Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

2 класс

УМК «Гармония»
Тема урока « Зеркальная симметрия»
Тип урока: комбинированный
Цель: сопоставление понятий «осевая симметрия» и «зеркальная симметрия».
Задачи: ввести понятия «зеркальная симметрия»; познакомить детей со свойствами плоского зеркала; продолжить знакомство с осевой симметрией; продолжить развитие логического мышления, воображения, наглядно-образного мышления; продолжить развитие умения целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений; воспитывать учебную активность; воспитывать уважение к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке; воспитывать умение работать в группе: дружеские отношения между учащимися, чувство взаимовыручки.
Методы и приемы работы: Словесный метод (беседа) Наглядный метод (презентация - схемы, таблицы, фото; демонстрация предметов) Практический метод (метод упражнений, практическая работа, творческая работа) Исследовательские методы обучения Дифференциация обучения Методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности) Групповая работа Парная работа Самостоятельная работа Самооценка, взаимооценка
Здоровьесберегающие технологии Информационно-коммуникативные технологии
Оборудование: 1. ТСО: компьютер, проектор, колонки, экран. 2. Учитель: презентация, зеркало, ватман с изображением гномика Половинкина и его домика. Учебные пособия: О.Т. Поглазова. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. Окружающий мир. «Ассоциация XXI век», 2010 Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч. 2 / О.Т. Поглазова. 3. Ученик: зеркало, кисть, баночка с гуашью, белый лист бумаги (А-4), карточка с темой урока, цветовые сигнальные карточки, цветная бумага, ножницы, клей. Учебные пособия: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч. 2 / О.Т. Поглазова.
Структура урока: I. Организация начала урока II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация знаний и практических и умственных умений) III. Сообщение темы и постановка цели урока IV. Изучение нового материала V. Физкультминутка VI. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее изученного, связанного с новым VI. Подведение итогов и результатов урока VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ход урока


I. Организация начала урока Учитель: Прозвенел уже звонок Начинается урок. Куда мы с вами попадём Узнаете вы скоро. В стране далёкой мы найдём Помощников весёлых.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация знаний и практических и умственных умений)
- С каким настроением вы пришли на урок? (Дети показывают карточки) - Мы продолжаем с вами путешествие по Стране Симметрии. - Прочитайте тему урока. (Тему прочитать нельзя, так как клякса её закрывает)
- Клякса хочет попасть в Страну Симметрии, но её не пускают. Почему? (Она несимметричная) - Какой предмет называют симметричным? - Поможем ей стать симметричной - и она исчезнет. - Нарисуйте на листе бумаги кляксу. - Она симметричная? (Нет) - Согните лист пополам. Хорошо прогладьте рукой. Разверните. Превратилась клякса в симметричную фигуру? (Да) - На что (кого) похожа ваша клякса? (…) - Что делает с кляксой линия сгиба? (Делит на две одинаковые половинки) - Чем является линия сгиба для кляксы? (Линия, ось симметрии.) - Как называется такой вид симметрии? (Осевая симметрия) (Клякса исчезает)
- Клякса нам больше не мешает. Прочитайте тему урока. Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрияКонспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия (Не получается прочитать) - Я предлагаю обраться за помощью к нашему знакомому гному Половинкину.
- Хлопнем в ладоши три раза. Раз, два, три!
- Вот мы и в гостях. Но наш Половинкин очень занят - он решил построить себе новый дом. Давайте ему поможем! - Подберите такую часть, чтобы дом стал симметричным. (№4) - Как называется такой вид симметрии? (Осевая)
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия
1Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия2 Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия3 Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия4 Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия5 Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия - Почему не подходит №1? (Размер овального окна разный) - Почему не подходит №2? (Количество перекладин на окне разное) - Почему не подходит №3? (Цвет крыши разный) - Почему не подходит №5? (Форма крыши разная)
- Повторим свойства осевой симметрии. Что не изменяется? (Размер, количество, цвет, форма) - А что изменяется? (Расположение. Маленький домик был слева от большого, а стал справа.) - Как ещё может изменяться расположение? (Сверху - снизу) - От чего это зависит? (От расположения линии симметрии)

Осевая симметрия

Не изменяется Изменяется Размер Расположение (слева - справа, сверху - снизу) Количество Цвет Форма

III. Сообщение темы и постановка цели урока
- Половинкин обрадовался, что мы ему помогли, и согласился нам помочь. В Стране Симметрии есть волшебный предмет, который может творить чудеса. Но назвать его он не может, может только загадать загадку. Давайте отгадаем, что это за чудесный предмет. И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет - Все, как есть, ему покажет. - Что это? (Зеркало) - Аккуратно достаньте зеркало. Как же оно может нам помочь? (Дети при помощи зеркала пытаются разгадать надпись, написанную у каждого на листочке) - Прочитайте тему урока. (Зеркальная симметрия) - Как удалось разгадать? (Прочитали в отражении)
- Тема нашего урока «Зеркальная симметрия».
- Как вы думаете, чему на уроке должны научиться? Назовите цель урока. - С каким видом симметрии мы уже знакомы? (Осевая симметрия.) - Как вы думаете, зеркальная симметрия отличается от осевой? (Да, нет, не знаю.) - Давайте проверим наши предположения и проведем исследование.
IV. Изучение нового материала
- Для начала сравним происхождение понятий «Осевая симметрия» и «Зеркальная симметрия». - От какого слова образовалось понятие «Осевая симметрия»? (Ось) - От какого слова образовалось понятие «Зеркальная симметрия»? (Зеркало) - Какой вывод можем сделать? (Произошли от разных слов.) - Это сходство или различие? (Различие)
- Может быть, само зеркало подскажет нам ответ?
- Свойства осевой симметрии нам уже знакомы. - А обладает ли этими свойствами зеркальное отражение?
- Давайте определим, какими свойствами обладает зеркальное отражение. (Работа в группах) 1 группа - наблюдает за размером 2 группа - за количеством 3 группа - за цветом 4 группа - за формой 5 и 6 группы - за расположением. (Смотри приложение «Работа в группах»)
- К какому выводу пришла каждая группа? (Выступление представителей от каждой группы)

Зеркальное отражение

Не изменяется Изменяется Размер Расположение (слева - справа, сверху - снизу) Количество Цвет Форма

- Что остается одинаковым в зеркальном отражении? - Что изменяется? (Левое в зеркале становится правым, если зеркало расположено вертикально, а верхнее становится нижним, если зеркало расположено горизонтально.) - А вот разобраться, почему так, вы сможете только в старших классах, когда познакомитесь с законами отражения света. Это - важная, серьёзная тайна зеркала.
- Сравним свойства осевой симметрии и зеркального отражения. (Одинаковые)
- Итак. На какой вопрос мы хотели найти ответ? (Отличается ли зеркальная симметрия от осевой?) - К какому выводу пришли? (Это один вид симметрии, только называется по- разному.) - Почему осевую симметрию ещё называют зеркальной? (Линия зеркала является осью симметрии между предметом и его отражением в зеркале.)
V. Физкультминутка - Давайте отдохнем и поиграем в игру: Будь зеркальным отраженьем - Повторяй мои движенья. (Дети повторяют движения, которые показывают герои мультфильма «Уроки тетушки Совы. Утренняя зарядка») - Молодцы!

VI. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее изученного, связанного с новым
1. Зеркало и человек.
- Как вы думаете, где человек подсмотрел идею создания зеркала? (Отражение воды) Тихо ночь ложится На вершины гор, И Луна глядится В зеркала озёр. (Иван Никитин - русский поэт)
- Когда появились зеркала? - Люди придумали зеркала ещё в третьем тысячелетии до новой эры. Это были хорошо отполированные бронзовые или медные диски. Стеклянные зеркала появились позже. Славились их изготовлением венецианцы. Секрет изготовления они держали в тайне. Раскрыть тайну чужеземцу значило совершить преступление. И если такое случалось, то казнили обоих. Тайну зеркала древние не знали и приписывали зеркалу волшебную силу. Своё изображение принимали за духа, и если зеркало разбивалось, считали это событие предвестником несчастья.
- Из какого произведения следующие строки: Ей в приданое дано Было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело - Говорить оно умело… (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) - Кто автор? (А.С. Пушкин) - В сказке зеркальце разговаривало, а в жизни так бывает? (Нет) - В каких ещё литературных произведениях вы встречались с зеркалом? («Королевство кривых зеркал», «Снежная Королева», «Алиса в Зазеркалье», …)
2. Работа в тетрадях. - В сказках зеркало - это волшебный предмет. Но и ваши зеркала не так уж просты. Сегодня они помогут вам выполнить некоторые задания.
- Откройте рабочие тетради (стр. 40, №30). Прочитайте задание. Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия - С какой целью будем выполнять это задание? - Выполняя это задание, вы сможете потренироваться находить в предметах линию симметрии. - Как зеркало может вам помочь провести линию симметрии? (Если из части слова или картинки и его отражения получается целая картинка, значить линия симметрии найдена правильно.) (Дети работают самостоятельно)
- Проверим. Один мальчик тоже выполнял это задание. Проверьте его работу. (Правильно. Слово ШАЛАШ несимметричное из-за буквы Л.) - Что интересного заметили в этом слове? (Читается одинаково слева - направо и справа - налево) - Такие слова называют палиндромы (в переводе с греческого "бег назад") - ещё их называют перевёртышами. - Есть ли ещё слова - палиндромы? (Топот) - Можно ли было провести другие линии симметрии? Например, такие. (Да. Это линии симметрии каждого предмета.) - Симметричными могут быть предметы и их расположение.
- Оцените свою работу. (Дети поднимают карточки разного цвета: зеленый - всё правильно, желтый - есть ошибка, красный - много ошибок.) - Молодцы!

- Следующее задание (стр.40, №31). Прочитайте задание. Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия - Как правильно организовать работу? (Определить, симметричны ли предметы или нет; превратить их в противоположные.) - Выберите сами задание, которое будете выполнять. Если хотите, можете пользоваться зеркалом.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища. Оцените её и покажите товарищу кружок нужного цвета. - Поднимите руки те, чью работу оценили зеленым кружком. - Желтым кружком. - Красным кружком. - Молодцы!
3. Где применяют зеркала - Помогло вам зеркало? - Где еще человек использует зеркала? (…….)
- Плоские зеркала в военном деле применяют в перископах. Эти приборы состоят из системы зеркал, которые позволяют следить за окружающим, находясь под водой или в глубоком окопе.
- Замечательная игрушка - калейдоскоп. Подсчитано: если взять для его изготовления всего 20 осколков стекла, то понадобится около 500 миллионов лет, чтобы пересмотреть все возможные изображения в калейдоскопе.
- В городе Иваново в музее ситца сделана с помощью зеркал имитация целого прядильного цеха: в музее стоит один станок, а видится их много.
VI. Подведение итогов и результатов урока - Назовите тему нашего урока. - На какой вопрос мы искали ответ? - К какому выводу пришли?
- Что было интересно? - Что вызвало затруднения?
- Пришла пора возвращаться обратно. - Давайте Половинкину сделаем подарок. На память о себе рядом с его новым домом посадим сад. - Вырежьте из цветной бумаги любое симметричное деревце. - Как удобнее выполнить эту работу? (Согнуть пополам и вырезать только половину) - Цвет выберите тот, который может рассказать о том, как вы сегодня поработали на уроке. (Зеленый +, желтый +/-, красный -) - Будьте осторожны при работе с ножницами. (На листе ватмана: гном Половинкин, его новый дом и дети приклеивают вырезанные деревья) - Я тоже посажу деревце. - Молодцы! Сегодня на уроке каждый хорошо поработал!
- Хлопнем в ладоши три раза. Раз, два, три! Вот мы и дома.
VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Предлагаю вам дома продолжить работу с зеркалом. В рабочих тетрадях на стр. 41, №32. Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия - Ответ на вопрос может быть в любой форме (устный или письменный). - А ещё вы можете зашифровать при помощи зеркала слово или предложение и принести его на следующий урок. А мы попытаемся их расшифровать. - Запишите домашнее задание. - Урок окончен.











Приложение «Работа в группах» Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрияКонспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрияКонспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрияКонспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрияКонспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрияКонспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия

10


© 2010-2022