- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся
Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпова И.А. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ КЛАССА И УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ Современная система школьного образования направлена на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Младший школьник должен чувствовать себя активным деятелем, постоянно открывающим для себя что-то новое и приобщающемся к культуре. Образовательная работа с детьми направлена на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Отсюда следует, что развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность ученика, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать, слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Коммуникативная компетенция школьника является одной из наиболее значимых, поскольку общение является определяющим фактором развития личности младшего школьника и определяет его социокультурную жизнь. Коммуникативная компетенция включает следующие элементы: СЛАЙД № 2, из этого следует, коммуникативная компетенция становится частью культурной компетенции. В процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетенции личности, а значит должны быть определены методы и средства ее формирования. Наиболее четко и полно осознать процесс формирования коммуникативной компетенции младшего школьника помогает моделирование. Исходя из социального заказа, требований ФГОС, основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: СЛАЙД № 3. Для эффективного формирования коммуникативной компетенции школьников используют различные методы, формы, средства, технологии обучения: СЛАЙД № 4. Таким образом, модель формирования коммуникативной компетенции представляется в качестве пятикомпонентной процессуальной системы содержащей блоки: СЛАЙД № 5. Отсюда следует, что для формирования коммуникативной компетенции необходим опыт человеческого общения.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В формировании коммуникативной компетенции школьников особую роль играют специально организованные упражнения, ситуации на уроках литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной работе. Важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить слушать своих товарищей, уважать мнение всех участников разговорного процесса. В своей работе на уроках мы используем такие формы работы как защита рефераты, выступление учеников с докладом, защита проектов и ответ с места и ответ у доски. Но как показывает практика, если ученик при ответе с места отвечает, высказывает свое мнение, а стоит его вызвать к доске, смущается, теряется и, порой, не может сказать ни слова. Как выяснилось, по данным современных исследований, страх публичных выступлений у человека на втором месте после страха смерти. А чувство страха, вины, стыда ведут к онкозаболеваниям. На уроках мы должны создать здоровьесберегающую среду, и тогда на помощь приходит парная и групповая форма работы, которые вызывают у детей чувство защищенности. СЛАЙД № 6 При этих видах работы даже самые застенчивые, робкие и тревожные ученики преодолевают свой страх и тревогу и могут высказать свое мнение, свою точку зрения и ему не будет уже так страшно как при ответе у доски перед аудиторией класса. Для формирования у школьников коммуникативной компетенции я провожу во внеурочной работе систематически:
- Работу с книгой, с литературными произведениями:
- Дети выступают перед родителями со спектаклями, концертами - СЛАЙД № 8
- Защита творческих проектов СЛАЙД № 9
- На формирование коммуникативной компетенции также не менее важную роль играют совместные посещения спектаклей, театров, музеев СЛАЙД № 10
- Традиционно дети делают подарки к праздникам для родителей, учителей, школьных работников СЛАЙД № 11
- Участие учеников в проведении классных часов.
Все это способствует формированию у учеников коммуникативной компетенции. Главное, чтобы дети говорили и не стеснялись это делать.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
№ п/п Умения, которые проверялись у 20 обучающихся
Сформированность на начало (чел.)
Сформированность на конец (чел.)
9
17
5
20
3
15
4
20
3
14
0
9
6
17
2
16
3
16
Из данной таблицы видно, что работа, которая проводилась с обучающимися дала положительные результаты и может быть рекомендована для развития у детей коммуникативной компетенции.