Разработка занятия по курсу Доноведение Полезные ископаемые Ростовской области (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое занятие по курсу « ДОНОВЕДЕНИЕ» 3 класс

Тема: "Полезные ископаемые Ростовской области"

Цели:

  • продолжить формирования знаний учащихся о природе родного края;

  • познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области и их месторождениями;

  • формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;

  • способствовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой Родине.


Форма занятия: микроисследование
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, бальнеологические ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи) .

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация, образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы, , раздаточный материал, компьютер, проектор.

Планируемые результаты.

Личностные:

формировать способности учащихся к саморазвитию;

работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные:

Познакомить учащихся с месторождениями полезных ископаемых Ростовской области;

Углубить знания учащихся о полезных ископаемых;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

формировать умение формулировать тему занятия, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью.

Коммуникативные УУД

развивать умения работать с источниками информации;

развивать умения аргументировать свою позицию;

учить способам сотрудничества в группе, парах.

Познавательные УУД

создавать условия для формирования знаний о полезных ископаемых;

учить использовать информационные сведения для решения практических задач;

развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

- Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на всё занятие. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересной работы.

2 этап Актуализация знаний.

(3 мин.)

(СЛАЙД №1)

"Ты знаешь край, где всё обильем

Где реки льются чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет,

В вишнёвых рощах тонут хутора,

Среди садов деревья гнут долу…

И до земли висит их плод тяжёлый"

(А.К.Толстой)

Так А.К.Толстой говорит о нашем красивом и богатом донском крае, но все ли красоты и богатства нам ведомы?(нет)

- А хотите больше узнать? Тогда я предлагаю вам сегодня стать геологами.

-Давайте вспомним чем занимаются люди этой профессии?

-Ребята, профессия геолога увлекательна, но вместе с тем и опасна. Только взаимовыручка, дружба и сплочённость

помогает им . Надеюсь эти качества помогут и нам в нашей работе.

3 этап. Мотивация и целеполагание.

Я думаю мои геологи легко справятся с первым заданием:


  • Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)

  • Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)

  • Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями).

-Предположите, о чём пойдет речь на занятие? Что вы будите исследовать?

Тема занятия: "Полезные ископаемые Ростовской области". (СЛАЙД

-Какова площадь Ростовской области? (100,8 тыс. км 2 )

-Наш край занимает большую площадь и конечно в недрах её земли есть полезные ископаемые. Сегодня нам предстоит узнать, чем богаты недра донской земли?

Но в начале проверим, насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые.

Игра: ЧТО ЭТО? (задания по группам)


  1. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут(нефть).

  2. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.( торф)

  3. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.( железая руда)

  4. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.(глина)

  5. Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.(гранит)

  6. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.(известняк)

  7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.(песок)

  8. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.(уголь)

Молодцы!

-Один из основных инструментов геолога - это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые. (тет. страница 62)

Ответы детей.

На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (топливные, строительные)

Распределите полезные ископаемые на группы. (СЛАЙД №6)

ФИЗМИНУТКА: « На ДОНУ, на ДОНЕ»

4 этап Планирования поиска способа решения.

- Сейчас каждая группа будет геологами - разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о месторождениях полезных ископаемых.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: "Мы геологи только что вернулись с экспедиции…."

2. Каждая группа геологов поработает с картой и выявит месторождения:

1 группа - природный газ

2 группа - известняк

3 группа - песок и глина

4 группа - уголь

Карточка - "помогайка" (для каждой группы):

  1. Название.

  2. Свойства (основное).

  3. Месторождения на территории Ростовской области.

5этап Практическая работа. Исследование.

Работа в группах.

Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов. (СЛАЙДЫ №7 - №10)

(интересный факт о добыче угля)

- Перечень полезных ископаемых был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи и минеральные воды, которые обнаружены на территории области. (СЛАЙД №12)

Целебные грязи - это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска.

Также в области известно более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны жителям нашего региона и за её пределами. ("Аксу", "Аксинья", "Иверская", "Пухляковская", "Вешенская") (СЛАЙД №11)

Богата Донская земля своими недрами. Славу ей принёс каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи)

(работа с коллекцией:Найти полезное ископаемое Ростов. Обл.)

6 этап Работа в тетради ( стр.63 №2)

Итог:

-Ребята, какая задача стояла сегодня перед нами?(исследовать полезные ископаемые Ростов. Обл.)

-Что было обнаружено в ходе исследования?

-Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

IV. Рефлексия.

Личностная оценка комфортности на занятии.

На доске нарисована гора. Дети берут магниты, символизирующие полезные ископаемые и размешают на горе, в соответствии с уровнем полученных знаний.

( слайд Спасибо за работу!)

© 2010-2022