Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ КЛАССА И УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ Современная система школьного образования направлена на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Младший школьник должен чувствовать себя активным деятелем, постоянно открывающим для себя что-то новое и приобщающемся к культуре. Образовательная работа с детьми направлена на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Отсюда следует, что развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность ученика, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать, слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Коммуникативная компетенция школьника является одной из наиболее значимых, поскольку общение является определяющим фактором развития личности младшего школьника и определяет его социокультурную жизнь. Коммуникативная компетенция включает следующие элементы: СЛАЙД № 2, из этого следует, коммуникативная компетенция становится частью культурной компетенции. В процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетенции личности, а значит должны быть определены методы и средства ее формирования. Наиболее четко и полно осознать процесс формирования коммуникативной компетенции младшего школьника помогает моделирование. Исходя из социального заказа, требований ФГОС, основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: СЛАЙД № 3. Для эффективного формирования коммуникативной компетенции школьников используют различные методы, формы, средства, технологии обучения: СЛАЙД № 4. Таким образом, модель формирования коммуникативной компетенции представляется в качестве пятикомпонентной процессуальной системы содержащей блоки: СЛАЙД № 5. Отсюда следует, что для формирования коммуникативной компетенции необходим опыт человеческого общения.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В формировании коммуникативной компетенции школьников особую роль играют специально организованные упражнения, ситуации на уроках литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной работе. Важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить слушать своих товарищей, уважать мнение всех участников разговорного процесса. В своей работе на уроках мы используем такие формы работы как защита рефераты, выступление учеников с докладом, защита проектов и ответ с места и ответ у доски. Но как показывает практика, если ученик при ответе с места отвечает, высказывает свое мнение, а стоит его вызвать к доске, смущается, теряется и, порой, не может сказать ни слова. Как выяснилось, по данным современных исследований, страх публичных выступлений у человека на втором месте после страха смерти. А чувство страха, вины, стыда ведут к онкозаболеваниям. На уроках мы должны создать здоровьесберегающую среду, и тогда на помощь приходит парная и групповая форма работы, которые вызывают у детей чувство защищенности. СЛАЙД № 6 При этих видах работы даже самые застенчивые, робкие и тревожные ученики преодолевают свой страх и тревогу и могут высказать свое мнение, свою точку зрения и ему не будет уже так страшно как при ответе у доски перед аудиторией класса. Для формирования у школьников коммуникативной компетенции я провожу во внеурочной работе систематически:

  1. Работу с книгой, с литературными произведениями:
- встречи с писателями СЛАЙД № 7 - детский поэт Анатолий Махотин приходил к нам в класс, рассказывал о своем творчестве. Дети готовились к встрече, читали его произведения, показали инсценировки, задавали вопросы. Были активными и раскрепощенными. - изучаем творчество писателей - в прошлом учебном году серьезно заинтересовались творчеством Натальи Абрамцевой, детей поразила ее жизнь, дети сами находили информацию о ее непростой судьбе, прочитали много произведений, инсценировали их, писали отзывы, иллюстрировали эти произведения, обменивались впечатлением, эмоциями, чувствами после прочтения произведений автора. - первый творческий (сочинительский) опыт - в этом году в начале марта 4 человека написали свои первые стихотворения для участия в конкурсе детского экологического журнала «У лукоморья» г. Санкт-Петербург. По итогам конкурса ребят пригласили на литературный праздник. - систематически ведется работа со словарями, справочниками, энциклопедиями - ученики класса посещают библиотечные уроки в Приморской городской библиотеке, учатся практически работать с каталогом, картотекой библиотеки и знакомятся со справочным аппаратом библиотеки. - иллюстрирование произведений - по прочитанным произведениям дети выполняют творческие работы - рисунки, поделки, лепку и т. д.
  1. Дети выступают перед родителями со спектаклями, концертами - СЛАЙД № 8
- День Матери, Новый год Выступают все без исключения, всем находится роль. Привлекаем родителей. Готовим реквизит, костюмы. Выбираю такие сценарии, в которых смог бы принять участие каждый ребенок.
  1. Защита творческих проектов СЛАЙД № 9
Как нельзя лучше показывает на сколько у ученика сформирована коммуникативная компетенция. В этом году, ученики 4-«А» класса, самостоятельно готовили поздравления с праздником 23 февраля (девочки) и 8 Марта (мальчики). - выбор материала соответственно теме, распределение ролей, составление сценария, репетиции, выбор ведущих. Задействованы в выступлении были все!
  1. На формирование коммуникативной компетенции также не менее важную роль играют совместные посещения спектаклей, театров, музеев СЛАЙД № 10
После таких совместных выездов подводим итоги, размышляем о поступках героев, об увиденном.
  1. Традиционно дети делают подарки к праздникам для родителей, учителей, школьных работников СЛАЙД № 11
Обязательно прошу ребят не просто вручить такой подарок, а сказать красиво, приятные, добрые слова, комплимент.
  1. Участие учеников в проведении классных часов.
- после каникул ребята рассказывают о своих поездках в лагерь, к родственникам, за границу. Показывают фотографии, комментируют их. - ребята предлагают темы, которые ходят обсудить или что-то хотят узнать. Они не стесняются, задают вопросы друг другу, доказывают свое мнение, обсуждают, спорят, приводят аргументы, отстаивают свою точку зрения, т. е. нарабатывают опыт общения.

Все это способствует формированию у учеников коммуникативной компетенции. Главное, чтобы дети говорили и не стеснялись это делать.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

п/п Умения, которые проверялись у 20 обучающихся

Сформированность на начало (чел.)

Сформированность на конец (чел.)

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

9

17

Умение формулировать точку зрения.

5

20

Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

3

15

Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения.

4

20

Умение определить общую цель и пути её достижения

3

14

Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.

0

9

Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

6

17

Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

2

16

Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

3

16

Из данной таблицы видно, что работа, которая проводилась с обучающимися дала положительные результаты и может быть рекомендована для развития у детей коммуникативной компетенции.

© 2010-2022