Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности Смотрю на мир глазами художника 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Программа содержит:
  1. пояснительную записку;
  2. общую характеристику учебного предмета;
  3. описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  6. содержание учебного предмета;
  7. формы контроля и учета достижений;
  8. календарно-тематическое планирование учебной деятельности обучающихся;
  9. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Программа «Смотрю на мир глазами художника»
(для четырехлетней начальной школы)
Е.И.Коротеева Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28- 02- 484 и учебного издания серии « Стандарты второго поколения». «Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основное образование», автор Е. И. Коротеева, Москва, «Просвещение» 2011год., в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.


Пояснительная записка Безусловно, изучение художественно-эстетического направления состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, хореография, театр и т.д.). Задачи: - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства; - научить приёмам исполнительского мастерства; - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; - научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно - прикладного искусства ( аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предлагается творческая работа с природными материалами. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения, овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета Программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» предусматривает чередование занятий индивидуально-практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Описание места учебного предмета в учебном плане Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34 часа в год, 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства за 4 учебных года отводится 135 часов (по 1 ч в неделю).

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч


Учебно-тематический план

№№

Темы

1 год обучения

1

Живопись

9 часов

2

Графика

9 часов

3

Скульптура

4 часа

4

Аппликация

4 часа

5

Бумажная пластика

3 часа

6

Работа с природными материалами

3 часа

7

Организация и обсуждение выставок детских работ

1 час


Итого

33 часа

Требования к уровню подготовки Кружок «Смотрю на мир глазами художника» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся - творческих работ (альбомов, газет, фотовыставок). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха - в том или ином виде искусства; Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в практической форме ( исполнительское мастерство). Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.( правильное использование терминов, формулировка определений и понятий в искусстве),

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия. У первоклассника будут формироваться: -Чувства гордости за культуру и искусство Родины. -Уважительное отношение к культуре искусства -Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия. -Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, , потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. -Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. -Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. Первоклассник получит возможность для формирования: -Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека. -Понимания роли искусства в собственной жизни. -Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям. -Мотивации к коллективной творческой работе. -Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.

Метапредметные учебные действия Первоклассник научится: -Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы. -Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач. -Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий под руководством учителя. -Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению оригинальных творческих результатов.
Первоклассник получит возможность научиться: -Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы. -На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения. -Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности. -Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности. -Делать несложные выводы. -Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты. -Следить за действиями других участников в совместной деятельности.

Предметные результаты.

Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности. Первоклассник научится:

Первоклассник получит возможность научиться: -Различать виды художественной деятельности. -Различать виды и жанры в ИЗО. -Понимать образную природу искусства. -Эстетически оценивать явления природы, -Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. - Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники - Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности. -Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа, трансформации плоского листа: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги с целью получения заданного образа. -Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

- Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

- Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

- Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

- Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

- Овладеть на практике основами цветоведения.

- Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.

- Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.


Содержание учебного предмета

1 класс (34 часа)


1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна Работа идёт « от пятна», без использования палитры . Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2. Графика Знакомство с выразительными средствами станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике « вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами.

5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природным материалом В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги. Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ Обсуждение творческих результатов первого года обучения. Вспоминание основных тем и содержание учебных задач.

Формы контроля и учета достижений Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Изовикторины.
  2. Изокроссворды.
  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.



Календарно-тематическое планирование занятий

(33 часа из расчёта 1 час в неделю).


№ п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактическая

1.

Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно Рисунок «Моя семья».

1

07.09

01.09

03.09


2.

Беседа о природных материалах в аппликации. Аппликация из листьев «Сказочный лес».

1

14.09

08.09

10.09


3.

Беседа: «Эмоциональное изменение цвета» Живопись. «Мой котик».

1

21.09

15.09

17.09


4.

Беседа о мягких материалах для лепки - глины и пластилина. Скульптура. Уточка.

1

28.09

22.09

24.09


5.

Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». Живопись. «Солнечный день».

1

05.10

29.09

01.10


6.

Беседа: «Средства графики». Графика. «Идёт дождь».

1

12.10

06.10

08.10


7.

Беседа об основных и дополнительных цветах в живописи. Живопись. «Красивый коврик».

1

19.10

13.10

15.10


8.

Беседа о разных техниках аппликации и материалах. Аппликация. «Сказочный цветок».

1

02.11

20.10

22.10


9.

Беседа о видах изобразительного искусства. Графика. Экскурсия в музей.

1

09.11

03.11

05.11


10.

Беседа: «Основные тёплые и холодные цвета». Живопись. «Красивая бабочка».

1

16.11

10.11

12.11


11.

Беседа: «Тёплые и холодные цвета». Живопись. «Красивая рыбка».

1

23.11

17.11

19.11


12.

Беседа о технике «вырезанная аппликация». Сказочная птица.

1

30.11

24.11

26.11


13.

Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал». Графика. «Ажурная ограда».

1

07.12

01.12

03.12


14.

Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Дед Мороз».

1

14.12

08.12

10.12


15.

Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Снегурочка».

1

21.12

15.12

17.12


16.

Беседа о трансформации плоского листа бумаги. Бумажная пластика. «Гирлянда».

1

11.01

22.12

24.12


17.

Беседа: «Освоение возможностей плоского листа бумаги». Бумажная пластика. «Ёлка».

1

18.01

12.01

14.01


18.

Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике. Графика. «Мой дом».

1

25.01

19.01

21.01


19.

Беседа о первичных представлениях контраста тёмного и светлого пятен. Графика. «Зимний сад».

1

01.02

26.01

28.01


20.

Беседа: «Контраст тёмных и светлых пятен». Графика .Узор на окне.

1

08.02

02.02

04.02


21.

Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении. Скульптура. «Сказочный дом».

1

22.02

09.02

11.02


22.

Беседа о выразительных возможностях пластилина. Скульптура. « Барашек».

1

29.02

01.03

25.02


23.

Беседа о работе с пластилином. «Сказочный герой».

1

07.03

08.03

03.03


24.

Беседа о работе создания пейзажей из природных материалов .Природный материал». Уголок природы».

1

14.03

15.03

10.03


25.

Беседа об аппликации из природных материалов .Природный материал». Узор из семян».

1

21.03

22.03

17.03


26.

Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. Графика. «Капель».

1

04.04

05.04

24.03


27.

Беседа о вариантах работы с фломастерами. «Зонтик».

1

11.04

12.04

07.04


28.

Беседа о трансформации плоского листа. Строим дом из бумаги.

1

18.04

19.04

14.04


29.

Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. «Бумажный городок».

1

25.04

26.04

21.04


30.

Беседа о технике «Вырезанная аппликация». Аппликация». «Сказочный лебедь».

1

02.05

03.05

28.04


31.

Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Сады цветут».

1

09.05

10.05

05.05


32.

Беседа о человечности, доброте и дружбе. Смешанная техника в рисунке. Живопись. «Дружат дети на планете».

1

16.05

17.05

12.05


33.

Беседа о живописи. Живопись. «Здравствуй, лето!». Праздник «Страна мастеров».

1

23.05

24.05

19.05



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И.Коротеева.- М.,2009. Коротеева Е.И.Графика.Первые шаги/ Е.И.Коротеева.- М., 2009. Коротеева Е.И.Живопись. Первые шаги / Е.И.Коротеева.-М.,2009. Коротеева Е.И. Весёлые друзья - фантики: аппликация из фантиков / Е.И.Коротеева.-М .,2009 Интернет-ресурсы: beginnerschool.ru/ - сайт для детей и их родителей «Начальная школа»; it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib - уроки творчества: искусство и технология в школе на портале «Сеть творческих учителей»; easyen.ru/load/mkhk_izo/182- Современный учительский портал. ИЗО в начальной школе; pedsovet.su/load/242-3-2- технология и изо раздела «Начальные классы»; shopedu.ru/shop/magnitnyieposobiya - таблицы издательства «Образование»; 1-kvazar.ru/index.html- конспекты, презентации и видеоролики о народной игрушке; uchportal.ru/load/149- уроки и презентации к урокам изо; ppt4web.ru/uploads/ppt/242/f86f6df7e5ec01d9366cefffc3897a52.ppt - презентации к урокам изо; school-ppt.3dn.ru/load/nachalnaja_shkola/izo/24 - презентации о художниках; zvonoknaurok.ru/load/nachalnaja_shkola/izo/15- конспекты уроков изобразительного искусства.


Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс работы.. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на занятии.





© 2010-2022