- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока ознакомления с окружающим миром и развития речи 1 класс На что похожа наша планета
Конспект урока ознакомления с окружающим миром и развития речи 1 класс На что похожа наша планета
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Посохова Е.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Посохова Елена Александровна.
учитель начальных классов
конспект урока для 1 класса c презентацией
Тема: «На что похожа наша планета»
(урок ознакомления с окружающим миром и развития речи, начальные классы)
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
г.Усинск
Урок
ознакомления с окружающим миром и развития речи
(по А.А.Плешакову)
1 класс Тема: На что похожа наша планета? Задачи:
- Научить доказывать выдвигаемые предположения о форме Земли. Формировать навыки моделирования.
- Развивать речь и наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к нашей планете.
- мультимедийная презентация;
- блюдо;
- мяч;
- глобус;
- голубые круги для моделирования детьми;
- модели материков;
- клей-карандаш;
- два круга голубого цвета, модели материков;
- цветные карандаши.
Ход урока:
(Слайд 1) I. Организационный момент. Настрой на урок. II. Сообщение темы урока. Итак, мы продолжаем перечитывать книгу Знаний, в которой много разных интересных страниц. На уроке ознакомления с окружающим миром мы учимся задавать вопросы и находить на них ответы. И сегодня мы найдем ответ еще на один вопрос… О чем пойдет речь, догадайтесь: Загадка ТРИЗ: Она огромная, очень огромная! На ней есть моря и океаны, материки и континенты, на ней растут деревья, есть кислород, по ней текут реки. Что это? (………………..Наша планета!) - Кто знает, как она называется? (…….Земля).
Р/Р Планета Земля - А какие планеты вы еще знаете? (…………). - Итак, сегодня мы поговорим о нашей планете и ответим на вопрос:
На что похожа наша планета?
(Слайд 2) III. Целеполагание. А для чего нам это знать? (……………..Мир большой и интересный! Здорово знать как можно больше!)
IV. Постановка проблемы (исследование).
(Слайд 3) Шел однажды Муравей Вопросик и думал: «Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки». А все вместе мы живем на одной большой планете.Муравей Вопросик идет, идет… А конца и края нет. - Где же конец нашей Земли? - Можно ли дойти до ее края? Задумался Муравей Вопросик: Но почему? А какой формы наша планета? На что она похожа? - Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос……………….. - Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо (показать блюдо). Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. - Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч (показать мяч), то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и "вверх ногами"). - Кто же прав? В давние времена люди, как и некоторые из вас, считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. Но, если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… Но пока никому из людей это не удалось…
(Слайд 4) Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.
(Слайд 4) Третьи считали, что Земля круглая! А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…
(Слайд 4) V. Работа по учебнику (открытие). - Как же понять, какое изображение правильное?
Давайте представим, что мы с вами - ученые! И у нас сегодня Совет ученых - мы с вами должны доказать, какой формы наша планета Земля… Итак, ваши версии! ………………………………………………………………………. Ответить на этот вопрос нам поможет книга - наш учебник! Рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли. Это наблюдение люди сделали еще в древности. Так, какую форму имеет наша планета Земля?………………
(Учитель показывает картинку - движение кораблей из-за горизонта). - Что вы можете сказать об увиденном?
Вывод: Земля имеет форму шара!
Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
(Слайд 5) - Оказывается, для того, чтобы лучше изучить нашу планету, люди давно создали глобус - модель Земли.
(Учитель показывает глобус)
Р/Р Глобус - А почему же мы не падаем? …………………………………………………….. - Нас, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит, все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место. - Давайте прочитаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)
- Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.
- Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.
(Слайд 6)
(Демонстрация Теллурия)
Р/Р Теллурий VI. Физминутка «Ветер дует…». VII. Закрепление. - В наши дни, когда люди запустили в космос ракеты и космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
(Слайд 7) Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень! - А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? (……………………………….Так как на Земле есть огромные моря и океаны).
(Слайд 8) VIII. Практическая работа. - Давайте мы тоже создадим модель Земли! Мы же ученые! Итак, вы сами сделали открытие о том, что наша планета имеет форму шара! А так как большая ее часть состоит из воды, планета из космоса выглядит в голубом цвете! Чтобы было удобнее изучать поверхность нашей планеты, ученые разработали карту мира для работы на плоскости!
(Слайд 9)
Р/Р Карта полушарий Давайте ее рассмотрим: Что обозначают голубой и синий цвета? …………………………(Большая часть планеты покрыта морями и океанами). - А каким цветом изображена суша? (…………….Зеленым, желтым, коричневым цветами). - Найдите и покажите воду, сушу (моря, океаны, материки)………………….
- Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6:
-
Северная Америка.
-
Южная Америка.
-
Африка.
-
Австралия.
-
Евразия - самый большой материк в мире, на нем и расположена наша страна страна Россия!
-
Антарктида - покрыта льдами.
(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки) - Перед вами на партах - модели полушарий нашей планеты. Создай те свою модель планеты Земля! …………………………………………………………… IX. Физминутка «Руки подняли…». X. Страничка юного эколога. Итак, мы с вами живем на самой удивительной планете - на планете Земля! Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето… А Рита и Данил помогут нам ярче представить эту картину!
(Слайды 10, 11,12,13,14)
Ученик: Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Ученик: Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. (Я. Аким) - Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? ………………………….
(Слайд 15,16) - К сожалению в некоторых местах нашей прекрасной Земли можно увидеть страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.
Когда-то здесь росли цветы, тек чистый ручеек,
Ходили звери, человек, возможно даже ты…. - Вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступили бы вы? Ведь все мы любим ходить в наш усинский лес!................... Вспомним несколько правил поведения в природе:
- Жестяные банки нужно обжечь в костре и закопать под деревом. Банка будет ржаветь, и питать дерево.
- Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки.
- Как поступить с костром?..............................................................................
(Слайд 17,18,19) Существует целая наука об охране нашей планеты, нашей природы - она называется Экология.
Р/Р Экология Главное - воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.
(Слайд 20) XI. Итог урока. Рефлексия. - Наш урок подошел к концу. И чтобы вспомнить, о чем шла речь, я предлагаю вам отгадать загадки:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она - большущий шар. (Земля)
На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус) - Вы теперь - настоящие специалисты! По знаниям приблизились к ученым и можете смело сказать, чего не знал Муравей? (…что Земля похожа на мяч, шар).
(Слайд 20) - Как нужно обращаться с Землей? (Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней). XII. Дополнительное задание. Работа в тетради - раскрасить изображение земного шара. XIII. Оценивание.