Рабочая программа курса внеурочной деятельности Культура домашнего праздника

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Культура домашнего праздника»











Срок реализации - 2 года

















Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника» является модифицированной, составлена на основе программ внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение», авторы программ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, 2011 г. Данная рабочая программа рассчитана на 2 года (по 34 часа в год), общий объём - 68 часов (1 час в неделю); из них на теоретические знания отведено 22 часа, на практическую часть 46 часов. Рабочая программа ориентирована на младших школьников. Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средством общения, где школьник выступает в роли участника досуго - развлекательной деятельности. Досуговое общение - это свободный, нерегламентированный диалог, возникающий в процессе досуго - развлекательной деятельности. На достижение подобного качества направлены методические рекомендации. Как известно, термин «диалог» несет в себе множество смыслов. Применение к педагогической реальности общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект - субъектных отношений между педагогом и школьником в противоположность субъект - объектным (монологическим) отношениям. Актуальность досугового общения во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств. Если в монологическом общении доминируют смысл и воля одного из участников (например, педагога), то диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации. Если в системе монологического общения субъекты делятся на активных и пассивных, то диалогическое общение предполагает активность всех участников. При этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников. Предметом досугового общения могут быть праздничные события, внутренний мир человека, межличностные отношения, творчество и т.п. Но в любом случае предмет диалогического общения должен отвечать следующим требованиям:

  • в общении должны быть воплощены те интересы и смыслы, которые занимают в данный момент одну из ведущих позиций в иерархии мотивов субъекта;
  • каждый из партнеров имеет свое собственное, отличающееся от видения другого видение предмета;
  • содержание предмета общения порождает в участниках индивидуальные смыслы, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле.
Первый атрибут диалога - свобода его участников. Собеседники в диалоге свободны от внешних, внеличностных целей, прагматических интересов, задач убеждения, переубеждения ит.п. Они не имеют цели оказать воздействие друг на друга, но тем не менее (а точнее, именно поэтому) диалог создает оптимальные условия для реального влияния на развитие личности, так как личностный рост обязательно предполагает свободу самореализации. Именно свобода самоосуществления, свобода стать и быть самим собой играет в диалоге ведущую роль. Принимая такую свободу, ученик одновременно признает ответственность за себя и за свою свободу. И это создает еще один парадокс диалога: принятие на себя ответственности за собственную позицию делает обучающегося более внимательным и терпимым к позициям других. Однако свобода субъектов диалога не абсолютна (абсолютная свобода есть власть). Она ограничена совокупностью их прав. Именно равноправие собеседников как взаимное признание свободы друг друга является вторым атрибутом межличностного диалога. Третий атрибут диалога - это личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания. Взаимопонимание создает рациональную основу контакта, но глубинной основой контакта, «связующей нитью диалога» является сопереживание как эмоционально - интуитивное постижение собеседниками внутреннего мира друг друга, создающее единство встречи индивидуальных переживаний. Остальные особенности межличностного диалога - открытость и доверие собеседников, их сотворчество - выводимы из трех названных атрибутов. Данная рабочая программа досугового общения школьников, помимо принципа диалогичности, основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности. Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а так же формировать у него ответственность за развитие самого себя. Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе, в том числе в старшем школьном возрасте перед человеком встает ряд специфических задач, о решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно - культурные (достижения уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально - культурные (познавательные, морально - нравственные, ценностно - смысловые), социально - психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи. Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям регионов. Коллективность в досуговом общении означает, что досугово-развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» ребёнка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел - реализация - рефлексия». В ходе проектирования перед учеником всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что может появиться в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данных методических рекомендаций предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты преобразовывают общности и общества, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
  • коммуникабельность - легкость вступления в межличностное общение, инициатива на этапе взаимодействия;
  • предприимчивость - способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное отношение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
  • самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, от посторонней поддержки, принуждений, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
  • организационная и управленческая компетентность - знания, опыт по образованию социальной структуры, координация действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;
  • конвенциональность - стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
  • законность (легальность)- стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.
Рабочая программа «Культура домашнего общения» нацелена на освоение младшими школьниками культуры домашнего праздника, досугового общения в домашней обстановке.

Тематическое планирование


п/п

Темы занятий

Количество

часов

Часы

теоретических

знаний

Часы

практических

знаний

1

Организация домашнего праздника

6

2

4

2

Приглашения, украшения, призы.

8

2

6

3

Игры на празднике.

6

2

4

4

Народные домашние игры.

6

2

4

5

Народные игры во дворе, на улице.

6

2

4

6

Другие праздничные развлечения.

8

2

6

7

Праздничные блюда и напитки.

6

2

4

8

Создание праздничных костюмов.

6

2

4

9

Когда вечер на исходе.

4

2

2

10

Организация тематического праздника (детско-взрослое семейное проектирование домашних праздников).

12

4

8


Итого

68

22

46

Содержание деятельности


  1. Организация домашнего праздника. Выбор темы праздника. Лучшее время для праздника. Затраты на праздник. Подготовка дома к празднику. Меры предосторожности. Детальный план праздничного вечера.

  1. Приглашения, украшения, призы. Виды приглашений. Как сделать приглашения самим. Использование ИКТ-технологий. Как украсить помещение. Придумываем призы.

  1. Игры на празднике. Конкурсы. Игры - эстафеты. Игры на бумаге.

  1. Народные домашние игры. Бирюльки. Фанты. «Чёрного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить». Лото. «Чепуха». Жмурки с колокольчиком. Каламбур.

  1. Народные игры во дворе, на улице. Салки. Водоносы. Хоровод.

  1. Другие праздничные развлечения. Рисование. Лепка. Вырезание фигурок. Шарады. Ребусы

  1. Праздничные блюда и напитки. Тематические блюда. Этикет за столом.

  1. Создание праздничных костюмов. Виды костюмов. Материал для костюма. Инструменты. Техника изготовления карнавального костюма. Костюм быстрого приготовления.

  1. Когда вечер на исходе. Как лучше завершить праздник. Прощание с гостями. Уборка дома.

  1. Организация тематического праздника (детско-взрослое семейное проектирование домашних праздников). Разработка сценария события. Празднование.

Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты досугового общения школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра. Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания базовых ценностей общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия - включает освоение способов решения задач по привлечению разнообразных ресурсов для реализации собственного проекта. Учащиеся осваивают способы ведения переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов аудитории, информирования, презентации.
В результате ребёнок ЗНАЕТ: 1. Что такое домашний праздник 2. Игры и развлечения на домашнем празднике 3. Как приготовить праздничные костюмы 4. Как заканчивается домашний праздник ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ: 1. Об элементарных правилах проведения изученных игр 2. Об оборудовании, необходимом для приготовления праздничного развлечения 3. О правилах общения при проведении домашнего праздника 4. О правилах написания приглашения на праздник УМЕЕТ: 1. Выражать свое отношение к присутствующим на домашнем празднике 2. Соблюдать правила этикета за столом 3. Занять гостей интересными играми 4. Правильно вести себя во время праздника ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ: 1. Общения с партнером (одноклассниками) 2. Образного восприятия окружающего мира 3. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители 4. Коллективного творчества Ребенок избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом, получает возможность проявить свои способности, таланты. Формой подведения итогов считать: организацию тематического праздника (детско-взрослое семейное проектирование домашних праздников).

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Программа внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение», авторы программ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, 2011 г.

Д

Рабочая программа внеурочной деятельности «Игровая деятельность школьников»

Д

Литература: 1. Щипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». - «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. 2. Дерягина Л.Б. «Играем сказку». - СПб.: ООО «Издательство ««ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. 3. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки». - СПб.: ООО «Издательство ««ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. 4. Шайдурова Н.В. «Учимся делать открытки»» - СПб.: ООО «Издательство ««ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. 5. Ламонова Т.В. «Утренники: самые лучшие сценарии для школы». - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005.

Д

Аудиозаписи.


Оборудование для проведения игр:

Мячи

Обручи

Скакалки

Кегли

Настольные игры

Шашки

Наборы оборудования для игр-драматизаций


К

П

К

П

П

П

П

Оборудование для приготовления приглашений

К

Для отражения количественных показателей в таблице используется следующая система символических обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр

К - полный комплект

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух учащихся)

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся

Календарно - тематическое планирование

внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника»,

1 год обучения

Тема раздела, тема занятия

Кол.-во часов

Дата

Примечание

Организация домашнего праздника (3 часа)

1

Тема праздника. Лучшее время для праздника.

1



2

Подготовка дома к празднику.

1



3

Детальный план праздничного вечера

1



Игры на празднике (3 часа)

4

Игры на празднике

1



5

Игры-эстафеты

1



6

Игры на бумаге.

1



Народные домашние игры (3 часа)

7

Народные домашние игры. Фанты.

1



8

Народные домашние игры. «Чёрного и белого не брать, «да» и «нет» не говорить».

1



9

Народные домашние игры. Лото.

1



Другие праздничные развлечения (4 часа)

10

Праздничные развлечения.

1



11

Праздничные развлечения. Рисование.

1



12

Праздничные развлечения. Лепка.

1



13

Праздничные развлечения. Вырезание фигурок

1



Создание праздничных костюмов (3 часа)

14

Виды костюмов Техника изготовления карнавального костюма

1



15

«Весёлое новогодье». Костюм быстрого приготовления

1



16

«Весёлое новогодье». Костюм быстрого приготовления

1



Организация тематического праздника (3 часа)

17

Традиции Рождества. Рождественские стихи, песни.

1



18

Рождественские подарки

1



19

Рождество - семейный праздник.

1



Приглашения, украшения, призы (4 часа)

20

Виды приглашений

1



21

Как сделать приглашение своими руками

1



22

Придумываем призы

1



23

Подарок для мамы

1



Организация тематического праздника (3 часа)

24

Готовим праздник для мам. Стихи и песни к празднику

1



25

Праздничные сюрпризы

1



26

Праздник «Встреча поколений. Нашим любимым»

1



Когда вечер на исходе (2 часа)

27

Когда вечер на исходе. Как лучше завершить праздник

1



28

Уборка дома. Я помогаю взрослым.

1



Праздничные блюда и напитки (3 часа)

29

Праздничные блюда и напитки.

1



30

Тематические блюда.

1



31

Празднично сервируем стол

1



Народные игры во дворе, на улице (3 часа)

32

Народные игры во дворе, на улице.

1



33

Народные игры во дворе, на улице. Салки.

1



34

Народные игры во дворе, на улице. Хоровод

1



Календарно - тематическое планирование

внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника»,

2 год обучения

Тема раздела, тема занятия

Кол.-во часов

Дата

Примечание

Организация домашнего праздника (3 часа)

1

Тема праздника. Лучшее время для праздника.

1



2

Подготовка дома к празднику.

1



3

Создаём праздник сами

1



Игры на празднике (3 часа)

4

Игры на празднике

1



5

Игровые конкурсы

1



6

Игровые конкурсы

1



Народные домашние игры (3 часа)

7

Народные домашние игры. «Чепуха». Жмурки с колокольчиком.

1



8

Народные домашние игры. Бирюльки

1



9

Народные домашние игры. Каламбур.

1



Другие праздничные развлечения (4 часа)

10

Праздничные развлечения. Рисование.

1



11

Праздничные развлечения. Вырезание фигурок

1



12

Праздничные развлечения. Вырезание фигурок

1



13

Праздничные развлечения. Шарады. Ребусы

1



Создание праздничных костюмов (3 часа)

14

«Весёлое новогодье»

1



15

Техника изготовления карнавального костюма из бросового материала.

1



16

Техника изготовления карнавального костюма из бросового материала

1



Организация тематического праздника (3 часа)

17

Традиции Русского Рождества

1



18

Рождественские колядки.

1



19

Празднуем семьёй на Фестивале «Вифлеемская звезда»

1



Приглашения, украшения, призы (4 часа)

20

«Приглашаем на праздник!»

1



21

Как украсить класс к празднику

1



22

Видеоролик, презентация в подарок

1



23

Видеоролик, презентация в подарок

1



Организация тематического праздника (3 часа)

24

Разработка сценария праздника.

1



25

Подготовка к празднику «Встреча поколений»

1



26

Праздник, посвящённый мамам и бабушкам

1



Когда вечер на исходе (2 часа)

27

Когда вечер на исходе.

1



28

Прощание с гостями. Правила этикета

1



Праздничные блюда и напитки (3 часа)

29

Праздничные блюда, которые я приготовлю сам.

1



30

Праздничные блюда, которые я приготовлю сам.

1



31

Этикет за столом.

1



Народные игры во дворе, на улице (3 часа)

32

Народные игры во дворе, на улице.

1



33

Народные игры во дворе, на улице. Водоносы

1



34

Народные игры во дворе, на улице. Лапта

1









© 2010-2022