Конспект урока русского языка на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Задачи:

  • содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);

  • актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
  • смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  • развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
  • обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

Планируемые результаты: Личностные: - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции - способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. Предметные: - освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»; - освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Метапредметные: Познавательные: - формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного; - добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной речи; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя; - освоение способа решения проблемного поискового характера. Оборудование: учебник «русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
  1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем.
  1. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Послушайте стихотворение. Есть много интересных слов, Их знаете давно. Вот, например, собака, стол, Часы, жираф, окно. И долго можно говорить Про разные предметы. Возьмём слова утюг, пенал, Ребёнок и конфеты. И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить. - Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова? (ответы детей) - Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном? (Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) 3. Введение в тему и целеполагание. - О чём же будет наш сегодняшний урок? - Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные) - Что нам необходимо знать о них? - Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи). 4. Изучение новых знаний. - Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены цветом, на две группы. - Прочитайте слова первой группы. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?) - Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ). - Прочитайте слова второй группы. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?) - Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы). - А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод. ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными. Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными. - Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике на стр. 48, 50. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике?

- Скажите, почему слова, обозначающие растения отвечают на вопрос что?,

ведь из курса окружающего мира мы знаем, что это - живая природа?!

Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии- науки о живом) оказался в языке неодушевленным.

5. Физминутка.

- А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, если это имя существительное одушевлённое, поднимаете руки вверх, неодушевлённое садитесь на корточки. Но будьте внимательны - здесь есть ловушки - слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, хлопаете в ладоши.банка девочка мороз ягода весёлый котик машина воробей мама летит дождь щука солнышко бабочка врач черепаха берёза белая медвежонок

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

- А сейчас поработаем в парах, ведь недаром говорится «Один ум - хорошо, а два - лучше».

Игра «Придумай слово». Вам надо написать во второй столбик однокоренные слова, обозначающие одушевленный предмет.

что?

кто?

сила

гриб

лыжи

пожар

скрипка

- А в пустой строке вы можете предложить свои варианты.

(Проверка с опорой на слайд)

7. Применение и закрепление изученного материала.

1) - Работа по учебнику упр. 86.

2) - Что такое текст? Из чего он состоит? Что такое предложение?

- Работа по заданию упр. 83.

Физминутка № 5

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно.

- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, восстановить текст.

1 уровень - есть слова для справок, которые нужно вставить.

2 уровень - самим подобрать слова, которые необходимо вставить.

3 уровень - подобрать слова и правильно обозначить начало и конец предложений.

1 уровень

Наступила (что?)______________ . Белое пушистое (что?) __________ укрыло землю. А вот (кто?)_____________ прыгает с ветки на ветку. (кто?)______________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)_________ зимой!

Слова для справок: одеяло, дятел, лес, зима, белка.

2 уровень

Наступила (что?)______________ . Белое пушистое (что?) __________ укрыло землю. А вот (кто?)_____________ прыгает с ветки на ветку. (кто?)______________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что?)_________ зимой!

3 уровень

Наступила (что?)______________ белое пушистое (что?) __________ укрыло землю а вот (кто?)_____________ прыгает с ветки на ветку (кто?)______________ стучит по верхушке дерева хорош (что?)_________ зимой

9. Этап включения в систему знаний и повторений.

-Игра «Веришь - не веришь». Нам понадобятся красные и желтые смайлики. Я говорю высказывание, если оно верное - то вы поднимаете желтый смайлик, если неверное - красный.

  • Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный)

  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (желтый)

  • Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными. (желтый)

  • Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный)

  • Слова, называющие людей -одуш. сущ. (желтый)

  • Слова, называющие животных - неод. (желтый)

  • Слова, называющие растения- одуш. (желтый)

10.Этап рефлексии учебной деятельности.

- Урок подходит к концу. Пора подвести итоги.

- Сегодня на уроке мы .…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…- У меня получилось (не получилось) …

- Оцените своё отношение к уроку смайликом.

- Спасибо за старание, ведь главное - желание

А навыки и знания с годами к вам придут.

11. Домашнее задание.

- Упражнение 85, правило стр. 48, 50.



© 2010-2022