Урок по окружающему миру на тему Почва и ее состав (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: «открытие» нового знания.

Тема: «Почва и её состав».

Класс: 3

Учитель: Иванова Оксана Юрьевна

Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе, познакомить с причинами разрушения почв и видами работ по её защите от разрушения. Задачи:

  1. сформировать представление учащихся о почве - как важнейшей части экосистемы; выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края, дать представление о новых научных терминах;
  2. развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;
  3. воспитывать умение работать в группе; формировать умения работы с научным текстом, умения выявлять причинно- следственные связи между живой и неживой природой;
  4. делать выводы на основе проведенных опытов;
  5. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
  6. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного отношения к почве как объекту природы ;
  7. воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, навыки экологической культуры и экологического сознания; коммуникативные качества, сотрудничество, организованность, аккуратность.

Планируемые универсальные учебные действия:

  1. Познавательные - развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации; осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.
  2. Личностные - развивать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных задач; способность к самооценке; продолжить учиться работать в группах, воспитывать уважение к одноклассникам, толерантность.
  3. Регулятивные - формировать умение планировать деятельность, ставить цель урока, контролировать свои знания и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
  4. Коммуникативные - развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами .
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, спиртовка, пробирки, почва, вода, спички, лупы, презентация. Раздаточный материал: листы для фиксирования результатов опытов, смайлики: «не всё получилось, буду стараться», «справился не со всем, надо доработать», всё получилось, смогу сам», карточки с вариативной домашней работой. Литература: учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова Издательство «Академкнига» Москва, 2013 год.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организация учебного процесса:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте их и садитесь.

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится.

Не жалейте сердца,

На таите доброты и нежности своей,

И своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей.

- А что ещё вы подарили друг другу сейчас? (улыбку, радость, уверенность, частицу сердца). Спасибо.

- Ребята, посмотрите на доску. Я прочитаю для вас замечательные строки.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и в стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. - Святыня - это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым. - Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.) - Слова «земля» многозначное. Каковы его значения? (суша, планета Земля, родные просторы).

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.

Организация учебного процесса:

- Есть у слова «земля» еще одно значение. Называют её еще чудесной кладовой.Положишь в нее горсточку зерна - получишь взамен сто горстей. Спрячешь 1 картофелину - выкопаешь десяток. Крошечное семейно превратится в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Тоненький росток превращается в прекрасный цветок. - Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Разгадайте кроссворд и вы узнаете ее название. Урок по окружающему миру на тему Почва и ее состав (3 класс)

  1. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
  1. Не рыл, не бурил, а воду добыл. (Корень)
  2. Все деревья спят зимой,
Просыпаются весной. Ну, а раньше, чем листочки Набухают … (Почка)
  1. Жидкость, которая необходима для каждого растения. (Вода)
  2. Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет. (Паук) - Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве)
  1. Выявление мести и причины затруднения.
Цель: осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний.

Организация учебного процесса:

- Если почва кладовая, каков её состав? Знаем ли мы ответ на этом вопрос? Есть ли жизнь в почве? Нужно ли её охранять? А как? Сегодня и узнаем.

  1. Построение проекта выход из затруднения.

Цель: организация построения учащимися проекта будущих учебных действий: уточнить тему урока, построить план достижения цели.

Организация учебного процесса: - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (мы будем говорить о почве) - А что необходимо сделать, чтобы узнать новое? (Повторить то, что поможет нам при открытии новых знаний) - Чтобы узнать подробнее о почве отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Как образовалась почва? (Рассказ ученика) - Какими свойствами она обладает? (она рыхлая, пропускает воду, летом нагревается, а зимой промерзает)

- Так что же такое почва? Скажите определение. (Верхний плодородный слой земли)

- Как вы понимаете слово плодородие? (вещества, необходимые для роста и развития растений, без которых не будет и плодов)

- А как в народе говорили о земле? Вспомните пословицы. (Без хозяина земля - круглая сирота. Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей. Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь. Какова земля, таков и хлеб. Земля кормит людей, как мать детей).

- Тогда я поставлю основополагающий вопрос: «Почему же говорят земля-кормилица?» (Ответ ученика) - Тогда сформулируйте гипотезу нашего урока, т.е. утверждение, которое мы сегодня докажем: «В вочве есть питательные вещества необходимые для жизни растений и животных». Тогда, как вы думаете, а что мы с вами узнаем о почве? (Узнать из чего состоит почва, какая бывает почва и нуждается ли она в охране) - Давайте поставим учебные задачи. (вывесить на доску)

Узнать из чего состоит почва?

Какая бывает почва?

Нуждается ли почва в охране?

  1. Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Организация учебного процесса:

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

- И сегодня я предлагаю вам побыть юными исследователями. Открываем заседание нашего клуба.

- Ребята, что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)

- Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)

- Расскажите о правилах, которые нужно соблюдать во время практической работы.

Наблюдение 1. Разрыхлите комочек почвы. Рассмотрите ее под лупой. Определите цвет почвы. Что вы наблюдаете? (Полусгнившие остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых)

Опыт 1. Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод. (вверх поднимаются пузырьки - это говорит о том, что в почве есть воздух)

Опыт 2. Возьмем в пипетку воду, в которой продолжительное время лежала почва. Капнем воду на стекло, подержим стекло над огнем. Вода испарится, на стекле останется тонкий белый налет. Сделайте вывод. (в почве содержатся минеральные соли, растворенные в воде)

Опыт 3. Нагрейте на огне баночку в почвой. Над почвой держите холодное стекло. Что образовалось на стекле?

Сделайте вывод. (в почве содержится вода)

Опыт 4. Продолжим нагревать почву. Что мы увидели и почувствовали? (дым и неприятный запах)

Сделайте вывод. (сгорает перегной, который состоит из перегнивающих остатков животных и растений)

Опыт 5. Насыпьте в стакан с водой прокаленную почву. Дайте ей отстояться. Что осело на дно стакана?

Сделайте вывод. (в почве содержится песок и глина)

- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).

-Что берут растения из почвы? Подтвердилась ли наша гипотеза?

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: усвоение нового способа действия.

Организация учебного процесса:

- Ребята, как вы думаете, существует ли наука, которая изучает почвы? (есть) В рамках внеурочной деятельности Соня Шкатова изучала как раз и отвечала на этот вопрос. Давайте её послушаем с сообщением.

Физ. минутка. Вот мы деревце сажали Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.) Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).) Он и строен, и высок, (Руки в стороны.) И другие распустились, Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.) Налетел веселый ветер И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)

- А чтобы все посаженные растения были сильными и давали хороший урожай, необходимы почвы, богатые перегноем. Какие почвы в нашей местности, на территории Липецкого края? Об этом нам расскажет Гриша Карих.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на новые понятия.

Организация учебного процесса: - А теперь поработаете самостоятельно в группах с использованием справочных материалов по теме: «Роль почвы в экосистеме?»

1 группа: «Докажите, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу».

2 группа: «Порассуждайте о том, как пополняются питательные вещества в почве».

3 группа: «Расскажите о животных почвы».

4 группа: «Подумайте, отчего почва разрушается и подумайте, как её защитить».

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение учебного содержания, выявление границы применимости нового знания.

Организация учебного процесса: - Да, последнее столетие люди сильно навредили почве, а в конечном итоге - самому себе. Так Экзюпери предупреждал нас: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда». За последние 100 лет разрушена четвёртая часть всех плодородных земель. И теперь, как вы видите на диаграмме: 60% - это неплодородные районы земли; 20% почв занято пастбищами; 10% занимают маломощные почвы; и только 10% занято под пашни, где хорошие плодородные почвы. - Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете. В этом уверена Рита Полуэктова, которая составила буклет «Кто землю лелеет, того и земля жалеет».

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: фиксирование нового содержания, изученное на уроке, оценивание собственной деятельности на уроке, обсуждение домашнего задания.

Организация учебного процесса: - Что нового вы узнали на нашем уроке? - Что было самым интересным? - Домашнее задание будет не менее интересным. Порассуждайте на одну из предложенных тем:

  • 500 миллионов лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека. Как вы думаете, была тогда почва?
  • Почему не следует сжигать опавшие листья в парках и скверах?
  • Сколько времени необходимо для образования почвы в два спичечных коробка?
- Какой вид работы на уроке вам понравился? - Наклейте смайлик, оценивая работу на уроке. Не всё получилось, буду стараться. Справился не со всем, надо доработать. Всё получилось замечательно, смогу сам.

- Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

7


© 2010-2022