Правописание слов с удвоенными согласными

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
1. ФИО (полностью) Санникова Ольга Владимировна
2. Место работы МБОУ «Троицкая СОШ»
3. Должность Учитель начальных классов
4. Предмет Русский язык
5. Класс 3
6. Тема урока: написание слов с удвоенными согласными.
7. Цель: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами.
8. Задачи:
Образовательные: дать определение понятию «удвоенные согласные», способствовать развитию умения распознавать слова с данными буквосочетаниями и правильно обозначать на письме.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание.
Воспитательные: пробуждать интерес к родному языку, положительное отношение к учебе.
9. Планируемые результаты:
Познавательная деятельность: умение писать слова с удвоенными согласными; умение приводить примеры слов с данной орфограммой; умение различать изученные орфограммы; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, решать проблему. Информационно-коммуникативная деятельность: умения самостоятельно добывать знания; умение действовать и работать в паре. Рефлексивная деятельность: умение планировать свою деятельность; умение оценивать свою деятельность; умение оценивать свое эмоциональное состояние.
Формирование УУД:
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу, способность к самооценке, осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха); связывать свои успехи (неуспехи) с усилием, трудолюбием
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Познавательные УДД: использовать модели и схемы, осуществлять анализ объектов, проводить сравнения, обобщать.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения, формулировать собственное мнение.
9. Тип урока: усвоение новых знаний.
10. Форма работы учащихся: Индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
11. Необходимое техническое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тетрадь, словарь, карточки для парной работы , карточки со словами парные, безударные, непроизносимые, удвоенные, «тучки» разного цвета для рефлексии, карточки трех цветов с домашним заданием.

Этапы работы Содержание этапа 1
Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -эмоционально настроиться на предстоящую деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -подготовить обучающихся к работе на уроке; -проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку; -организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм; -создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся. Метод: создание игрового момента Форма работы: фронтальная Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм. Урок начнём с игры «Подари тепло другу». (Приложение 2) Сегодня у нас необычный урок. Мы будем покорять гору под названием «Русская грамотность». Но ее плохо видно. (слайд 2) Путь предстоит сложный. Готовы вы отправиться в путь? Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
2





























Актуализация знаний учащихся Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -показать свои знания, активно участвовать в диалоге. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала; -развивать познавательный интерес. Метод: словесный Форма работы: фронтальная Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы.








1.Минутка чистописания. Л.Н.Толстой писал: «Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь». (слайд 3) Давайте поработаем над красотой письменной речи. Запишите каллиграфически правильно предложение: Русский язык- мой родной язык.(записано на доске) Обменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища. Вот мы с вами и у подножия горы. (слайд 4) 2. Вспомним изученные орфограммы. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:

безударные

парные

непроизносимые

удвоенные


- Вспомните полные названия этих орфограмм. - В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? Работа по рядам. - Прочитайте слова, записанные в столбики. Какая орфограмма спряталась в словах 1 столбика? 2-го? 3-го? Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. (Обратить внимание на написание слова лук-луг). В случае затруднения при написании слов с непроверяемыми гласными в корне к чему мы можем обратиться? Запиши. в*р*бей кра* грус*ный *лфавит лу* радос*ный н*род арбу* извес*ный н*ябрь сугро* прелес*ный *ртист сапо* прекрас*ный Проверка.(по одному ученику с каждого ряда). Оцени свою работу. Молодцы! Вот мы с вами и забрались на маленькую горку. (слайд 5) 3 Сообщение темы и цели урока Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -сформулировать тему и цель урока; Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -создать условия для формулирования темы и цели обучающимися. Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения. Метод: словесный (беседа) Форма работы: фронтальная Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем. Возьмите первые буквы каждого столбика и запишите их. Какие слова получились? ванна класс грипп Объясни значение каждого слова. Если не можем объяснить, где мы можем найти информацию? (3 человека работают с толковым словарем, весь класс составляет предложения с данными словами). -Познакомьте нас со значением каждого слова. Что общего в написании этих слов? Как называется эта орфограмма? Вспомните, изучали мы в этом году написание данной орфограммы? Но она каждый день встречалась с нами в слове классная. Кто сформулирует тему урока? Какие цели поставим перед собой? (ответы учащихся). Итак, наша главная цель- учиться правильно писать слова с удвоенными согласными. На доске: Тема: "Написание слов с удвоенными согласными"
4
Открытие нового знания (поиск решения) Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -устранение возникшего затруднения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -создать условия для формирования умений слушать, анализировать; -организовать усвоение детьми правописания слов с удвоенными согласными. Метод: учебный диалог, метод иллюстрации, индуктивный Форма работы: фронтальная Результат: самостоятельное формулирование правила.
-Высоко на горе «Русская грамотность» в старом замке живут…Догадались кто?( Слова с удвоенными согласными). А вот и сами близнецы- буквы, которые пишутся в этих словах. бб, жж, рр, лл, мм, нн, сс, пп, кк (слайд 6) А кто может назвать слова с удвоенными согласными? (ответы детей). Молодцы! Давайте определим, где находится в слове эта орфограмма? Проверяется ли она? Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». (Приложение 3). -Произнесите слово касса. В чем особенность произношения? (долгий звук). - Давайте запишем эти слова и выделим в них корень. Класс, касса, грипп, хоккей, шоссе, аллея. (слайд 7) Ответьте на первый вопрос : в какой части слова находятся двойные согласные в данных словах? В чем заключается особенность этих слов-отгадок? ( В них пишется удвоенная согласная.) Что можем сказать о произношении слов с удвоенными согласными? Какой напрашивается вывод? ВЫВОД. Если согласный звук произносится долго, то пишем удвоенные согласные. Давайте попробуем проверить написание этих слов. (ответы детей). Какой сделаем вывод? А что же делать? Обратимся к учебнику. На какой странице даны слова для заучивания? Молодцы! Вот мы поднялись еще немного выше по склону нашей горы под названием «Русская грамматика». (слайд 8) , и я предлагаю вам полюбоваться природными пейзажами гор и размяться. 5
Физ.минутка Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -снятие умственного напряжения. Дети встают из-за парт, проводится физ.минутка. (слайд 9).


6
Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -развитие умения определять лексическое значение слов. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -способствовать формированию умения писать удвоенные согласные в слове; -создать условия для развития умений самостоятельно работать. Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в паре. Результат: закреплено умение писать слова с удвоенными согласными.
Все записанные нами слова заимствованы из других языков. А сейчас мы познакомимся с русскими словами, в написании которых есть удвоенные согласные. Прочитайте эти слова Слайд 10 (русский, Россия, российский) - Как вы понимаете значения этих слов? - Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса ск. Слово Россия тоже старинное, но моложе, чем слово Русь, ему 400 лет. Росией нашу страну стали называть во времена Ивана Грозного. В документах, которые подписывал царь, русский народ называли российским. Слова «русский» и « российский» имеют близкие , но не одинаковые значения. «Российский» означает «относящийся к государству», например (российский флот), а «русский» относится к русскому народу. - Предлагаю выполнить задание (слайд 11-12) Впишите слова «русский» или «российский» и получите словосочетания: ___________герб ___________характер ___________лес ___________гимн __________обычаи __________ флаг Проверка по эталону. Оцени свою работу. 2. Запишем два предложения под диктовку (за доской ученик) Русский человек без родни не живёт. - Как вы понимаете эту пословицу? Русский в поле не робеет. - Как объяснить эту пословицу? Проверь и оцени свою работу. Молодцы! Вы справились с заданием и поднялись еще выше. (слайд 13) Итак, в горах живут слова с удвоенными согласными. Все жители гор очень любят путешествовать, и поэтому они приглашают вас на прогулку. Для этого вам нужно выполнить задание. Творческая работа. Дети работают в парах. На каждой парте карточка с деформированным текстом. В, воскресенье, ребят, поехала, группа, за, город,
кассе, купили, в, билеты, они,
подошел, перрону, поезд, к,
быстро вагоны, пассажиры, вошли, в,
смотреть, окна, из, вагона, приятно Кто догадался, какое задание придумали для вас жители гор? Как озаглавить рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.) Кто прочитает рассказ? Какие слова по теме вам встретились в рассказе? Выборочное списывание. 1. Выпиши слова с изученной орфограммой. 2. Спиши первое предложение. Разбери его по частям речи и по членам предложения. Взаимопроверка. Оцени свою работу. А зачем мы выполняли это упражнение? Чему учились, когда его выполняли? С какой орфограммой мы познакомились на уроке? Молодцы! У нас осталось последнее препятствие на пути к вершине. Все жители гор живут дружно, любят веселиться, играть и разгадывать ребусы. Поможем им? (слайд 14) Правописание слов с удвоенными согласными Придумайте предложение с этими словами. (Записать два лучших). С какой целью мы выполняли все эти задания? С написанием какой орфограммы познакомились на уроке? Можно ли проверить написание удвоенной согласной в корне слова? К чему мы должны обратиться в случае затруднения? 7



















Итог урока. Рефлексия. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся. Метод: тестирование Форма работы: индивидуальная Результат: выявление усвоения теоретического материала.




На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Вот и наша вершина. (слайд 15). Красиво здесь? У вас на партах лежат «тучки» трех цветов: зеленого, желтого и красного. Я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Если вам было все понятно, и вы научились определять слова с удвоенными согласными, то возьмите в руки зеленую «тучку». Если вам было все понятно, но не все задания показались вам легкими, вызывали сомнения, то возьмите в руки желтую «тучку». Если же вам было очень трудно выполнять предложенные задания, вы нуждаетесь в помощи со стороны учителя или одноклассников, то возьмите в руки красную «тучку». Прикрепите их на доску. Красивая гора «Русская грамотность»? Понравилось вам покорять вершины? Какие цели ставили перед собой в начале урока? Кто с уверенностью может сказать, что добился цели? Кто все задания выполнил без ошибок? Молодцы! Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Мне еще надо поработать над… 8 Домашнее задание Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -развитие умения самостоятельно подбирать слова на изученное правило; определять их лексическое значение; -развитие литературной речи. Дома вы будете выполнять задания по карточкам. Они разного цвета. (задания разного уровня). Приложение 3. Кто какую «тучку» выбрал, тому достанется карточка такого же цвета. У кого карточка зеленого цвета, те ребята завтра будут моими помощниками- консультантами. Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Давайте еще раз обратимся к словам Л.Н. Толстого и будем стремиться, чтобы наша речь была всегда красивой. Спасибо, всем за урок! (слайд 16).










Приложение 1. Дорогие ребята! Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Раскройте правую ладонь, а левой накройте ладонь соседа. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый скажет доброе слово своему соседу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе.





Приложение 2.
Есть спортивная игра,
В ее названии два "к"
Играя клюшкой шайбу бей
Игра известная …… (хоккей)
С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …. (кассу)

Потрудился я вчера,
Голова болит с утра
И чихаю и охрип,
У меня, наверно … (грипп)

В середине, по бокам
Цветы и липы тут и там.
Идти нам веселее
По липовой …….. (аллее)

По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все
Называется …….. (шоссе)
Где доска и парты есть
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)









Приложение 3. Карточка № 1 (желтая) 1. В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные. Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик. 2. Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены). Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее. __________________________________

























Карточка № 2 (красная) 1. Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными. Место, где продают билеты - ________________________________ Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________ Шестой день недели - ______________________________________ Комната для занятий детей в школе - _________________________ Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________ Товарищ по работе - ______________________________________ Обучение животных - _____________________________________ Спортивный бег - ________________________________________ Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс. 2. Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными. ____________________________________________















Карточка № 3 (зеленая) 1. Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными. В каком дне недели - бб? ________________________________ В какой игре - кк? _______________________________________ В какой игре - нн?_______________________________________ Какая болезнь - пп? _____________________________________ В каком языке - сс? ______________________________________ 2. Измени слова по образцу. Рано, звонок - ранний звонок Класс, комната - _________________________________________ Конь, отряд - ____________________________________________ Осень, дни - _____________________________________________ Пассажир, поезд - ________________________________________ 3. Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно. Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.

9



© 2010-2022