Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МАТЕМАТИКЕ


(1 КЛАСС, ФГОС, системно-деятельностный подход)




(Образовательная система «Школа России»)

Учитель начальных классов

МОУ « СОШ « с.Корткерос

Вольф Зоя Михайловна


Республика Коми, село Корткерос, ноябрь 2012 г.

Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

Цель урока: совершенствовать умение составлять таблицы сложения и вычитания с числом 2.

Задачи:

* Работать над усвоением таблиц сложения и вычитания с числом 2.

* Совершенствовать умение решать задачи.

* Развивать вычислительные навыки.

* Совершенствовать умение работать в паре и самостоятельно.

* Совершенствовать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

* Развивать логическое мышление, речь, внимание, умение выражать свои мысли.

* Воспитывать организованность, активность, уважение к товарищам.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, таблицы по курсу «Мир деятельности» (внимательность, активность, что значит учиться, затруднение, правила работы в паре), карточки с примерами, квадраты на доске и в конвертиках, лента чисел, учебники М.И.Моро, Просвещение, 2011 г., рабочие тетради, 4 воздушных шара.


Этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Цель: 1)формирование внутренней мотивации к УД;

2)сформулировать основную образовательную цель урока(зачем мне надо учиться)


2.Актуализа -ция знаний и фиксация индивидуаль -ного затруднения в пробном действии.

( 5 мин)

Цель:

1) повторение материала, необходимого для «открытия нового знания»; 2)обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем? »

3)тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение



3. Выявление причины затруднения.

( 1 мин)

Цель: обсуждение

«Почему возникли затруднения?»

4. Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

Цель: 1)формулировка темы, цели урока;

2)построить план достижения цели, выбрать способ.

5. Реализация построенного проекта.

(10мин)

Цель: решение учебной задачи ; зафиксировать преодоление затруднения.










1 мин


6. Первичное закрепление во внешней речи.

(4мин)

Цель: проговаривание нового знания; организовать усвоение новых знаний при решении типовых заданий.


7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой.

(5 мин)

Цель:

тренировать способности к самоконтролю и к самооценке.



8. Включение в систему знаний.

(9 мин)

Цель: проверить умение применять новые знания в разных заданиях.






9. Рефлексия.

(2 мин)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Материал ведения урока учителем

- Ну - ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке: (проверяется рабочее место)

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят? (проверяется осанка)

Все ль внимательно глядят?

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Ребята, кто такой активный ученик?

(Показ таблицы «Активность»).

- Кто такой внимательный ученик?

(Показ таблицы «Внимательность»).

- Вы готовы на уроке быть активными и внимательными?

- Договорились! Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!

- А что вы должны делать на уроке?

- А что значит учиться?

(Показ таблицы «Два этапа учебной деятельности»).

- С чего мы начинаем свою работу?


  1. Логическая разминка.

а) - Подумайте и скажите, сколько здесь квадратов?

Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

(На доске слева на цветной бумаге).

- У кого сколько квадратов получилось?

- Проверим. Кто готов показать на доске?

б) -Поиграем в игру «Найдите лишнее число»:

1, 2, 4, 6, 8, 10.

(Числа записаны на цветной бумаге).

- Докажите.

(Развитие аналитико-синтетических умений).

- С какой целью мы проводим логическую разминку?

2) Работа с натуральным рядом чисел.

- А сейчас, дети, устный счёт:

(На доске лента чисел).

- Назовите соседей чисел: 6, 9;

- Назовите предыдущее число 5, 10;

- Назовите последующее число 4, 7;

- На сколько 5 больше 3?

- На сколько 6 меньше 8?

- Прибавьте по 2, начиная с 2-х.

- Уменьшите каждое число на 2.

(Показ чисел по числовому отрезку: 4, 9)

- Ребята, с какой целью мы проводим устный счёт?

- Встаньте те, кто не затруднялся при устном счёте.

- Спасибо, молодцы!

3) - Ребята, а на какие числа мы умеем увеличивать и уменьшать каждое число?

- Как легче к числу прибавлять 2?

- Какие таблицы сложения и вычитания мы составляли и запоминали?

- А сейчас составьте таблицы сложения и вычитания с числом 2.

(Проблемная ситуация).

- Почему?

- Как вы отнесётесь к затруднению?

(Показ таблицы «Затруднение»).

- Почему вы не боитесь затруднений?

(Слайд 3- «Затруднение»).

- Какое у нас затруднение?

- Какую цель вы перед собой поставите? Какое затруднение нам нужно преодолеть?

(Слайд 4 - цель урока).

- Назовите тему урока.

(Слайд 5 - тема урока).

1) - Как же составить таблицы? С помощью каких геометрических фигур вам легче было составить таблицы с числом 1?

- Какие будут предложения? Как будем преодолевать затруднение?

(Открывается доска).

- Посмотрите на доску. Что видите?

Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

- Что можете про них сказать? Изменилось построение квадратов?

- Какие изменения произошли?

- Почему?

- Посмотрите на верхний ряд. Сколько жёлтых квадратов?

- Сколько синих квадратов?

-По желанию вы можете тоже составить такой ряд квадратов на парте.

(На партах - конверты с квадратами).

- Что можно составить по этим квадратам?

- Составьте пример.

(На доску 1 ученик записывает пример слева от квадратов).

- Какой пример на вычитание числа 2 можно составить по этому ряду квадратов?

( На доску 1 ученик записывает пример справа от квадратов).

- Посмотрите на следующий ряд. Сколько жёлтых квадратов?

- Их стало больше или меньше?

- На сколько больше?

- Что можете сказать про количество синих кружков?

- Почему?

- Составьте пример.

( На доску 1 ученик записывает пример слева от квадратов).

- Какой пример на вычитание можно составить по этому ряду квадратов?

( На доску 1 ученик записывает пример слева от квадратов).

- Откройте тетради на стр. 35.

- Что увидели?

- Запишите полученные примеры.

- Поднимите руку те, кто самостоятельно сможет составить таблицы сложения и вычитания с числом 2?

- Если вы уверены, что сами преодолеете затруднение, заполните самостоятельно таблицы сложения и вычитания с числом 2. Выполняйте.

А остальные поработаем вместе. Будем у доски объяснять и записывать в тетрадь.

(Дифференцированный подход).

(По аналогии составляются остальные примеры табличных случаев прибавления и вычитания числа 2.

По окончании работы на доске должны быть записаны 2 столбика примеров).

- Можно было сделать ещё 1 ряд квадратов?

- Проверим, всё ли правильно записали?

(Ответы - первые 4 примера, а примеры, начиная с 5+2).

На правильных ответах поставьте +.

(Записи на доске открываются).

- У кого все + , встаньте.

- Спасибо, молодцы.

- Итак, что мы не знали в начале урока?

- Вы сами открыли новое знание?

- Чему вы научились?

- Вы хорошо потрудились, пора отдохнуть.

Физминутка. (Слайд 6).

Все ребятки дружно встали (выпрямиться)

И на месте зашагали (ходьба на месте),

На носочках потянулись (руки вверх),

Вниз и в стороны прогнулись (наклоны вперёд и в стороны).

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть за парту).

- Эти таблицы нужно знать. Как думаете, для чего это необходимо?

- Можете дома потренироваться. Где будут таблицы для тренировки?

1) Работа по учебнику (стр. 92).

- Прочитайте задание на стр. 92.

- Готовы объяснить?

- Посмотрите на ответы, что можете сказать про них?

- Почему?

- А как мы с вами составляли таблицу со знаком - ?

- Какой следующий шаг на уроке?

2) - Решим примеры.

(Слайд 7 - примеры).

- Постарайтесь по-разному прочитать примеры.

- Какие знания помогли вам вычислить?


- Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый смог проверить свои знания. Будете работать на карточках. Работа в парах. Какие правила работы в паре надо помнить? (Показ таблицы «Правила работы в паре»).



- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Впиши в окошко нужное число:

2 +[ ] = 4 7 - [ ] = 5 [ ] + 2= 10

[ ] + 2 = 6 [ ] - 2 = 1 5 - [ ] = 4 - Выполняйте.

- Пары, готовы?

- Проверим «по цепочке». Договоритесь, кто будет отвечать.

На правильных ответах поставьте +.

- У кого все + , встаньте.

- Спасибо, молодцы!

- Какой пример лишний?

- Почему? Докажи.

- Чему учились, выполняя это задание?

- Что служило вам помощником в проверке ваших примеров?

- Какое задание сегодня мы ещё не выполняли?

1) - Найдите задание №1 на странице 92 в учебнике, прочитайте.

- Какое задание нужно выполнить?

- Расскажите условие задачи. (Слайд 8, клик 2 - Условие).

- Маша, ты будешь за Катю. Выйди, возьми со стола шары.

- Сколько шаров ты взяла?

- Павел, ты будешь за Витю. Возьми шары.

- Почему ты взял 2 шара? Что значит «Столько же»?

(Показ 2-х и ещё 2-х воздушных шаров).

- Какой вопрос в задаче? (Слайд 8, клик 3- Вопрос).

- Как нужно решить? (Слайд 8, клик 4 - Решение).

- Почему прибавили?

2) - Работа в тетради. Найдите №1, с.34. Прочитайте.

- Что нужно сделать?

- Составьте задачу.

- Решайте.

- Проверим. Поменяйтесь тетрадями. Будете проверять друг друга. Если решение верное, поставьте +.

- Поменяйтесь тетрадями. У кого два + ?

- Чему учились, выполняя это задание?

3)- Сейчас мы поиграем в игру «Цепочка». Вы решите цепочку примеров, а ответ мне скажете по секрету на ушко. (4)

(Слайд 9 - цепочка примеров).

Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

- А теперь посмотрите, кто молодец !

(Проверка по слайду 10).

- Встаньте те, чей ответ был 4.

- Какую цель отработали?

4) Дополнительно: Работа в тетради.

- А сейчас будем работать в тетради на с.34, №5 (5-й красный кружок).

- Посмотрите, какое задание нужно выполнить?

- Выполняйте.

- Какая таблица была вам помощником: на +2 или -2 ?

- Как вы рассуждали?

-Какое новое знание вы сегодня открыли на уроке?

- Какие 2 этапа учебной деятельности выполнили?

(таблица)

- Преодолели мы затруднение?

- Выполнили цель урока?

- Поднимите руки те, кто считает, что преодолел сегодняшнее затруднение.

- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что у него на уроке всё получилось.

- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

- Выберите смайлик, который, по вашему мнению, соответствует вашей работе. Если у вас не было ошибок или вы сумели их найти и исправить, выберите весёлую рожицу. Если нужно еще поработать над сложением и вычитанием, выберите задумчивую рожицу.

(Слайд 11 - Смайлики).

- Молодцы! Спасибо за работу!

(Слайд 12 - Молодцы!).

(Самым активным можно подарить воздушные шары).

Дополнительно: слайд 13, клик 1 - матем. диктант, ответы - на обратной стороне карточки.Тема: Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

Деятельность учащихся

Хоровое проговаривание стихотворения, психологический

настрой на урок.

- Кто с желанием делает все задания.

- Кто думает, слушает, видит, не отвлекается.

- Да!

(Желают удачи друг другу).

- Учиться.

- Понять, чего мы ещё не знаем, а потом самим открыть новые знания.

- С повторения необходимого.

(Фронтальная устная работа).

(Дети про себя считают).

(Дети отвечают).

- 8 квадратов.

10 - двузначное число.

1 - нечётное число.

- Для развития сообразительности, смекалки.

- 5 и 7, 8 и 10.

- 4, 9.

- 5, 8.

- На 2.

- На 2.

- 4, 6, 8, 10

- 2, 7.

- Развиваем вычислительные навыки.

(Дети встают).

- На 1 и 2.

+ 1 + 1

- С числом 1.

- Мы встретились с «затруднением».

- Такие таблицы мы ещё не умеем составлять.

- Спокойно.

- Затруднение - помощник в учении, так как преодолевая затруднение, мы открываем новые знания.

- Не умеем составлять таблицы + - 2.

- Узнать, как составляются таблицы сложения и вычитания с числом 2, постараться запомнить их.

- Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

- С помощью квадратов.

- Попробуем составить таблицы опять с помощью квадратов.

- Квадраты.


-Да.

- Квадратов стало больше.

Прибавляли по 2 синих квадрата, а не по 1.

- Тема урока «Таблицы сложения и вычитания с числом 2».

- 1

- 2

-Пример.

1+2=3

3-2=1

- 2

- Больше.

- на 1.

- Их опять 2.

- Потому что мы сегодня учимся прибавлять число 2.

2+2=4

4-2=2

(Открывают тетради).

-Такие же квадраты.

(Записывают)

(Поднимают руку).


- Нет - в ответе было бы число больше 10.

(Ситуация успеха)

- Не умели составлять таблицы сложения и вычитания с числом 2.

- Да.

- Научились составлять таблицы сложения и вычитания с числом 2.


- Чтобы быстро решать примеры.

- В тетради на с.35.

- Объясни, как составлена каждая таблица.

- К числам, кроме 9, каждый раз прибавляли 2.

- Каждый следующий ответ больше предыдущего на 1.

- Каждое 1-е слагаемое увеличивали на 1.

- Из полученного результата каждый раз вычитали 2.

- Мы должны закрепить новое знание, потренироваться.

( Проверка с проговариванием во внешней речи).

- Знание таблиц сложения и вычитания с числом 2.

-Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.

- Вписать в окошко нужное число.

(Рассуждение в парах).

(Показывают знак готовности).

(Самоконтроль и самопроверка).

(Дети встают).

(Ситуация успеха)

5 - [ ] = 4

-Не по сегодняшней теме.

+2, - 2

-Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

- Не решали задачу.

(Читают).

- Нужно задачу решить.

(Дети отвечают).

(Девочка выходит и берёт 2 шара).

- 2

(Мальчик берёт 2 шара).

- Такое же число - 2.

(Дети отвечают).

2+2=4

- Потому что отвечали на вопрос: «Сколько вместе?».

(Читают).

- По схеме составить задачу и решить.

(Прослушивание задач).

(Самостоятельно решают)

(Взаимопроверка)

(Ситуация успеха).

- Решать задачи, прибавлять число 2.


(Ситуация успеха)

-Закрепляли умение прибавлять и вычитать

числа 1 и 2.

-Дописать состав чисел 8, 6, 9, 10, 5.

(Дети решают примеры).

- На +2.

Чтобы получилось 8. нужно к 6 прибавить 2 .

(По аналогии объясняются другие случаи).

- Мы научились составлять таблицы сложения и вычитания с числом 2, учились применять их в решении разных заданий.

-Чего мы не знаем и сами нашли способ узнать.

- Да.

- Да.

(Дети поднимают руки).

(Самооценка)

(Дети встают).

(Взаимооценка)

(Самооценка - ответы детей).

УУД на этапах урока

Л-личностные

Р - регулятивные

П -познавательные
К - коммуникативные

Личностные УУД:

формируется эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

-

- Самоопределение (Л);

(Хочу учиться)

Здоровьесбереже-ние (психоло- ческий комфорт)

Смыслообразование (Л);

(Знаю, что значит уметь учиться)

Целеполагание (П);

( Зачем мне надо учиться)


Познавательные УУД:

1.Формируется умение на основе анализа чертежа делать выводы.

2.Формируются аналитико-синтетические умения.

3.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Коммуникативные УУД:

1.Формируется умение слушать, высказывать своё мнение и понимать других, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

2.Формируется умение согласованно работать в коллективе.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р);


Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Анализ, обобщение . Подведение под понятие(П);

Постановка и формулирова-ние проблемы - затруднения (П)

Аргументация своего мнения (К)

-Самоопределе-ние,смыслообразование (Л)

Целеполагание,

Выбор эффект. способов решения УЗ, планирование-П

Регулятивные УУД:

1.Формируется умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Формируемтся умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.


Анализ,обоб-щение,установ-лениепричинноследствен.свя-зей,построение логической

цепи рассужде-ний,доказательство,самост.создание способов

решения проб-лем поискового характера (П)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)













Здоровьесбере-жение



Анализ,сравне-ние,обоб-щение,установ-лениепричинноследствен.свя-зей,построение логической

цепи рассужде-ний,доказательство, извлечение необходимой информации по рисункам (квадратам)(П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)


Выполнение действий по алгоритму, осознанное построение речевого высказывания

(П)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Достижение договорённостей и согласование общего решения (К)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)

Понимание текстов, извлечение необходимой информации, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

Контроль, коррекция,оценка (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Построение логической

цепи рассужде-ний,доказатель-ство (П)



Рефлексия способов действия, оценка результатов деятельности (П)

Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин усеха или неуспеха в УД (Л)

Регулятивные УУД:

Формируется умение оценивать учебные действия в соответствии с поставлен-ной задачей

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К

осознанное и произвольИспользованная литература:

1.Учебник «Математика», 1 класс, М.И.Моро, Москва, 2011 г.

2.Методические рекомендации к учебнику «Математика» М.И.Моро, 1 класс, Москва, 2012 г.

3.Сайт Образовательной системы «Школа 2100».

4.Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности».

© 2010-2022