Рабочая программа по внеурочной деятельности Читалочка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Андреевская средняя общеобразовательная школа.













Рабочая программа

по внеурочной деятельности



«ЧИТАЛОЧКА»





Направление: Общеинтеллектуальное Срок реализации: 4 года. Учитель: Самойлова А.П.







2015 - 2019 г.


Пояснительная записка


Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы создана программа для учащихся 1- 4 классов «Читалочка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Программа нацелена на решение следующих задач: ● развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; ● учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; ● формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; ● формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; ● обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; ● расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; ● работать с различными типами текстов; ● создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель данной программы:
Цель программы - углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с произведением занятий 1 раз в неделю, 34 часа в год - во 2 - 4 классах. Новизна программы «Читалочка» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

  • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
  • мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
  • к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители

Формы и режим занятий.


Занятия проводятся 1 раз в неделю. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:
● занятие-праздник; ● занятие-интервью; ● интегрированное занятие; ● устный журнал; ● конкурсы; ● литературные встречи; ● литературная гостиная; ● литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийный технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат: Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время.
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

  • художественно-эстетического;
  • литературоведческого;
  • коммуникативно-речевого.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Прогнозируемый результат реализации программы.


Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора. Умение работать с книгой. Умение работать с текстом. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

Диагностические средства. Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей: 1. Проверка техники чтения. 2. Проверка читательского кругозора. 3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)



Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»


Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку? -да -нет- 4. Что ты любишь читать? -стихи -сказки -смешные рассказы -рассказы о животных 5.Что любишь больше всего? -читать сам -слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения? -хвалят -ругают, сердятся 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? -могу

-не могу


Проверка читательских умений во 2 классе. В работе с книгой второклассник должен уметь: использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций; определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления; пользоваться сносками и примечаниями книги; отвечать на типовые вопросы о книге; составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  • Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  • Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  • Назови писателей - авторов сказок
  • Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  • Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  • О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  • Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  • Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  • Чем отличаются стихи от прозы?
  • О чем вы любите читать?
  • Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  • Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  • Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе. В работе с книгой третьеклассник должен уметь: - выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам; - характеризовать книгу в целом; - сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги; - представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения, - готовиться к восприятию нового произведения; - эмоционально и аналитически воспринимать читаемое; - составить рассказ о герое произведения; - кратко передать события (сюжет); - самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
  • Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  • Назовите фамилии отечественных поэтов.
  • Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  • Какие басни вы знаете?
  • Кто из писателей пишет о природе?
  • Назовите авторов зарубежной литературы.
  • Назовите известные вам жанры произведений.
  • Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе. В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения; - определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения; -устанавливать тему и жанр просмотренной книги; -называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно); -ставить перед собой цель чтения книги. -давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора. Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
  • Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
  • Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки - потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
  • Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
    2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина - Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
    Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
  • Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  • Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  • Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  • Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  • Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

К концу обучения учащиеся получат возможность:


Личностные

Метапредметные


Предметные

Знать


Произведения русской литературы. Взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями.
Разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.

Уметь Читать выразительно, искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать, договариваться; приниматься за дело.
Сотрудничать , уметь работать в группе; включаться в группу или коллектив и внести свой вклад. Принимать решения; улаживать разногласия и конфликты.

Применять Стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Новые технологии информации и коммуникации.
Оценивать произведения искусства и литературы.









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЩЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ


1 год занятий

п/п

Тема

занятия

Содержание

занятия

Вид деятель-

ности


Дата.

План.

Факт. 1 Вводное занятие. Знакомство с детьми, обсуждение книг, прочитанных летом. Принести любимую книгу Беседа


Самые интересные книги, прочитанные летом Круг чтения. Выставка. Книги, прочитанные летом. Принести любимую книгу, рассказать о содержании и об авторе (если есть). Беседа

3 Создание буклета ко Дню учителя. Откуда пришла книга.

Подбор стихов об учителе. Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Чтение, работа с компьюте - ром

4

День пожилого человека. Правила поведения в библиотеке.

Стихи о дедушках и бабушках. Составить свои правила поведения в библиотеке, посещение школьной библиотеки.

Выучить стих;

Беседа.

5

Истории рождения сказок. Виды сказок.

Организовать выставку книг. Определение особенностей жанра сказок Раскрашивание иллюстраций сказки из раскраски.

6 Русские народные сказки..Мои любимые сказки (инсценировка) Стихи о школе и детях.

Пересказ по иллюстрациям. Разыгрывание сказки по ролям. Инсцени -ровка

7 Сказки народов мира Выставка.Содержаеие1-2х сказок. Пересказ по иллюстрациям. Чтение

8 Сказки о богатырях. Былины.
Выставка. Знакомство с былинами. Чтение

9

Литературное лото «Герои книг - мои герои». Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Чтение

10 Стихи К.И.Чуковского«В гостях у дедушки Корнея». Выставка, пересказ по ролям. Чтение

11 Стихи о Родине «С чего начинается Родина». Выставка. Знакомство со стихами Чтение

12 Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». Выставка. Знакомство с книгами.
Чтение

13

Любимые стихи А. Барто.
Выставка, чтение стихов, ориентировать в теме чтения по заглавию. Наизусть учить стихи.

14 Стихи о зиме. «Поет зима - аукает». Подбор произведений, новогоднего материала для детей. Наизусть учить стихи

15

Подготовка к Новогоднему представлению.
Подбор произведений, новогоднего материала для детей Наизусть учить стихи

16

«На ярмарке» Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выделение отличительных особенностей русского фольклора Выучить потешку, небылицу, чистоговоркуКонкурс на лучшего чтеца

17 Сказочные загадки. Разгадывание загадок. Повышать кругозор учащихся. Загадки.

18

Сказки А. С. Пушкина Чтение по ролям сказок Пушкина. Презентация, ИКТ, чтение.

19 Современные детские журналы Знакомство с современными детскими журналами Экскурсия в сельскую библиотеку

20 Составление рассказов по сюжетным картинкам Составление рассказов по сюжетным картинкам Работа в паре

21 Рассказы о войне Выставка книг о защитниках отечества

Чтение рассказов

22 Мой папа- лучше всех Выставка книг о защитниках отечества, чтение стихов Конкурс рисунков

23 Женщины-писатели Выставка книг Рассказ

24 Нет милее мамочки моей Выставка книг о маме, чтение стихов Конкурс рисунков

25 Рассказы Б. Житкова о животных Выставка книг. Обсуждение прочитанного Чтение

26 В.Бианки «Лесная газета» Выставка книг о природе Экскурсия в школьный сад

27 Каникулы- веселая пора Сочинение короткого рассказа об экскурсии Конкурс рассказов

28

Книжкина неделя: «Книга -твой друг, береги ее». Подбор репертуара и репетиция к празднику книжкина неделя Беседа

29 Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». Отгадывание сказок по картинкам, разгадывание загадок Викторина

30 Составление рассказов по сюжетным картинкам Составление рассказов по сюжетным картинкам Работа в паре

31 Детские стихи С. Михалкова. Выставка книг, знакомство со стихами
Чтение

32

«Никто не забыт, ничто не забыто».
Совместное чтение книг о ВОВ. Подобрать пословицы и поговорки о Родине

Чтение, ИКТ

33

Итоговое диагностирование
Тестирование по выявлению читательского кругозора. Оформление уголка летнего чтения Тест



















© 2010-2022