Урок литературного чтения Корзина с еловыми шишками

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Туруханская начальная общеобразовательная школа № 5»






Разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

по теме: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»



Учитель начальных классов


высшей категории С.В. Чуруксаева




С. Туруханск

2015 г




Цели урока: знакомство с творчеством К. Г. Паустовского, Э. Грига

развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;

развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику героям рассказа;

развивать умение анализировать прочитанное;

воспитывать любовь к музыке, природе.

Предметные задачи урока:

- создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;

- создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

- создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;

- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование: портрет писателя, портрет композитора Э. Грига, магнитофон, рисунки детей, карточки, выставка книг, презентации, интерактивная доска, медиапроектор, учебник М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой «Родная речь», кн.4, ч. 2. М: Просвещение, 2014

Тип урока: комбинированный


Структурные элементы урока



ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке

Игра «Привет, сосед»




Психологический настрой детей на урок. Игра «Обмен настроением». СЛАЙД 1 Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) Ответы детей: «Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я …(жду от сегодняшнего урока новых открытий») «А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше» «Моё настроение приподнятое. Я люблю быть на уроках, мы всегда такие интересные задания выполняем» «А я выбрал(а) название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рад(а), что начинается урок литературного чтения» Учитель: я очень рада видеть ваши глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по литературной стране. Удачи вам и новых открытий! Девиз урока: Читаем. Думаем. Творим.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и будем совершенствовать навыки работы выразительного чтения, умения работать с текстом и постараемся ответить на вопрос «Что делает человека вечным, бессмертным?»

- Привет, сосед. Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил. Всем улыбки сегодня дарил…

Все дети эмоционально готовы к уроку

2. Проверка выполнения домашнего задания.

З: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве К. Г. Паустовского? Какие произведения написал К.Г. Паустовский?

(Презентация 1 группа: обзор книг) Обратите внимание на выставку книг К. Г. Паустовского.+ (плакат)

  • Чему учат его произведения? Кто герои рассказов К.Г. Паустовского?
  • Дополнение учителя для детей: К.Г. Паустовского писал не только об отношении к животным, природе и людям. Он всегда мечтал создать сборник о биографии великих людей. Например, рассказ «Скрипучие половицы» о великом композиторе П.И. Чайковском.

3. Первичная проверка понимания.

З: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

К.Г. Паустовский - настоящий мастер олицетворений.

Подтвердите словами текста.

Найдите и прочитайте описание леса

Какие удивительно точные сравнения подбирает писатель?

С чем он сравнивает мох?

С чем он сравнивает эхо?

Вы бы стали разговаривать в лесу с незнакомым человеком?

Почему Дагни доверилась этому человеку и даже пригласила в гости?

Найдите в тексте сцену встречи Грига с дочерью лесника в лесу.

Прочитайте диалог Грига и Дагни.

Чтение 1 части по ролям

Физминутка

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Повернись налево к другу.

Левую дай руку другу

4. Подготовка к основному этапу занятия

З: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Выборочное чтение по абзацам(2 часть)

А теперь перейдем ко второй части рассказа. Ответьте на вопросы словами из текста

- Как выглядел дом Э. Грига?

- Что было главным в его доме?

- Что украшало его дом?

- Какие чувства он выражал в музыке, играя на рояле?

- Что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни?

- Какие слова хотелось бы сказать Э. Григу при встрече со взрослой Дагни?

- Кто был неравнодушен к музыке Э. Грига?

- Какое впечатление произвела музыка на них?

- Что помогало Григу писать музыку, какие чувства пробуждала в нем природа. Как понимаете выражение: Он черпал вдохновение из этой красоты. Объясните значение слова «черпал» для этого эпизода.

Презентация 2 группа: биография Э. Грига

Учитель: Э. Григ никогда не писал музыку специально для детей, как Шуман и Чайковский, но в любом сборнике его фортепианных произведений обязательно найдутся пьесы, как будто специально написанные для детей. Многие пьесы Грига очень понятны и близки детям. Примером может служить пьеса «Про маленькую девочку».

Зачитанные абзацы и высказанные мнения ребят, говорят об осознанном понимании текста

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

З: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Словарная работа: черпал, ботфорты, оркестр, симфоническая музыка

Цель: попробуем увидеть необыкновенное в обыкновенном чтение 3 и 4 части. (чтение учащимися и отрывок о музыке зачитывает учитель)

6. Закрепление знаний и способов действий.

З: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

- Какие чувства вызывала музыка у Дагни? Что помогло ей понять, что этот подарок предназначен ей? Что в звучании музыки помогло Дагни, вспомнить о седом человеке, которого встретила 10 лет назад?

- А что почувствовали вы, когда слушали отрывок из рассказа?

7. Обобщение и систематизация знаний.

З: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

- А сейчас прослушаем небольшое произведение Э. Грига «Утро»

Словесное рисование картины: устно нарисуйте с помощью слов и своего воображения картины к оркестровой сонате Э. Грига «Утро»

Дети высказывают свои впечатления

8. Контроль и самопроверка знаний.

З: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

- Можно ли назвать К.Г. Паустовского мастером слова?

Обобщение: Что же делает человека вечным? Что сделало Грига бессмертным?

К.Г. Паустовский сказал: «Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык».

Э. Григ действительно является великим музыкантом и волшебником. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

9. Подведение итогов урока.

З: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Произведение «Корзина с еловыми шишками» это рассказ или сказка? Удалось ли вам увидеть необыкновенное в обыкновенном?

- Людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте поблагодарим Константина Паустовского за прекрасный рассказ и Эдварда Грига за чудесную музыку!

Предлагаю добавить музыку в презентацию об Э. Григе и ваши презентации отправить на сайт в Интернете.

10. Информация о домашнем задании

З: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Задание: написать отзыв на произведение по плану

11. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Возьмите «листок настроения» и определите какое оно у вас в конце урока. Что запомнилось? Что удивило? Кого желаете похвалить за работу?

Оценивание.



© 2010-2022