Конспект и презентация к уроку Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Целевая аудитория: 4 класс

Цели:

знание:

знать происхождение слова «глагол», знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы, знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами, знать смысловое значение частицы НЕ для глаголов.

понимание:

находить глаголы в тексте, объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте, объяснять роль глагола в предложении, в тексте, понимать название неопределённой формы глагола, рассказывать известное о глаголе по предложенному плану.

применение:

записывать предложения, используя правило правописания НЕ с глаголами, ставить глагол в неопределённую форму, выделять суффикс.

анализ:

анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов, анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов с частицей НЕ.

синтез:

составлять рассказ по плану «Что мы знаем о глаголе»

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;

  • знать происхождение слова «глагол», знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы, знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами, знать смысловое значение частицы НЕ для глаголов

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи.

  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД) Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные:
  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Учебник русского языка для 4 класса.

  2. Мультимедийное оборудование, проектор. Презентация к уроку «Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ»

  3. Тексты для чтения сказки « Солнце и Ветер»

  4. Индивидуальные карты развития для учащихся

Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Введение в раздел

Итак, мы продолжаем работу по изучению частей речи. А пока языковая разминка

СЛАЙД На доске:

по

солнышк.

плывет

ясн.му

лучист.е

небу

вес.л.

Прочитайте слова. Восстановите гласные, объясните орфограммы.

Составьте предложение из данных слов.

Пр прил сущ нареч глагол прил сущ

СЛАЙД Запись: По ясному небу весело плывет лучистое солнышко.

Определите части речи. !!!!!

  1. Формулирование темы и цели урока

СЛАЙД Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушай те вопросы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор.

- Что вы больше всего любите?

-Люблю действовать.

-Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу НЕ.

Какая часть речи может о себе сказать так: (Глагол)

- Определите тему урока. (глагол)

-Это новая для нас тема? (нет, раньше мы уже изучали глагол)

Какие цели можно поставить? (Проверить, что мы помним об этой части речи; повторить основные пизнаки; исследовать, всё ли нам известно о глаголе?)

Итак, сегодня на уроке вспомним, что такое глагол, какова роль глаголов в предложении и тексте, что такое неопределенная форма глагола.

СЛАЙД 4. Работа по теме урока

1)Выберите ключевые слова к определению понятия глагол:

предмет

Часть речи

какой?

действие предмета прпредмета

Что делать?

Кто?

Что сделать? сделать сделать ссделать7 сделать?

Признак предмета

СЛАЙД Итак, глагол это….(Дети дают определение)

- слово ГЛАГОЛ не всегда имело такой смысл. Взгляните на эти выражения

СЛАЙД

  1. А.С. Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.
    2) У А. Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали…»

- Что означает слово глагол раньше? Где найти ответ на вопрос? (в словаре. В учебнике)

Учебник стр. 61 упр. 230 выполните устно

--что же означало слово «глагол»?, А разглагольствовать?

А теперь давайте вернемся к нашему предложению вначале работы.

Выделите грамматическую основу.

СЛАЙД По ясному небу весело плывет лучистое солнышко.

Каким членом предложения чаще всего является глагол? !!! (сказуемым)

4) А теперь я предлагаю прочитать сказку Константина Дмитриевича Ушинского « Ветер и Солнце»

СЛАЙД Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше*. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

- Найдите в данном тексте предложение, которое выражает главную мысль. (Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом)

- Найдите в выделенном фрагменте глаголы и подчеркните их.

- На какой вопрос они отвечают?

- Измените глаголы так, чтобы они отвечали на вопрос что сделать?

СЛАЙД Запишите эти глаголы: Улыбнуться, выглянуть, обогреть, осушить

- Что вы можете о них сказать? (Стоят в неопределенной форме)

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

СЛАЙД 5

5) Выполнение упр. 235 с. 65 в учебнике

СЛАЙД - Прочитайте пословицу: Солнце как родная матушка: никогда не обидит.

- Назовите глагол. С какой частицей он употребляется?

- Что вы можете сказать о правописании глагола с частицей НЕ?

- Спишите пословицу, выделите орфограммы.

СЛАЙД -Почитайте текст. Выпишите из текста глаголы с частицей НЕ:

Живет за горами доброе солнышко. (Не )любит оно грустить и хмуриться. Даже в хорошую погоду (не) печалится и (не) даёт грустить своим друзьям. После дождя веселую радугу.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

-какая тема урока была сегодня (глагол)

- поднимите руки кому было сегодня сложно, кому достаточно легко?

- А чтобы проверить свои знания о глаголе, ответьте на 5 вопросов теста. Листочки подпишите и сдайте.

1) Глагол - это часть речи, которая обозначает…

А) предмет,

Б) признак предмета,

В) действие предмета.

2) Каким членом предложения является глагол?

А) подлежащим,

б) сказуемым,

в) второстепенным.

3) Как изменяются глаголы?

А) по вопросам,

б) по падежам,

в) по числам и временам.

4) Какая форма глагола является начальной?

А) настоящего времени ед. ч.

Б) неопределённая,

В) прошедшего времени ед.ч, м. р.

5) Как пишется не с глаголами?

А) слитно,

Б) раздельно,

В) через дефис.

© 2010-2022