Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика.2 класс.

Тип урока: ОНЗ. Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел».

Ход урока:

I. Организационный момент

Начинается урок.
Он пойти вам должен впрок.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. 1.Математический диктант 1)Первое число 16,второе на 9 больше.Найдите сумму 2)Первое число 33,второе на 16 больше.Найдите второе число 3)Если к 25 прибавить задуманное число,получится38.Какое число задумали? 4)Маша посадила 19 картофелин,7 из них проросли Сколько картофелин ещё не проросло? 5)На столе 29 тарелок и 13 чашек.На сколько чашек меньше ,чем тарелок? 6)Увеличьте18 на 23. 7)Найдите сумму чисел 49 и 15. 8)Первое слагаемое 22,второе 21.Найдите сумму.

Все учащиеся работают в тетрадях, а 2 ученика на закрытых от всех «крыльях» доски. После окончания работы коллективная проверка выполнения задания.

2. Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.

- Найдите сумму чисел 46 и 12, используя запись столбиком. Один у доски с объяснением, остальные - в тетрадях. - Как записывают числа в столбик? (Единицы записывают под единицами, десятки под десятками.) - Расскажите алгоритм сложения двузначных чисел в столбик. (Единицы складывают с единицами, десятки с десятками.)Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел(2 класс) На доске открывается эталон сложения двузначных чисел в столбик :

- Найдите разность этих же чисел (46 и 12.) Один у доски с объяснением, остальные - в тетрадях. Работа с примером на вычитание аналогична.

-Что мы выбрали для повторения? (Способ сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.)

- Какой случай сложения и вычитания двузначных чисел в столбик вы повторили? (Когда нет перехода через разряд.)

- Что будем делать дальше? (Надо выполнить задание для пробного действия.)

3.Задание для пробного действия. Открыть на доске два примера, записанные в строчку: 352 + 123 468 - 142. - Посмотрите на выражения. Что в них для вас ново? (Мы ещё никогда не выполняли действий сложения и вычитания с трёхзначными числами.) - И что же вы предпримете? (Попробуем выполнить задание.) - Послушайте задание внимательно. Надо записать примеры столбиком и решить их, но с условием: пользоваться можно только эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.

- Вы выполнили задание до конца? (Нет, мы не выполнили задание до конца.) - В чём же ваша трудность? Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры полностью, пользуясь эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.) - Что делать дальше? (Подумать, почему возникло затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Записать примеры столбиком и решить их, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.) - Что в этом задании было для вас новым по сравнению с предыдущим? (Мы не выполняли действий сложения и вычитания с трёхзначными числами.) - Почему же вы не смогли решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел полностью? (Алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел недостаточно для сложения и вычитания трёхзначных чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Уточнить известный алгоритм и научиться складывать и вычитать трёхзначные числа, используя запись в столбик.)

- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.) Открывается тема на доске. - Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять? (Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел.)

5. Реализация построенного проекта.

Работа в группах. - Попробуйте уточнить известный вам эталон. Затем посмотрим, что у вас получилось, и обсудим.

- Выберите представителя от группы, который расскажет о результатах вашей работы.Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел(2 класс) Представители групп объясняют свои варианты эталона.



- Какое дополнение вы внесли в известный эталон? (Добавили сложение и вычитание единиц разряда сотен.) - Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, а по ходу скажите, какой шаг следует добавить в алгоритм. (Пишем единицы под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.) - Проверьте полученный вывод по учебнику. Откройте его на стр. 50. Прочитайте правило в рамке. (При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.)

- Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)

- Теперь вы можете закончить решение примеров из задания для пробного действия? Почему? (Да, так как теперь у нас есть эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел.)

- Закончите решение примеров. (…)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) 1, стр. 50 - работа с графическими моделями -Для чего мы используем графические модели? - Посмотрите в учебнике на 1 на стр. 50. Прочитайте задание.

- Отработаем механизм сложения и вычитания трёхзначных чисел, выполняя этот номер. По одному с места с объяснением. (Графические модели соответствуют примеру 261 + 124. Складываем сотни: 2 с + 1 с = 3 с. Складываем десятки: 6 д + 2 д = 8 д. Складываем единицы: 1 е + 5 е = 6 е. Получаем 3 с 8 д 5 е или 385.) 2) 2 (а, б - по три примера), стр. 50 Задание:

Выполни действия. Что ты замечаешь? Сделай вывод. а)

б) Решение: а)
Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается. б)

Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается.



















- Выполним 2 на стр. 50. Прочитайте задание. - Какую цель поставите перед собой перед выполнением этого номера? (Отработать способ сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.)

- Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание. По одному с места с объяснением. (612 + 341. Единицы записаны под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. Складываю единицы: 2 + 1 = 3, пишу под единицами. Складываю десятки: 1 + 4 = 5, пишу под десятками. Складываю сотни: 6 + 3 = 9, пишу под сотнями. Ответ - 953.) Далее объяснения аналогичны. - Что вы заметили в примерах на сложение? (Первое слагаемое одинаковое, а второе - уменьшается, поэтому и сумма уменьшается.)

- Какой вывод можете сделать? (При уменьшении одного из слагаемых, уменьшается сумма, и наоборот.) Аналогичная работа с закономерностью в примерах на вычитание. - Вы достаточно потренировались. Что дальше? (Нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить, насколько хорошо мы поняли способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выполните 3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50. Прочитайте задание. Задание:

Выполни действия. Что интересного в примерах? 530 + 327 857 - 530 416 + 102 518 - 416




- Какой вид записи выберете? (В столбик.) - Задание выполняйте в тетрадях.

- Проверьте. Открыть на доске эталон для самопроверки:



- Какие трудности возникли при решении примеров? (Вычислительные ошибки при сложении (вычитании) в пределах 10, …)

- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

Физминутка

Раз-подняться,подтянуться.

Два- нагнуться,разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть-на место тихо сесть.

8. Включение в систему знаний и повторение. - Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений, …) 1) 4 (первое и второе уравнения), стр. 51 Задание: Реши уравнения и сделай проверку: 351 + х = 479 х - 521 = 213 875 - х = 105 Решение: 351 + х = 479 х - 521 = 213 х = 479 - 351 х = 213 + 521 х = 128 х = 734 351 + 128 = 479 734 - 521 = 213 479 = 479 213 = 213Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел(2 класс)Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел(2 класс)Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел(2 класс)Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел(2 класс)









- Выполним 4 (первое и второе уравнения) на стр. 51. Прочитайте задание. Один ученик у доски объясняет ход решения, остальные дети пишут в тетрадях. (351 + х = 479. В уравнении неизвестна часть. Что её найти, надо из целого - 479 вычесть другую часть - 351.) - Как удобнее из 479 вычесть 351? (В столбик.)

- Отступите 4 клетки вправо от уравнения и запишите решение этого примера в столбик. Ученик у доски продолжает объяснение.

- Второе уравнение решите самостоятельно.

2) 7, стр. 51 Задание: В гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237 машин. Сколько машин осталось в гараже?

Решение:






Ответ: 210 машин осталось в гараже.













- Выполним теперь 7 на стр. 51. Прочитайте задачу. - Выполните анализ задачи. (В задаче известно, что в гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237 машин. Надо узнать, сколько машин осталось в гараже. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из количества машин, которые стояли в гараже, вычесть количество уехавших машин, так как ищем часть. Сразу не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько машин было в гараже. Это мы можем узнать, для этого к количеству «Жигулей» надо прибавить количество машин «Москвич», так как ищем целое.) - Расскажите план решения задачи. (Первым действием узнаем, сколько машин было в гараже, после чего ответим на вопрос задачи.) - Как удобнее записывать каждое действие задачи? (В столбик.)

- Запишем решение задачи. Один у доски, остальные - в тетрадях. - Вот вы и убедились в том, что знание нового способа пригодится вам для выполнения многих заданий. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.) - Достигли цели? Докажите. - Как складывают и вычитают трёхзначные числа в столбик? (…) - Что помогло вам так легко построить новый способ и понять его? (Мы опирались на известный способ сложения и вычитания двузначных чисел.) - Где вам могут пригодиться новые знания? (В решении задач, уравнений, в повседневной жизни, …) - Кто сегодня может сказать, что учился по-настоящему? Почему? (…) - Можете ли вы теперь назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (…) - Хорошо, я думаю, что мы это выясним на последующих уроках. У кого остались затруднения по новой теме? Что вы себе запланируете? (Отработать новый способ дома, повторив алгоритм.)
Домашнее задание: - Составить и решить 5 примеров на сложение трёхзначных чисел; - № 3 (2, 3 пример), стр. 50; № 4 (3 уравнение), 5, стр. 51; ☺ № 9, стр. 51.


© 2010-2022