которой немало темных пятен. Она окружена слоем атмосферы, состоящей из углекислого газа. Венера представляет из себя белый шар с неясными поверхностными очертаниями. Она как бы окутана покрывалом белых облаков. Эти облака в основном состоят из углекислого газа с примесью азота и кислорода. Благодаря исследованиям, проводившимся в 1985 году по программе "ВЕГА" ("Венера - комета Галлея"), удалось установить, что в атмосфере Венеры содержится 0,1% водяного пара. Углекислый газ и водяной пар создают в атмосфере планеты парниковый эффект, что приводит к сильному разогреванию поверхности. Каких пределов достигает температура на планете вы можете увидеть на диаграмме. Марс - также небольшая планета с неровным скалистым рельефом. Некоторые области этой планеты выглядят темнее, чем другие. Может быть, эти темные пятна - каналы? Ученым еще предстоит ответить на этот вопрос. Урок по окружающему миру Устройство Вселенной. Солнечная системаНа Марсе очень мало или почти нет кислорода, а значит, и вопрос о жизни на Марсе и по сей день остается открытым. По внешним очертаниям Юпитер напоминает желтоватый шар, разрисованный цветными продольными полосами. Эту планету покрывает слой облаков толщиной в несколько тысяч километров. До сих пор неизвестно, из чего состоит поверхность Юпитера - из каменистой породы или же из затвердевшего водорода. Подобно Юпитеру, Сатурн скрыт от нас облаками, но разноцветными - желтоватыми по экватору, зеленоватыми на полюсах. Главная "достопримечательность" Сатурна - его кольца. Плоская система колец опоясывает планету вокруг экватора и нигде не соприкасается с поверхностью. Kольца вращаются вокруг Сатурна. Они не сплошные, а состоят из множества мелких спутником планеты. Уран - серебристо-зеленая планета. Нептун тоже выглядит тусклым и зеленоватым. Мало что известно о Плутоне. Внешне Плутон очень похож на Землю, но там так холодно, что любая атмосфера, если она на этой планете и имеется, наверняка скована ледяным панцирем. Итак, что касается Солнечной системы, то для человека еще многое остается тайной.


Выполните рисунок или макет Солнечной системы. Продолжите свою творческую работу презентацией или инсценировкой. Помните о трех правилах при подготовке своих выступлений.

  • Первое правило называется «Правило пяти минут». Если ученик выступает, никто не может его перебить в течение 5 минут.
  • Второе правило: «Я рассказываю только то, что интересно мне самому».
  • Третье правило: «Я не читаю свой доклад полностью, я только заглядываю в него».

Ключи к ответам

Задание №1

Тестовые задания на соотношение объектов

Ответ: 1 в, 2 г, 3 б, 4 а

Выберите правильное утверждение

Ответ: 2, 3, 4, 5, 8, 9.

Задание №2

п/п

Планеты

Диаметры планет

в действительности в км

на модели в см, мм

1

Меркурий

4 840

5 мм

2

Венера

12 400

1 см 2 мм

3

Земля

12 756

1 см 3 мм

4

Марс

6 800

7 мм

5

Юпитер

142 800

14 см 2 мм

6

Сатурн

120 800

12 см

7

Уран

47 600

4 см 8 мм

8

Нептун

44 600

4 см 5 мм

9

Плутон

14 400

1 см 4 мм

10

Солнце

1 400 000

140 см

Задание №3 Данная проектная задача имеет два «продукта», один из которых определяется заданием №3: собственным заданием, ориентированным на своих одноклассников. Установлено, что составление собственных заданий или задач является эффективным средством проверки усвоения материала на рефлексивном уровне опосредования.

Задание №4

п/п

Планеты

Среднее расстояние от Солнца

В действительности

в млн. км

На модели

в см, мм

1

Меркурий

58

3 см

2

Венера

108

5 см 5 мм

3

Земля

150

7 см 5 мм

4

Марс

228

11 см 5 мм

5

Юпитер

778

39 см

6

Сатурн

1426

71 см

7

Уран

2869

143 см

8

Нептун

4496

225 см

9

Плутон

5900

295 см

Задание №5

  1. Все тела притягиваются друг к другу - обладают силой притяжения.

  2. Закон всемирного тяготения.

  3. Бросьте что-нибудь вверх, и оно упадёт вниз. Прямо на вас!

  4. Исаак Ньютон

Задание №6 Второй «продукт» - рисунок или макет Солнечной системы и его презентация для аудитории сверстников. Отличительной особенностью рисунка или макета является презентация или театрализация представления, что накладывает дополнительные условия на его содержание и на форму представляемой информации.


Приложение №2

Первая рефлексия

  • Опишите то действие, с которого вы начали работу над задачей.

  • Как вы формировали пары внутри группы и распределяли задания? Почему?

  • Как вы оцениваете задания по уровню сложности?

  • Назовите задания, которые с вашей точки зрения были интересными

  • Оцените, насколько вам удалось выполнить задачу первого этапа. Прокомментируйте свой ответ (почему?)

  • Оцените, насколько вам удалось работать как единая команда Прокомментируйте свой ответ (Почему?)


Итоговая рефлексия

Гриневич С. оробьева Получив задания, мы распределили их между собой, кто над чем работает. Нам не совсем удалось все выполнить на первом уроке. Кое-что в заданиях мы не понимали и приходилось обращаться за помощью. Мне понравилось второе задание. Но вообще-то в каждом задании узнаешь о планетах что-то новое. Мне понравилась проектная задача. Я люблю рисовать и мне нравится лепить. Я научилась работать в команде. Я думаю, что решать такие задачи интересно. Я много узнала о планетах.

Яханов Д. олышев Нашу работу мы начали с того, что масштабировали расстояние от Солнца до планет. Старались выполнять все задания вместе, советовались друг с другом. Все работали хорошо. Самым интересным заданием я бы назвал четвертое, очень много из него узнал. Мы даже читали его вместе. Мы с поставленной задачей на первом уроке справились. У нас даже осталось время на обсуждение нашего макета. На втором уроке мы приступили к изготовлению того, что задумали. Планеты мы делали из пластилина, красок, орбиты из проволоки. Красками мы раскрасили нашу планету Земля. Если сравнить задания, в которых необходимо было выполнять вычисления и сам макет, то лепить было сложнее. Я думаю, нам нужны такие уроки, потому что это очень интересно, познавательно и к тому же расширяет наш кругозор.

Бортников М. рыгина Начиная работу над проектной задачей в первый день, мы рассматривали задания и распределяли их между парами. Я оценю работу каждого в десять баллов. Мне больше всего понравилось задание №3, математическое. В этом задании много интересного и познавательного. Для работы над макетом мы в группе распределили обязанности. Я буду делать Сатурн. Он по моему взгляду отличается своими кольцами от других планет. Обязательно сделаю его большим по нашим размерам, красивым и крепким. На втором этапе мы приступили к воплощению задуманного. Нам понравилось составлять текст нашей презентации. Было много идей. Проектная задача дала мне новые знания, хорошее настроение на целый день. Было очень интересно работать в команде. Я думаю, что такие уроки нужны, так как вопросы на таких уроках требуют больше логики и знаний.

Горбугков Р. арукин На первом уроке мы решали задания. Все работали на десять баллов. Мы все успели. Делать макет оказалось интереснее всего. Мы хотим сделать пластилиновый макет Солнечной системы. На втором уроке мы продолжили работу над макетом. Лучше почаще проводить такие занятия. Они мне очень нравятся. С ними мы узнаем новое, учимся работать в команде, занимаемся рукоделием.

Малов В. ассен Мы сначала начали выполнять задания по порядку. Не все выполнили сразу. Мы долго думали над четвертым заданием. Из всех заданий мне понравилось последнее задание, там говорится о модели. Но в нем нужно хорошо размышлять. Мы нарисуем Солнечную систему и разукрасим ее пластилином. Самое интересное оказалось лепить планеты. Такие уроки должны быть обязательно. Мы узнаем много нового и интересного, рассказываем о нем одноклассникам.

Муминова С. ужелева Сначала мы прочитали все задания, распределили обязанности, определили, кто какие задания будет выполнять и начали работу. На первом этапе мы сделали почти все, что хотели, но не совсем все получилось. Это из-за того, что мы вначале растерялись. Самым интересным мне показалось четвертое задание, но больше всего мне понравилось моделировать планеты земной группы. Мне очень понравилось решать проектную задачу. Она мне дала умение работать в команде. А наш макет получился красочный и яркий. Я считаю, что такие уроки нужны для того, чтобы узнавать новое, развивать наш командный дух.

Кун К. В начале первого этапа мы обдумывали каким будет наш проект, делились идеями. Потом приступили к выполнению заданий. Мы не распределяли их между собой, мы делали все вместе: читали, делали вычисления, спорили, записывали. Мне больше всего понравилось лепить из пластилина. Я считаю, что нам обязательно нужны такие уроки. Это очень интересно, занимательно. Когда я занимаюсь этим делом, я работаю и творчески и умственно.

Кисаринова Д. арионова Первый этап проектной задачи мы начали с распределения обязанностей. Основные задания мы выполнили за первый урок, чуть-чуть только не успели. Мне больше всего понравилось задание №3. Мы всей командой составляли задание для других групп. Мне очень понравилось решать эту проектную задачу. Она научила меня делать презентацию. Мне понравилось лепить планеты. А самое главное мы поняли, что такое сплоченность!

Файзуллаев В. архель Мы начали нашу работу с заданий. Работа была слаженной, и мы справились. Работали все на 10 баллов. Самым интересным я бы назвал задание, связанное с вычислением диаметра планет. Будем проектировать рисунок, хотим, чтобы он был из пластилина и был красочным. Это всем нравилось делать, и мы даже стали немного ссориться. Я считаю, что такие уроки нужны, чтобы мы работали в команде, и чтобы всегда было интересно.

Файзуллаев Д.ксенгерт Мы начали работу с самых интересных и сложных заданий. На первом уроке нам удалось сделать много заданий, и я думаю, что это обязательно оценят. Больше всего понравилось рисовать, обклеивать и лепить планеты. На таких уроках можно узнавать много нового, интересного, познавательного и занимательного, и не только из учебника. Мы делимся тем, что знаем друг с другом. И считаем, что время потратили не зря. Такие уроки обязательно нужны.

Федорова Е. Работу мы начали с чтения полученных заданий. В них я увидела задание, в котором нужно рисовать. А я очень люблю рисовать. Нам удалось выполнить много заданий уже на первом занятии, но не все. Среди них были сложные задания, но мне кажется, мы справились, ведь мы работали очень хорошо. Мне кажется, нам нужны такие уроки, мы не только на них учимся как на обычных, но и еще учимся быть ответственными, учимся размышлять.

Шефер В. Первый этап работы мы начали с нумерования листов, чтобы не запутаться. Потом мы распределили, кто за что будет отвечать. Я думаю, что мы для начала неплохо поработали Самым интересным мне показалось определять диаметр планет. Мы проектируем модель, это сложно, но интересно. Планеты мы делаем из пластилина и бумаги. Мы все время работали в команде и действовали сообща. Эта проектная задача научила меня действовать в команде. Я получил новые знания в этой работе и приобрел уверенность в своих силах. Я думаю, что лучше, чтоб в школах именно такие уроки были, они очень интересные.

Анисатов Д.рченко



Сегодня мы приступили к проекту Солнечной системы. День начался с распределения задания. Каждая команда получила конверт. Мы распределили задания между всеми. За первый урок мы выполнили примерно половину всех заданий. Задания интересные, но в них все запутано, спрятано, мы долго искали информацию. Поэтому мне понравилось шестое задание - сам проект, там все просто и ясно. Мы будем проектировать макет Солнечной системы, расскажем какое расстояние между планетами, какие они по размеру и многое другое. Эта проектная задача научила меня грамотно мыслить, помогать своим ребятам.










Приложение №3

Критерии оценки проекта «Солнечная система»

  • Связь содержания с результатами решения всех заданий, в какой степени они представлены.
  • Качество представляемого материала, соответствие спроектированного объекта условиям задачи.
  • Качество выступления, насколько оно содержательно, интересно и познавательно для других участников проектной задачи, как включены все участники группы в общее событие.
  • Качество видеоматериалов, их соответствие тексту презентации.
  • Качество ответов группы на вопросы перед аудиторией.


Номер группы


Критерии оценки

Итого

1

2

3

4

5

1.









2.









3.









4.










Рейтинг групп-финалистов по результатам экспертизы


группы

Баллы, поставленные экспертами


Общий балл

Место

Эксперт

Эксперт

Эксперт

Эксперт

Эксперт

Эксперт

Эксперт








































































Приложение №4

Оценивание действий обучающихся в ходе решения проектной задачи

«Солнечная система»
Включение в образовательный процесс задач по­добного типа позволяет учителю в течение учебного года наблюдать и отслеживать пути становления способов работы и способов действий как отдельных обучающихся, так и целой группы школьников в нес­тандартных ситуациях вне либо в рамках конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т. е. дает возможность осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников методом встроенно­го наблюдения и экспертной оценки. Введение проектных задач в образовательный про­цесс начальной школы существенно меняет систему оце­нивания. Прежде всего, меняются объекты оценивания. В первую очередь оцениваются способности детей взаи­модействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь ее решения, осу­ществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы. Ключевой способностью, которая может быть сформи­рована в рамках проектной деятельности, а в проектных задачах она только начинает оформляться и проявляться, является учебно-практическая самостоятельность. Имен­но этапы становления этой способности и могут стать предметом особого мониторинга сначала при решении проектных задач, а далее в рам­ках проектной деятельности. Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Необходимо отметить, что в началь­ной школе на этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. В традиционном образовательном процессе практичес­ки все, что делает ученик, оценивается внешним экспер­том - педагогом. В нашей же ситуации оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку учащихся.

Экспертный лист для оценки работы группы

Ф.И. О. эксперта ____________________ № группы_____________________

Вопросы

Ответы Как группа сформулировала задачи своей деятельности?


Планирование деятельности в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания, др.)


Понимают ли обучающиеся, что задания для групп - это составные части единого целого - рабочий материал для проектирования?


Согласуют ли обучающиеся между собой масштаб диаметра и масштаб отдаленности планет от Солнца при изображении или моделировании?


Обсуждаются и принимаются ли в группе цветовые решения? Чем обучающиеся это мотивируют?


Как отражается при моделировании закон всемирного тяготения?


Используют ли обучающиеся источники дополнительной информации? Какие?


Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийно, по решению в группе и т.д.)


Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу, др.)


Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым обучающимся и т.п.)


Список использованной литературы


  1. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему?..»/ Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых - М.: Москва «Багира», 1994 г.
  2. Остер Г.: Все сказки Григория Остера. Издательство: АСТ, 2012 г.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. [Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др.]; под ред. Воронцова А.Б.. - М.: Просвещение, 2009
  4. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей образовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1/ [Воронцов А.Б. , Заславский В.М., Клевцова С.В., Раскина О.В.]; под ред. Воронцова А.Б.. - М.: Просвещение , 2011
  5. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей образовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 2/ [Воронцов А.Б. , Заславский В.М., Клевцова С.В., Раскина О.В.]; под ред. Воронцова А.Б.. - М.: Просвещение , 2011
  6. natursciences.area7.ru/?m=1248 Деделькина Т.Е. Творческие задания на уроках природоведения в технологии ИОСО на тему "Вселенная", 2012 г.
  7. youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=6UEfUQUCQ38#! - Видимая вселенная, через линзы телескопа. Видеоматериал с сайта eso.org/public/ музыка: Amethystium - Meadowland











© 2010-2022