Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный квилинг 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ»Новопетровская СОШ»


Рабочая программа

на 2013 -2014 учебный год

по внеурочной деятельности

«Волшебный квиллинг»


Направленность: художественно-эстетическая.

Возраст обучающихся: 7 -8 лет

Пояснительная записка


Программа кружка «Волшебный квиллинг» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на детей с 7 до 8 лет.

Рабочая программа кружка «Волшебный квиллинг» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.

Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название "квиллинг". "Квиллинг" открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Волшебный квиллинг" - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, общий объём реализации 33 часа.

На теоритическую часть работы отводится 19,7% времени, а на практическую часть 80,3% времени.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

  • Обучить различным приемам работы с бумагой.

  • Научить следовать устным инструкциям.

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогатить словарь ребенка специальными терминами.

  • Создать композиции в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развить мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развить художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Сформировать интерес к искусству квиллинга.

  • Сформировать культуру труда (научить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место) и трудовые навыки.

  • Расширить коммуникативные способности детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • эвристический - проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой - организация работы в группах;

  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

  • познакомятся с искусством бумагокручения;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • овладеют способами самопознания, рефлексии;

Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы

  • Составление альбома лучших работ.

  • Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,
- в школе.

  • Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный квилинг 1 класс


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения



п/п

Наименование разделов, тем

теория

практ

1

Вводное занятие История квиллинга

1

-

2

Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.


1


3


Основы композиции и цветоведения


1 Основные законы композиции. Цветовой круг. Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Знакомство с основными и составными цветами. Цветовой контраст

Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.


4.

Техника выполнения квиллинга

5

4.1

Основные элементы квиллинга: плотная катушка Практическая работа: техника выполнения плотной катушки


1

4.2

Основные элементы квиллинга: ажурные элементы Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов


2

4.3 Листья Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги


1

4.4 Эскиз Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу


1

5

Цветочные композиции



5.1

Композиция «Розовый букет»

1

3

5.5 Композиция «Виноград»

1

3

5.9 Композиция «Тюльпаны»

1

3

5.13 Композиция «Одуванчики»

1

3

5.17 Композиция «Подсолнухи»

1

3

5.22 Композиция «Дерево счастья»

1

3

6.

Итоговое занятие


1


Итого:

7

26


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первого года обучения


1. Вводное занятие История квиллинга 1.1. История возникновения квиллинга. Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. 2. Материаловедение 2.1 Знакомство с материалами. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
3. Основы композиции и цветоведения. 3.1 Основные законы композиции. Цветовой круг. Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Знакомство с основными и составными цветами. Цветовой контраст

Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.


4. Техника выполнения квиллинга 4.1 Основные элементы квиллинга - плотная катушка. Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка. Практическая работа: техника выполнения плотной катушки 4.2 Основные элементы квиллинга - ажурные элементы. Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы. Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов 4.3 Изготовление листьев Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги 4. 4. Выполнение эскиза. Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции. Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции 5.1 Композиция «Розовый букет» Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет» 5.2 Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев. Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев. 5.3 Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев. Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев. 5.4 Составление композиции Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
5.5 Композиция «Виноград» Анализ композиции: выявление необходимых заготовок Практическая работа: Разработка эскиза «Виноград» по предложенному образцу. 5.6 Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград» Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. 5.7 Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград» Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали. 5.8 Составление композиции Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.
5.9 Композиция «Тюльпаны» Анализ композиции: выявление необходимых заготовок Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны». 5.10 Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок 5.11 Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок 5.12 Составление композиции Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
5..13Композиция «Одуванчики» Анализ композиции: выявление необходимых заготовок Практическая работа: разработка эскиза композиции 5.14 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги 5.15 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги 5.16Составление композиции Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
5.17 Композиция «Подсолнухи» Анализ композиции: выявление необходимых заготовок Практическая работа: разработка эскиза композиции «Подсолнухи» 5.18 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев 5.19 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев 5.20 Сборка цветов Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков 5.21 Составление композиции по эскизу Практическая работа: составление композиции из заготовок
5.22 Композиция «Дерево счастья» (Коллективное панно) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок Практическая работа: разработка эскиза композиции 5.23 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка 5.24 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка 5.25 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
5.26 Изготовление необходимых элементов для композиции Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка 5.27 Составление композиции Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

6. Итоговое занятие.

Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.






Ожидаемые результаты 1-го года обучения: В результате обучения у учащихя: - появятся представления об истории возникновения квиллинга, - будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг, - сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг», - научатся обращаться с простейшими орудиями труда, - смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок, - разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию, - разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер, - разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение, - научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  2. Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  3. Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  5. Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
  6. Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности. Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
  • Полоски гофрированного картона
  • Пинцеты.
  • Цветной картон
  • Ножницы.
  • Клей
  • Рамки для оформления работ.
  • Карандаш,
  • Ластик.
  • Бумага для эскизов, калька.

Дидактические материалы: - Наглядные пособия - таблицы, изготовлены преподавателем:
  1. «Цветовой круг. Смешивание цветов»;
  2. «Основные элементы квиллинга»;
  3. «Розовый букет»;
  4. «Виноград»
  5. «Тюльпаны»
  6. «Одуванчики»
  7. «Дерево счастья»
  8. «Подсолнухи»
  9. «Сиреневые цветы»
  10. «Ромашка с бабочкой»
  11. «Пасхальное яйцо»
  12. «Хризантемы»
- Работы преподавателя - Работы учащихся. - Фотографии с различных выставок. - Презентации : История появления бумаги и картона, История возникновения квиллинга, Основные законы композиции., Цветовой круг, Теплые и холодные цвета, Основные элементы квиллинга: плотная катушка, Основные элементы квиллинга: капля. Ажурные элементы квиллинга.
Инструкции по технике безопасности. Правила поведения в образовательном учреждении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ


  1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. - «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011 2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.


© 2010-2022