Разработка урока по математики Увеличение чисел на несколько раз

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»






Зарипова Сириня Рамиловна

Программа обучения в ИЭУП



Начальные классы

Тема урока : «Задачи на увеличение и уменьше­ние числа в несколько раз»





Чистополь 2015

I.Пояснительная записка

Аннотация к уроку

УМК «Перспектива»

Предмет: Математика

Класс: 3 Тема: «Задачи на увеличение и уменьше­ние числа в несколько раз»

Учебно-методическое обеспечение: Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, математика 3 класс

изд-во «Просвещение» Москва, 2012 год

Время реализации занятия: по тематическому планированию 126 урок, 62 урок в разделе «Числа от 1 до 100»


Технологическая карта урока

Цель

Задачи урока:

Формирование умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз

Закрепление знания таблицы умножения на 3 и на 4

Формирование умения анализировать задачу

Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно действенного мышления

Воспитание культуры поведения при фронтальной, групповой работе

Тип урока:

Усвоение новых знаний

Форма урока:

Урок-исследование

Ресурсы:

Для учителя - демонстрационный материал, учебник, карточки

Для учащихся - учебник, тетрадь, письменные принадлежности

Универсальные учебные действия:

Познавательные

  1. умение представлять информацию в виде схемы

  2. умение на основе анализа объектов делать выводы

  3. умение обобщать

  4. умение делать выводы в результате совместной работы

  5. умение выявлять сущность, особенности объектов

  6. умение ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные

  1. умение слушать и понимать других

  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

  3. умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  3. умение определять цель деятельности на уроке

  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

  5. умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные

  1. способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности







План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Мотивация к учебной деятельности

3 мин

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

7 мин

3. Выявление места и причины затруднения

2 мин

4. Сообщение темы и цели урока

3 мин

5. Совместное «открытие» новых знаний

9 мин

6. Физкультминутка

1 мин

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6 мин

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

9. Физкультминутка

1 мин

10. Включение в систему знаний

5 мин

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке

4 мин

Всего

45 мин




Ход урока

№ п/п

Этапы урока и вид деятельности

Вид учебной деятельности

Форма организации УД

Содержание учебного материала

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

беседа

фронтальная

- Ребята, великий писатель Максим Горький сказал: «Всегда - учиться, всё - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

- А можно ли эти слова отнести к вам?

- Как связаны эти слова с нашим уроком?

- А вы хотите стать сильнее?

- Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи!

- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. - Как вы будете это делать?


-Правильно. Желаю вам успешной работы!

- Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях



- Сегодня мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.



- Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.


Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

- организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Работа по карточкам (самоконтроль)

поиск и выделение необходимой информации

индивидуальная

- Сейчас мы повторим то, что пригодится вам для открытия нового знания.

- Я вам зачитываю выражения, а вы записывайте ответы только тогда, когда будет пример на умножение или деление.

  • 24 разделить на 4

  • К 4 прибавить 17

  • Найдите разность 30 и 5

  • Найдите произведение 6 и 2

  • По 6 взять 3 раза

  • 50 уменьшить на 4

  • 6 умножить на 4

- Проверьте

6, 12, 18, 24

- На оценочных листах в первой клетке поставьте себе отметку.

- Кто из вас ошибся?

- Исправьте ошибки, будьте внимательными и все у вас получится.

- Посмотрите на ряд чисел, который у вас получился.

- Какая закономерность получилась?

- Что значит увеличить число на 6?

- Что значит уменьшить число на 6?

- Перед вами карточки белого цвета.

- На карточках работаем самостоятельно, запишите выражения и найдите их значения:

Увеличить 15 на 8


Уменьшить 42 на 6


Увеличить 2 в 4 раза


Уменьшить 6 в 3 раза



- Кто считает, что он правильно выполнил задание?

- Кто не справился с заданием?

Учащиеся записывают ответы

только выражений на умножение и деление



































- Каждое следующее число увеличивалось на 6

- К заданному числу прибавить 6 единиц

- Из заданного числа вычесть 6 единиц







П умение ориентироваться в своей системе знаний

Кумение слушать и понимать других

Кумение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме

Румение осуществлять самоконтроль и самооценку

Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3

Постановка учебной задачи

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства

анализ задания

фронтальная

- В каком месте возникло затруднение?


- Почему возникло затруднение?



- Какой шаг учебной деятельности вы выполнили?

- Что вы будете делать дальше?

- Мы не смогли решить 2-ое и 3-е выражения

- Мы не знаем как решаются выражения, когда надо увеличить или уменьшить число в несколько раз

- Мы выяснили, что мы не знаем.

- Сами построим новое знание

К умение оформлять свои мысли в устной форме

П умение выявлять сущность, особенности объектов

П умение ориентироваться в своей системе знаний





















− Какова же цель нашего урока?




- Правильно. Сегодня мы познакомимся с решением задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.


- Мы должны узнать как решаются выражения на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

Румение определять цель деятельности на уроке

Кумение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

Кумение оформлять свои мысли в устной форме

4

Реализация построенного проекта.

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока

поиск и выделение необходимой информации, ее использование в организации работы

Индивидуальная по заданиям учителя

- Перед вами лежат квадраты белого и синего цвета.

- Положите 2 белых квадрата

- Ниже по 2 синих квадрата 4 раза

- Больше или меньше стало синих квадратов?

- Так во сколько же раз их стало больше?

- Объясните, что значит увеличить 2 в 4 раза?

- Вернитесь к третьему выражению в белой карточке.

- Какое выражение запишем на карточке?

- Мы увеличили число в несколько раз, а как же уменьшить число в несколько раз?

- Если синих квадратов в 4 раза больше, чем белых; то белых - в 4 раза меньше.

- Какое действие надо выполнить, чтобы уменьшить число в несколько раз?

- Выполните последнее вычисление в белой карточке.

- Проверим.

- Поставьте отметку за работу на этом этапе в следующей клетке.





- Синих квадратов стало больше


- Их стало больше в 4 раза

- Это значит мы должны по 2 взять 4 раза, т.е. умножать



(2 Х 4 = 8)


- Мы будем делить



- Мы будем делить

П умение представлять информацию в виде схемы

Пумение на основе анализа объектов делать выводы

П умение делать выводы в результате совместной работы

Кумение слушать и понимать других

Кумение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

Кумение оформлять свои мысли в устной форме

Румение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Румение принимать и сохранять учебную цель и задачу

П умение обобщать

физкультминутка

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

самоконтроль

Индивидуальная работа с проверкой по образцу

- Ребята, что вы узнали?

- Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на упражнении из учебника.

- Откройте учебник на с.77 №4

- У кого нет затруднений, выполните задание самостоятельно.

- Проверьте свои записи с записями на доске.

- Отметь свою работу в оценочном листе.

- Мы узнали, что если число надо увеличить в несколько раз - мы будем умножать, а если число надо уменьшить в несколько раз - мы будем делить



(ученики записывают три выражения с проговариванием у доски)


Кумение оформлять свои мысли в устной форме

Румение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

П умение обобщать

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку, взаимооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельная работа

Работа по вариантам, в паре

- Возьмите карточку жёлтого цвета.

- Работать вы будете по вариантам.

- Проверим, как выполнили задание (открыть закрытую доску)

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте и сделайте проверку.

- Поставьте в оценочном листе соседа отметку в следующей клетке.

Работа по вариантам, два ученика за доской



Румение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Румение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку

Кумение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами









физкультминутка

7

Включение в систему знаний и повторение

Цели:

- организовать включение нового знания в систему знаний;

- развитие умения анализировать математические задачи

контроль и корректировка хода работы и конечного результата

фронтальная, взаимоконтроль

- Решаем задачу №6 (1) в учебнике.



- Какую оценку поставишь себе за работу над задачей? Почему?

- Ребята, так же оцените свою работу.


- Решаем задачу №6 (2) самостоятельно.

- Поставьте отметку за работу в следующей клетке.


Один ученик записывает краткую запись и проводит анализ задачи


Ученик оценивает свою работу.





Решают задачу самостоятельно.

Проверяют по записи на доске.



8

Рефлексия учебной деятельности

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Обобщение, самоанализ

фронтальная, индивидуальная

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?

- Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?


- Как вы думаете, сегодня вы лучше работали на уроке, чем вчера или хуже?


- У вас на партах лежат цветные карточки.

Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка - сомнение, красная карточка - отрицательный ответ.

Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, какое действие нужно выполнить, чтобы увеличить число в несколько раз.

  • Я знаю, какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число в несколько раз.

  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.

  • Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

  • Я сегодня был в учебной деятельности.

  • Я доволен своей работой на уроке.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: с.78, №5, №6 (3)

- Подвести итог нашей работы.


- Узнать законы увеличения и уменьшения числа в несколько раз


- Да

























Поднимают карточки согласия, сомнения и несогласия.

К умение слушать и понимать других

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

Кумение оформлять свои мысли в устной форме

Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Румение принимать и сохранять учебную цель и задачу

П умение ориентироваться в своей системе знаний

П умение обобщать

Румение осуществлять познавательную и личностную рефлексию



Приложение

Список литературы

  • учебник по математике для 3 класса, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, изд-во «Просвещение» Москва, 2012 год;

  • Серия «Перспектива» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, УРОКИ МАТЕМАТИКИ 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение» Москва, 2010 год.

Карточка белого цвета

Увеличить 15 на 8

Уменьшить 42 на 6

Увеличить 2 в 4 раза

Уменьшить 6 в 3 раза

Карточки жёлтого цвета

5

6

Увеличить на 4



Увеличить в 4 раза



12

28

Уменьшить на 4



Уменьшить в 4 раза



Увеличить на (+)

Уменьшить на (-)

Увеличить в (х)

Уменьшить в (:)

Лист оценок ______________________________

____________________________________



1

2

3

4

5










У каждого учащегося по 2 карточки белого цвета и 8 карточек синего цвета

Для организации рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности у каждого учащегося карточки красного, жёлтого и зелёного цвета.

Самоанализ урока

Урок математики проходил в 3 классе. В классе 20 обучающихся. Класс обучается по УМК «Перспектива»

Тема урока: «Задачи на увеличение и уменьше­ние числа в несколько раз».

Тип урока: ОНЗ.

Цели и задачи урока:


  • Формирование умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз

  • Закрепление знания таблицы умножения на 3 и на 4

  • Формирование умения анализировать задачу

  • Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно действенного мышления

  • Воспитание культуры поведения при фронтальной, групповой работе

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД

1.умение представлять информацию в виде схемы

2.умение на основе анализа объектов делать выводы

3.умение обобщать

4.умение делать выводы в результате совместной работы

5.умение выявлять сущность, особенности объектов

6.умение ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

1.умение слушать и понимать других

2.умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

3.умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

1.умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

2.умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

3.умение определять цель деятельности на уроке

4.умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

5.умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные УУД

1.способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Урок математики был построен с учётом системно-деятельностного подхода. Выбор именно такого построения урока основан на методологических основах программы УМК «Перспектива». По тематическому планированию 126 урок, 62 урок в разделе «Числа от 1 до 100».

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.

Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
• наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной работы);
• письменных и устных упражнений, самостоятельная работа, групповая работа;
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации.

При построении сценария урока были учтены все особенности учащихся класса. Поэтому урок прошёл в быстром темпе. На уроке шло постоянное взаимодействие учителя и учеников. С целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют записывать краткую запись к задаче, решать задачи, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.


© 2010-2022