Доклад По законам доброты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

По законам доброты

Вырастить людей с глубоким чувством

собственного достоинства, полных

самоуважения и уважения

к окружающим, людей, способных выбирать,

самостоятельно действовать, -

это ли не значит содействовать укреплению страны?

С. Соловейчик.

Дети рождаются для счастья, но как сложится их дальнейшая судьба? Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Семья, школа, ближайшее окружение - все это значимо для растущего человека. Судьбы детей, обучающихся в нашей школе (а у нас обучаются дети, нуждающиеся в коррекции устной и письменной речи), требуют особого внимания, терпения и профессионального мастерства. Именно от учителей во многом зависит, насколько успешно освоят наши выпускники правила и нормы поведения в обществе, другими словами, насколько благополучно они «впишутся» в социальную систему, научатся самостоятельно решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, выполнять гражданские обязанности. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Не случайно в Послании Федеральному собранию РФ президент Д. А. Медведев процитировал слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Для ребенка слова учителя, его поступки, оценка имеют этическое значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивое представление ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Личность учителя специальной школы сама по себе является инструментом воспитания и развития мотивации учащихся к изучению любого предмета, если обучение направлено на коррекцию недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств ученика, если вся система коррекционной работы осуществляется на основе постоянного изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода к нему. Наблюдения учителей и анкетирование психолога позволили сделать вывод, что у большинства детей нашей школы не определены нравственные ориентиры, не развиты гражданские качества, не сформировано личностно-ценностное отношение к России и своему родному краю, ослаблены семейные связи. К сожалению, приходится констатировать, что родители многих учеников не только не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей гражданственности, патриотизма, гуманности, толерантности, любви к природе, уважения к семейным традициям, но и, что самое страшное, сами не являются примером для подражания. В настоящее время в школе обучается 246 учеников. Из них 9 человек (3,7%) из неблагополучных семей, 19 семей (7,7%) являются малообеспеченными, 85 (35%) - неполными. Нравственность, духовность испокон веков ценилась на Руси. К сожалению, сегодня молодежь почти потеряла представление об этом. Организованная преступность, наркомания - это и многое другое свидетельствует о глубоком кризисе общественного и семейного воспитания. Слово «патриотизм» сегодня понимается подрастающим поколением в несколько извращенном смысле. Оно, по существу, утеряло свое истинное значение. Дети учатся, взрослеют и выходят в большую жизнь без определенного, устойчиво положительного отношения к родине. Кроме того, средства массовой информации, казалось бы, призванные «сеять разумное, доброе, вечное», напротив, способствуют проникновению в умы и души молодых людей пошлых, а порой и подчеркнуто циничных и вредных теорий. Это приводит к тому, что молодежь теряется в современном мире, не находит точку опоры. В таких условиях мы, педагоги, должны помочь молодежи, растущей в условиях духовно-нравственного кризиса, выработать в себе моральные качества, научиться любить родной край, уважать его прошлое и настоящее. Именно школа призвана воспитывать личность, гражданина, а не просто рационально мыслящего индивида, способного решать лишь свои личные задачи. В противном случае можно взрастить циничного человека, который в будущем переступит любые нравственные законы. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети чтили память предков, гордились своим Отечеством, были настоящими патриотами? Страшно, если наши воспитанники будут безучастны и равнодушны к происходящему вокруг, если бездуховность поселится в их душах, если доброта, честность, любовь к родным и близким не коснутся их сердца. Конечно же, одна школа в масштабе столь огромного государства, как Россия, - очень маленькая величина. Но если в каждой конкретной школе осуществится переход к формированию образовательной системы на основе гуманистических ценностей, будет сделан большой шаг вперед в деле становления нравственной, созидающей личности. Воспитательная программа «По законам доброты», реализуемая в нашем образовательном учреждении, нацелена на формирование у учащихся начальной школы духовно-нравственных ценностей, так необходимых современному россиянину. Развитие их в самосознании еще юного человека принесет оздоровление всему живому: и человеческой душе, и природе, будет способствовать восстановлению гармонии отношений духовно-нравственного и материального начала. Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Воспитательная деятельность педагогов реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеклассной образовательной сфере и во внеучебной деятельности и становится возможной через решение следующих задач:

  • умение любить свою Родину (формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей, осознавать роль России в судьбах мира)
  • знать историю, традиции, культуру народов России
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся (неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью)
  • умение устанавливать контакты с другими людьми (готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию)
  • повышать интерес к разным видам спорта, развивать готовность к защите Родины
Основополагающие принципы программы «По законам доброты»:
  • Принцип научности, гуманизма, демократизма.
  • Принцип системности, преемственности и непрерывности.
  • Принцип гарантии.
  • Принцип комплексного сквозного подхода (многообразие форм, методов и средств)
  • Принцип блочного подхода.
Самые главные ценности, о которых мы говорим сегодня с нашими учениками, - это родина большая и малая, крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков, то есть те нравственные ориентиры, которые вырабатывались нашим обществом веками. Очень сложно воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма, желание защищать свою родину, если не прививать бережного отношения к историческому наследию, к памяти о героических событиях прошлого. Главное - не допустить девальвации духовных понятий, таких, как свобода, вера, честь, преемственность поколений и традиций, уважение к старшим, к семье. Красота не должна подменяться модой, настоящее современное искусство - сиюминутной сомнительной славой, образование - механическим заучиванием учебного материала без умения применить знания в практической жизни. Программа включает в себя следующие направления:
  1. Я и моя семья.

  2. Наша школа.

  3. Связь поколений.

  4. Мой край родной.

  5. Я-гражданин России.

По всем направлениям разработана тематика классных часов, кроме того, в программу включено участия в акциях, конкурсах и др. мероприятиях различного уровня. В направлении «Я и моя семья» основные мероприятия данного направления - классные часы, родительские собрания, совместные мероприятия, игры.
Цель направления «Я и моя семья»: развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению, формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела.
Темы классных часов:

Твои истоки.

Я и Вселенная.

Мой дом, мои родные, близкие.

Моё имя, что оно значит.

Профессии родителей.

Семейные традиции;

Школа вежливых наук.

Мир моих увлечений.

Многие классы работаю над проектам «Наши домашние животные», «Мой любимец». В направлении «Наша школа» ведётся работа по сбору исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея; организация встреч с выпускниками школы.

В направлении «Связь поколений» основные мероприятия - праздники, встречи. Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.


Мероприятия:

классные часы и уроки Мужества;

военно-спортивная игра «Зарничка»;

написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего

города

спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!»; конкурс детского рисунка «Наша армия родная»;

смотр строя и песни, посвященный Дню Победы;

музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной»;

литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы;

выпуск газет и листовок

встречи с ветеранами и с участниками современных воин

экскурсии к памятным местам и возложение цветов

В течение нескольких лет школа участвует в конкурсе «По страницам семейной славы», где дети совместно с родителями пишут небольшие сочинения о своих родных, прошедших войну.


В рамках работы «Мой край родной» в школе ежегодно проходит цикл классных часов, экскурсий Цель направления «Мой край родной» позволяет решать важнейшие педагогические задачи: создавать условия для раскрытия в каждом ученике механизма саморазвития и самореализации; пробуждать, поддерживать, развивать нравственные чувства, лучшие личностные качества, направленные на формирование гражданской позиции, когда через любовь к малой родине рождается Патриот России и Гражданин мира.

  • город, в котором мы живём. Изучение родного города и края, через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий
  • проект «Зелёный наряд Рязани»
  • мероприятия «Русская душа», «Наш земляк - С.Есенин»
  • участие детей в городских акциях «Сделаем город чище», «Посади дерево»
  • знакомство с различными видами искусств рязанского края изучение жизни известных рязанцев (Циолковский, Есенин, Фирсов)
  • участие в городских праздниках, мероприятиях, конкурсах;
  • организация встреч с выпускниками школы, передовиками производства;
  • Экологическое движение

Основными формами работы направления «Я- гражданин России» являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике. Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, способности к осознанию своих прав и прав другого человека. Классные часы направлены на: изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), изучение истории России, символики, законов; изучение культуры народов России ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения; проведение мероприятий и акций, посвященных знаменательным датам российского и городского значения; знакомство с различными видами искусств; знакомство с природой своей страны.

Таким образом, реализация основных направлений программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера. Учителя работают над проектами: Помочь учащимся адаптироваться в системе социальных ролей посредством развития творческих и исследовательских способностей - именно эту задачу стремились выполнить педагоги в ходе реализации проектов. Человек жив, пока в нем живет память, память о тех, кого уже нет рядом. Патриотическое воспитание как нечто отвлечённое, не связанное с окружающей жизнью, не имеет положительного результата. Дети смогут понять и принять чувство патриотизма лишь в том случае, если оно будет связано с жизнью ребёнка, будет иметь практическую значимость. Большинство проводимых в нашей школе мероприятий не просто классные часы и тематические вечера, имеющие нравоучительный характер, чаще всего это работа с детьми, а точнее, работа самих детей. В международном интернет-конкурсе «Страницы семейной славы-2010», посвященном 65-ой годовщине Великой Победы над фашистской Германией, приняли участие около сорока учеников и педагогов нашей школы (в том числе и ученики нач. классов), которые были приглашены в Москву для участия в заключительном мероприятии и отмечены благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. М. Миронова, Почетной грамотой Союза журналистов России. Работая над проектом, наши ученики осознавали, что участниками Великой Отечественной войны были все, даже те, кто не был на фронте. Конкурс научил наших учеников по-другому взглянуть на своих близких, членов семьи, друзей, педагогов. Другим примером деятельности творческой группы учителей является участие в совместном с министерством природопользования и экологии Рязанской области проекте «Неси природе доброту, храни ее покой». Экологическое воспитание - неотъемлемая часть воспитания личности, ведь взаимосвязь природы и человека очень важна. Сегодня невозможно жить без экологических знаний: они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой - равнодушие к нашему общему Дому, к Природе. Итогом огромной разноплановой и разнообразной работы педагогов, учеников и их родителей в рамках проекта стало озеленение школьного двора, а также выпуск сборника творческих работ учащихся. Однако школа не может ни заменить, ни компенсировать того, что должна получать формирующаяся личность от родителей. К сожалению, очень часто мы видим родителей пассивными созерцателями, перекладывающими свои воспитательные обязанности на школу. Задача педагога - организовать работу с родителями таким образом, чтобы родители не только не забывали о своих родительских обязанностях, но и были вовлечены в образовательный процесс. Сегодня школа как никогда нуждается в активных родителях - добрых помощниках и союзниках. С момента поступления детей в школу педагоги привлекают родителей в качестве полноценных партнеров, проводят тематические родительские собрания, дни открытых дверей, организуют экскурсии на производство. Когда содержание уроков и внеклассных мероприятий связано с культурой, экономикой, экологией, природой родного края, ученики начинают пристальнее всматриваться в окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа патриотического и нравственного воспитания? В заключение хочется отметить, что формы интеграции нашего образовательного учреждения с социумом не являются случайными, взаимодействие рассматривается как социальное партнерство: учащиеся не только получают различные знания и умения, но и формируют нравственные чувства. Сложившаяся система работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся коррекционной школы позволяет решать важнейшие педагогические задачи: пробуждать, поддерживать и развивать нравственные чувства, лучшие личностные качества, направленные на формирование гражданской позиции, когда через любовь к малой родине рождается патриот России.

У нашей школы удивительный девиз: «От солнечного детства - к яркому будущему!» Хочется надеяться, что мы на правильном пути, что общими усилиями сможем воспитать достойных граждан России, которой принадлежит грядущее









© 2010-2022