- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме С. А. Есенин Берёза
Конспект урока по теме С. А. Есенин Берёза
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новоженина Н.В. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- Прочитать и проанализировать стихотворение С.А. Есенина «Берёза»; создать условия для формирования общеучебных умений осознанного, грамотного, выразительного чтения лирического произведения;
- Создать условия для развития умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта, находить авторские приёмы создания образа берёзы;
- Создать условия для воспитания внимательного отношения к произведениям литературы, формирование эмоционального отношения к окружающему миру, умение видеть прекрасное вокруг себя.
- Определить эффективность использования приёмов совершенствования навыка чтения;
- Осваивать позицию читателя-исследователя.
- Обеспечить воспитательную функцию урока, через совершенствование умения анализировать лирическое произведение.
- Оргмомент
Представьте, ребята, что на ваши ладошки упали снежинки. Они коснулись кончиков пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные и от этого, по - вашему телу распространяется тепло. От кончиков пальцев тепло идёт к ушкам, разливается по всему телу. Мы полюбовались красотой снежинок и решили опустить их на волю. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки, затем с левой и с обеих ладошек. Присаживайтесь. - На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить, а чтобы речь была яркой и приятной для других нужно управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать. 2. Речевая разминка. Зима-волшебница. Она может устраивать разные чудеса. Вот и у нас на уроке появилось чудесное предложение, необычное. Посмотрите на него внимательно, что нужно сделать, чтобы прочитать его.
икниженС илапад с себен.
(прочитать каждое слово справа налево) -Какое предложение получилось? (Снежинки падали снебес) Снежинки падали с небес. Снежинки падали с небес. Снежинки падали с небес. - Прочитайте предложение, выделяя голосом подчёркнутое слово. -Что заметили, выполняя задание? (Смысл предложения меняется) -Почему меняется смысл? (Менялось логическое ударение, повышение голоса в разных частях предложения) 3. Актуализация знаний. -Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы заговорили о зиме? Над каким разделом в учебнике работаем? (Зимние странички) Сегодня мы продолжим эту работу и познакомимся с произведением замечательного русского человека. Его фамилию вы узнаете, выполнив задание. Что нужно сделать, чтобы узнать фамилию автора? (вставить пропущенные буквы и из них сложить новое слово)
- Тютч…в Пау…товский Б…рестов Биа…ки Пришв…н Чаруши…
-
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
На доске: Сергей Александрович Есенин (портрет) -Что вы знаете о поэте? Уточним ваши знания с помощью приёма «бегущая строка» Постарайтесь успеть прочитать предложение на экране и понять его смысл. Слайд 1. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. -Когда родился поэт? Где он родился? Поэт родился в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда, знатока церковных книг. Будущий поэт окончил 4 класса в сельском училище, затем учительскую школу.
Слайд 2. В 1912 году Есенин приехал в Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно - музыкальный кружок.
-Куда приехал Есенин в 1912 году? Где он работал?
Слайд 3. В 1916 году вышел первый сборник его стихов «Радуница».
-Как назывался его первый сборник стихов? Сергей Есенин прожил очень мало - всего 30 лет. Но и за это время он обрёл мировую славу. В своих стихах воспевал красоту родной природы. Название стихотворения, с которым познакомимся сегодня, вы узнаете отгадав загадку.
Русская красавица
Стала на поляне,
В изумрудной кофточке,
В белом сарафане.
-
Берёза
(на слайде изображение берёзы зимой) -Сформулируйте тему урока. -Какие учебные задачи поставите? 4.Первичное чтение -Послушайте стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь услышать свои чувства. (Учитель читает наизусть под музыку) -Какие чувства у вас возникли? (Дети пользуются словарём настроения) -Как вы считаете, подходит ли этот рисунок к стихотворению? -О чём это произведение? Какою увидел поэт берёзу? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? Все ли слова в стихотворении были понятны? 5. Словарная работа (уточнение лексического значения слов). Принакрылась Слегка, не совсем накрылась Бахрома Ряд свисающих нитей, кистей Кайма Полоска, обшивка по краю чего - нибудь
Физминутка (музыка, вальс)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
Ну-ка, в руки
Снежный ком!
Будем строить снежный дом.
Мы польём его водой,
Дом наш будет ледяной.
Ком за комом мы кладём -
Вырастает снежный дом. 6. Вторичное чтение. Анализ стихотворения. - Какие языковые средства помогают поэту показать своё отношение к тому, что он описывает в произведении? 9эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) - Вспомните, что обозначает каждый приём. - Прочитайте первую строфу самостоятельно вполголоса. Постарайтесь определить, какой приём использует Сергей Александрович. (Сравнение) - Что с чем сравнивает поэт? (снег-серебро) принакрылась снегом, точно серебром (Эпитет) - белая берёза (олицетворение) - принакрылась снегом -Прочитайте вторую строфу только глазами. Обратите внимание на то, как поэт рисует снежное убранство дерева. (Высказывания). Какие языковые средства использует автор? (Эпитет)-пушистые ветки (метафора) - снежная кайма, распустились кисти белой бахромой -Прочитайте третью строфу. (читает один ученик вслух) Что поэт называет золотым огнём? (свет зари) Какие художественные приёмы использует? (Олицетворение) - сонная тишина, стоит берёза, заря обходя, заря обсыпает. (Метафора) - новым серебром, горят снежинки - Прочитайте четвёртую строфу шёпотом. Какие приёмы использует автор? -Что такое «заря»? (яркое освещение перед восходом солнца или заходом. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом). - Как вы понимаете слова, заря лениво обходя кругом. (От утренней зари до вечерней. Сначала заря на востоке, потом на западе.) -Почему называют зарю ленивой? (зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит не так ярко, как летом, будто ей лень) Итог: -Какие художественные приёмы использует автор, чтобы передать образ берёзы? Для чего он их использует? 7. Закрепление. Подготовка к выразительному чтению. -Теперь, когда мы поняли стихотворение, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух. Как будем читать - медленно или быстро? Громко или нет. Для этого необходимо посчитать количество слогов в каждой строфе. Посмотрите на волшебную таблицу, она поможет выбрать темп чтения. 2-4 слога Быстрый темп чтения 4-8 слогов Средний темп чтения 8-12 слогов Медленный темп чтения 1 строфа - 6-5 слогов; 2 строфа - 5-6; 3 строфа - 5-6 сл.; 4 строфа - 5-6 сл. Вывод: как нужно читать стихотворение? (умеренно в среднем темпе) -Постарайтесь передать чувства автора, его любование берёзой. Певуче, неторопливо. (читают 1-2 человека) -Оцените чтение ребят. Удалось ли передать чувства? 8. Подведение итога. -Какие открытия сделали на уроке? -Вспомните учебные задачи. Решили их на уроке? - Какое домашнее задание хотели бы выполнить? Урок окончен.