- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)
Конспект урока русского языка на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дундукова Н.Ю. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Задачи:
-
содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
- актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
- смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;
- развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
- обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.
Планируемые результаты: Личностные: - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции - способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. Предметные: - освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»; - освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Метапредметные: Познавательные: - формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного; - добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной речи; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя; - освоение способа решения проблемного поискового характера. Оборудование: учебник «русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Скажите, почему слова, обозначающие растения отвечают на вопрос что?,
ведь из курса окружающего мира мы знаем, что это - живая природа?!
Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии- науки о живом) оказался в языке неодушевленным.
5. Физминутка.
- А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, если это имя существительное одушевлённое, поднимаете руки вверх, неодушевлённое садитесь на корточки. Но будьте внимательны - здесь есть ловушки - слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, хлопаете в ладоши.банка девочка мороз ягода весёлый котик машина воробей мама летит дождь щука солнышко бабочка врач черепаха берёза белая медвежонок
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
- А сейчас поработаем в парах, ведь недаром говорится «Один ум - хорошо, а два - лучше».
Игра «Придумай слово». Вам надо написать во второй столбик однокоренные слова, обозначающие одушевленный предмет.
что?
кто?
сила
гриб
лыжи
пожар
скрипка
- А в пустой строке вы можете предложить свои варианты.
(Проверка с опорой на слайд)
7. Применение и закрепление изученного материала.
1) - Работа по учебнику упр. 86.
2) - Что такое текст? Из чего он состоит? Что такое предложение?
- Работа по заданию упр. 83.
Физминутка № 5
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно.
- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, восстановить текст.
1 уровень - есть слова для справок, которые нужно вставить.
2 уровень - самим подобрать слова, которые необходимо вставить.
3 уровень - подобрать слова и правильно обозначить начало и конец предложений.
1 уровень
Наступила (что?)______________ . Белое пушистое (что?) __________ укрыло землю. А вот (кто?)_____________ прыгает с ветки на ветку. (кто?)______________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)_________ зимой!
Слова для справок: одеяло, дятел, лес, зима, белка.
2 уровень
Наступила (что?)______________ . Белое пушистое (что?) __________ укрыло землю. А вот (кто?)_____________ прыгает с ветки на ветку. (кто?)______________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)_________ зимой!
3 уровень
Наступила (что?)______________ белое пушистое (что?) __________ укрыло землю а вот (кто?)_____________ прыгает с ветки на ветку (кто?)______________ стучит по верхушке дерева хорош (что?)_________ зимой
9. Этап включения в систему знаний и повторений.
-Игра «Веришь - не веришь». Нам понадобятся красные и желтые смайлики. Я говорю высказывание, если оно верное - то вы поднимаете желтый смайлик, если неверное - красный.
-
Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный)
-
Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (желтый)
-
Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными. (желтый)
-
Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный)
-
Слова, называющие людей -одуш. сущ. (желтый)
-
Слова, называющие животных - неод. (желтый)
-
Слова, называющие растения- одуш. (желтый)
10.Этап рефлексии учебной деятельности.
- Урок подходит к концу. Пора подвести итоги.
- Сегодня на уроке мы .…
- Мне было трудно …
- Я сомневался…
- Мне понравилось…- У меня получилось (не получилось) …
- Оцените своё отношение к уроку смайликом.
- Спасибо за старание, ведь главное - желание
А навыки и знания с годами к вам придут.
11. Домашнее задание.
- Упражнение 85, правило стр. 48, 50.