Рабочая программа по изибразительному искусству (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2-го класса разработана в соответствии с нормативно-правовой базой: 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (пункт 1 статья 3; пункт 2 статьи 41; пункт 8 статьи 41).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Министерстве России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2011г. 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (под редакцией А.М. Кондакова, 2011г.). 5 Программа Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». - 3-е изд.: Вентана - Граф, 2010 г. 6.Программа по изобразительному искусству (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, 2012 год). 7. Учебный план на 2014 -2015 учебный год МАОУ Казанская СОШ - филиал Копотиловская начальная общеобразовательная школа.
Программа рассчитана на 3 часа, 1 час в неделю. В авторскую программу изменения не внесены.
Определяющей характеристикой данной программы - интеграция искусства и полихудожественное развития школьника. Цель уроков в начальной школе - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование целостного, гармонического восприятия мира;
  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;
  • развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:
  1. Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
  2. Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
  3. Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
  4. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

2. Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

  1. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления -вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
  2. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Методическая основа преподавания предмета:
  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

3. Место предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану МАОУ Казанская СОШ на изучение данного курса во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

На уроке используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Данная программа в полном объеме повторяет авторскую программу по предмету.

4. Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Изобразительное искусство».

В основе учебников лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета:

- воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям;

- развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

- общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержание предмета (практика и восприятие);

- воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

- воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

- развитие основ научных знаний об окружающей действительности в искусстве, о взаимосвязях объектов;

- совершенствование индивидуальных способностей;

- формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

5.Формирование универсальных учебных действий. Личностные результаты обучения:

  • целостное, гармоничное развитие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
  • способность различать звуки окружающего мира;
  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • способность работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:
  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

Предметными результатами обучения являются:
  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • умение развивать предложенную сюжетную линию;
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

6.Содержание учебного предмета .

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками. 2.Развитие фантазии и воображения. Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений. 3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.

Нестандартные уроки.

1 Экскизы в парке. Открытое пространство и архитектура.

4.10

2 Урок - заочное путешествие.

Какие бывают игрушки

30.10

3 Зарисовки на берегу реки.

Смотри на мир широко открытыми глазами

14.05




7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

урока

Дата

Учебная тема

Вид деятельности учащихся

Планируемые результаты

План Фактически Предметные Метапредметные

1

04.09
Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета.

Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа». формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; -индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
-развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания



-проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
-использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов; - сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна); -умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; -использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
-.нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

-ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.


-сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна); -умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства; -нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.

Формирование мотивации к деятельности

2

11.09
Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт.

Рисование акварельными красками натюрморта «Дары осени».

Умение самостоятельно работать по образцу.

Освоение способов творческого и поискового характера

3

18.09
Что могут рассказать вещи о своём хозяине?

Рисование гуашью «Интерьер жилища сказочного героя».

Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета.

Умение организовать рабочее место, работать красками.

4

25.09
Что такое открытое пространство?

Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося).

Смыслообразование, формирование целостного взгляда на мир,

Овладение навыками технического исполнения рисунка.

5

02.10
Экскизы в парке. Открытое пространство и архитектура.

Рисование цветными карандашами в технике графики «Куда меня привела лесная тропинка».

Формулирование познавательной цели, развитие эстетических чувств, доброже-лательностии эмоционально-нравственной отзывчивости.

6

09.10
Кто создаёт архитектуру?

Рисование гуашью «Открытое пространство в сюжете русской народной сказки»

Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.

7

16.10
Какие бывают виды искусства?

Рисование в различных техниках «Виды искусства».

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке своей деятельности.

8


23.10
Сочиняем сказку и показываем её как в театре.

Работа с разными материалами «Тростевая кукла».

Умение работать самостоятельно.

Овладение элементарными практическими умениями в скульптуре.

9

30.10




Урок- заочное путешествие. Какие бывают игрушки?

Рисование гуашью. Роспись народной игрушки.

Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.

10

2 четверть 13.11
Художественно - выразительные средства.

Рисование гуашью Композиция «Заколдованный лес».

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы.

11

20.11
О чём говорят на картине цвета?

Рисование акварелью или гуашью Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».

12

27.11
Учимся изображать с натуры.

Рисование карандашами предмета с натуры.

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

13

04.12
Портрет.

Рисование гуашью Автопортрет.

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

14

11.12
Такие разные маски.

Работа с разными материалами «Карнавальная маска».

Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы

15

18.12
Графическое изображение.

Рисование гуашью «Иллюстрация к любимой сказке».

Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

16

25.12
Контраст.

Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета»

Формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

17

3 четверть

15.01
Пятно.

Рисование акварелью «Небо».

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги

18

22.01
Тон.

Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах».

Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

19

29.01
Штрих.

Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе».

Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях

20

05.02
Набросок.

Работа с бумагой (аппликация) «На перемене».

Формирование основ художественной культуры на материале родной природы. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

21

12.02
Придаём бумаге объём.

Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева»

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Развитие воображения и фантазии.

22

19.02
Пейзаж.

Рисование акварелью «Пейзаж».

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Развитие воображения и фантазии

23

26.02
Работаем в смешанной технике.

Рисование акварелью «Весенний пейзаж».

Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии

24

05.03
Животные в произведениях художников.

Рисование красками (по выбору учащихся) - насекомое или птица.

Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии

25

12.03
Сюжет.

Лепка из пластилина сюжетной аппликации «Человек и животные».

Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

26

19.03
Удивительный мир растений.

Рисование карандашами «Букет цветов в вазе».

27

4 четверть

02.04
Человек учится у природы.

Рисование гуашью «Машинки для жителей Цветочного города".

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

28

09.04
Природные формы в архитектуре.

Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец».

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

29

16.04
Собираем коллекцию камней.

Рисование гуашью «Украшение морского камня узором».

Выбор способов решения поставленной задачи.

Формирование основ эстетического отношения к миру.

30

23.04
Симметрия в природе и искусстве.

Аппликация из бумаги «Сказочный дворец».

Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

31

30.04
Орнамент.

Работа с различными материалами «Закладка для учебника».

Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии

32

07.05
Слушаем и наблюдаем ритм.

Работа с бумагой «Воздушный змей».

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

33

14.05
Зарисовки на берегу реки. Смотри на мир широко открытыми глазами.

Рисование гуашью «Летние зарисовки».

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

34

21.05
Обобщающий урок по темам года.















8.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Содержание

1.

Библиотечный фонд

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. «Просвещение», 2011год.

2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»-М.:Вентана Граф 2007 г. 3.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011. 4.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.

5.Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010

2.

Информационно-коммуникативные средства

Электронные диски:

3.

Экранно-звуковые пособия

- Презентации и видеофрагменты по учебному предмету.

- Электронные физминутки.

4.

Технические средства обучения

- Компьютер с программным обеспечением.

- Мультимедийный проектор.

- Магнитная доска.

- Экран

5.

Оборудование класса

- 8 ученических столов двухместных с комплектом стульев.

- Стол учительский.

- Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.


© 2010-2022