- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Самостоятельные и служебные части речи ( 3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Самостоятельные и служебные части речи ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарь Л.А. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок62. Самостоятельные и служебные части речи. Педагогическая цель: создать условия для проведения наблюдения за самостоятельными частями речи; способствовать развитию умения изменять слова по образцу. Тип урока : открытие знаний и способов действий. Планируемые результаты (предметные) : проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть речи. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала. Универсальные учебные действия ( метапредметные): Познавательные: используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно: различают способ и результат действия. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; высказывают своё мнение и оценку событий; учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Основное содержание темы, понятия и термины: введение понятия «самостоятельные и служебные части речи». Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Изменение слов по данным образцам.
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент).
III. Постановка учебной задачи.
Учитель называет тему урока, учащиеся под руководством учителя формулируют учебную задачу.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. (Решение проблемной задачи о роли определения в предложении. )
- Проблемная ситуация.
солнце
играть
веселый
ты
котик
ярко
в
но
под
близко
не
и
а
но
2. Коллективное обсуждение правила. Учитель. Посмотрите, как Витя выписал слова в два столбика. В первый - самостоятельные части речи, во второй - служебные. Проверьте, как он справился с заданием. - Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово? - Можно ли к служебным частям речи задать вопрос? Прочитайте предложение: Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор. Найдите служебные части речи. - Если мы их уберем из предложения, сохранится ли смысл предложения? - Какой вывод вы можете сделать? Прочитайте о том, как «работают» служебные части речи (учебник). Сформулируйте правило. 3. Отработка правила. 1) Выполнение упражнения 2 устно (учебник). - К какой части речи относятся слова в каждой паре? - Почему слова в парах относятся к разным частям речи? 2) На доске записаны слова:
дом - дома - дому - доме Учитель. Что вы можете сказать об этих словах? Денис считает, что у всех самостоятельных частей речи форма изменяется одинаково. Прав ли он? Убедиться в правильном ответе вам поможет упражнение 3 (учебник). Выполните его по образцу.
земля
земли
к земле
землю
землей
о земле
большой
большая
большое
большие
кричу
кричишь
кричит
кричат
Какими членами предложения являются прилагательные (существительные, глаголы)? VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог). - Какую работу выполняют служебные части речи? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - Что получилось хорошо? - Над чем следует поработать? VII. Домашняя работа: работа в тетрадях на печатной основе ( по выбору учителя).