Методика диагностики и коррекции процессов чтения учащихся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прежде чем представить проект «Моя инициатива в образовании» я решила изучить само понятие «инициатива». Согласно данным «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова, инициатива - это почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности,

а с точки зрения современности - это, на мой взгляд, инновация.

Экономисты под инновацией понимали - воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль.

Основываясь на труды К. Сумнительного доцента кафедры педагогики МИОО, доктора педагогических наук: «… в социальной сфере, а уж тем более в сфере образования, этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве. Тогда, рассматривая инновации в сфере образования, видимо, надо рассматривать вопрос о том насколько они улучшают качество жизни учащихся»

В стандарте образования последнего поколения, впервые в отечественной практике сделана попытка описать планируемые результаты и оценить необходимые для их достижения условия.

Возникавшие до этого противоречия:

· между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;

· между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;

· между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

· между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

позволяет решить приоритетный национальный проект «Образование» и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», а так же федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

Реализуя в своей практике системно - деятельный подход , основываясь на рекомендации Ефименковой Л.Н., Локаловой Н.П., Ястребовой А.В. разработала и внедрила методику диагностики и коррекции процессов чтения у обучающихся начальной школы. Предлагаемый материал помогает устранить трудности, возникающие при обучении чтению. А также сформировать универсальные учебные действия обучающихся в рамках предметной области «литературное чтение» .

Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность усвоения учебного материала в других предметных областях.

Без выявления причин, возникающих при обучении чтению невозможна эффективная работа по их преодолению, поэтому, необходимо особое внимание уделять стартовой диагностике универсальных учебных действий.

Помимо диагностических умений учителю необходимо иметь достаточно развернутое систематическое описание тех специфических трудностей, которые возникают у обучающихся в процессе формирования навыков чтения , а также необходимо знать способы устранения выявленных причин нарушения процессов чтения. Именно поэтому возникла необходимость разработки данной методики.

Коррекционная работа ведется по следующим направлениям:

1 этап - «Диагностика речевых нарушений»; 2 этап - Определение психологических и других причин, ведущих к затруднению овладением навыками чтения»; 3 этап - определение оптимальных для работы с каждым учащимся приёмов и методов по устранению нарушений.

Методика диагностики и коррекции процессов чтения учащихся начальных классов

1 этап

Диагностика

речевых нарушений

2 этап

Определение психологических и других причин, ведущих к затруднению овладением навыками чтения

3 этап

Определение оптимальных для работы с каждым учащимся приёмов и методов по устранению нарушений.

1.Нарушение звукопроизношения (искажение звукового состава слова).

1.Слабая концентрация внимания к языковым средствам общения.

1.Постановка и автоматизация звука.

2.Коррекционные упражнения: «Найди букву, обозначающую искаженный звук, в тексте и вычеркни её», «Найди ошибку и упущение».

2.Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

2.Низкий уровень синтеза звуковых элементов.

Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций.

Недостаточное знание букв алфавита.

Не усвоены понятия «звук» и «буква».

1.Синтез звуковых элементов.

2.Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)

3.«Веселые буквы»

( запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)

3.Нарушение фонематического восприятия ,слуха.

Не сформированы навыки анализа и синтеза звукового состава слова (пропуск, замена букв, искажение ударения, пропуски слогов и слов, переставление слогов в словах).

Плохое запоминание прозы и стихотворения.

3.Нарушение фонематического слуха

Нарушение слуховой памяти и процессов анализа и синтеза.

1.Различные виды фонематической

зарядки:

- Какой звук общий;

-Если услышишь гласный звук, то подними руку.

2. Цепочки слов: кот-кон и т.д.

3.Коррекционное упражнение на развитие слуховой памяти: «Запомни слова», «Ключевые слова», «Смысловые единицы».

4.Составление разрезанных картинок.

4.Нарушение орфографической зоркости (нарушение поля зрения). (Повторное считывание одной и той же строчки, пропуски, возврат к вышерасположенной строчке при чтении, потеря строчки при чтении).

4.Неустойчивость внимания, прежде всего произвольной формы.

Нарушение зрительной памяти.

1. Глобальное чтение (чтение целыми словами)

2. Упражнение «Смотри в одну точку , называя слова написанные слева и справа от точки»

3. Письмо по памяти.

4.Коррекционные упражнения: «Что изменилось», «Вспомни и воспроизведи», «К какой из букв какая карточка подходит».

5.Кроссворды из словарных слов.

6. Лабиринты.

7.Шарады и перевертыши.

5.Ограниченный словарный запас (непонимание смысла слов, фразы, искажение смысла слов).

5.Слабое развитие произвольной смысловой и слуховой памяти.

Плохая осведомленность (кругозор).

1.«Укажи лишнее слово».

2. «Исключи предмет».

3. Образуй новое слово от корня при помощи приставок и суффикса.

4. Понимание метафор, пословиц со скрытым смыслом.

5. Выделение новых слов из текста.

6. Работа со словарем.

7.Упражнения на развитие кругозора.

6.Нарушение ориентировочного исследования

(аналитико-синтетический уровень планирования; внутренняя организация речевой деятельности; первичное восприятие текста, моделирование пересказа текста).

6.Нарушение пространственной ориентировки.

Нарушение мыслительной операции


1. Составление рассказа по его началу или концу.

2. Пересказ с опорой на серии сюжетных картинок.

3.Составление различных фор плана пересказа.

4. Выделение ключевых слов. Пересказ по ним.

5. Выделение основной мысли.

6. Чтение с обращением внимания на подробности и связь с основной мыслью.

7.Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна

7.Отсутствие мотивационного звена (нежелание читать, непонимание для чего необходимо читать).


8.Нарушение исполнительного звена (нарушение контроля, самоконтроля, неумение оценивать результаты своей деятельности).

1. Беседа о пользе школьного учения.

2.Заинтересованность учащихся в получении знаний.

3.Поощрение результатов учебной деятельности учащихся.

4. Выставки книг.

5. Встреча с авторами.

6.Сравнение прочитанного и увиденного(кинофильм).

1. Составление плана пересказа.

2. Работа с разметкой текста: подчеркивание важных мыслей, объединение их, расставление эмоциональных акцентов, определение личностного отношения к событиям, героям, осмысление и решение проблемы, пересказ текста.

Данный материал также позволяет определить траекторию индивидуального развития обучающегося и успешно достигнуть выполнения планируемых результатов, как по литературному чтению, так и в других предметных областях.

Данная методика также может быть использована при инклюзивном обучении детей с общим недоразвитием речи.

Человек много читающий, умеющий выразить свои мысли практически всегда успешен.

Счастливый, комфортно чувствующий себе на уроках и внеурочной деятельности, умеющий добывать самостоятельно знания и реализовывать при необходимости их в любой ситуации, здоровый ребенок - это цель моей трудовой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

- Ефименкова.Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,1992

- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Москва, «Ось-89», 2003.

- М.И. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Пособие для учителя. Аркти, Москва, 1997г.

- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва «Владос» 1997г.

-Эльконин Д.Б.Развитие устной и письменной речи учащихся.Москва,1998

- Ястребова А.В. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ», Аркт, Москва, 1997г

И личный опыт!!!


© 2010-2022