Занятие внеклассное по теме профилактика лесных пожаров

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мбоу рабочеостровская СОШ


Внеклассное мероприятие по профилактике лесных пожаров

«цепочка жизни»

Для 1-4 классов














Воспитатель группы продленного дня

Казакова Елена Геннадьевна



п.Рабочеостровск

2012 г.




Занятие «Цепочка жизни» Цель: улучшить осведомлённость учащихся о противопожарной безопасности в лесу, расширить их знания в этой области, сформировать правильное отношение детей к опасности, которая может произойти от пожара. Чтобы ребята в свою очередь несли полученную информацию в семьи, друзьям и знакомым. Задачи: Ожидаемые результаты: •Дети должны знать о правильном разведении костра в лесных условиях; •Дети должны уметь перечислить, как по вине человека случаются пожары, какие последствия пожаров и как их предотвратить; •Дети должны уметь объяснить роль и значение лесов для человека; • Дети должны понимать важность полученной информации и испытывать желание нести ее в семьи, друзьям и окружающим.

Оборудование: компьютер, проектор, нарезанные полоски бумаги, клей, карандаш,

Ход занятия:

  1. Актуализация темы:

мы вчера ходили в лес

А сегодня он исчез.

После нашего костра.

Целый лес сгорел дотла.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? ( о лесе, пожарах).

  1. Основная часть

1.Постановка учебной задачи.

*Показ фильма « Лес»

Беседа по фильму: 1.что вы увидели на экране? (лес и лесные жители).

2.Какими словами можно описать «лес»? ( красивый , зеленый, спокойный, благородный…)

3.А без чего лес нельзя назвать лесом? ( без травы, животных, птиц, деревьев..)

Давайте, и мы попробуем представить себя деревцем и почувстуем, каково же ему живется.

*Игра « Представь себя деревом»:

«Закройте свои глазки и сядьте поудобнее на своих местах. Я буду рассказывать вам о лесе, а вы представьте, что я говорю о каждом из вас. Итак, начали. Деревья очень важны для нашей Земли. Они создают кислород, которым мы дышим; закрепляют почву, чтоб она не рассыпалась ; дают пищу множеству лесных обитателей; а зимой нагревают воздух вокруг себя и охлаждают его летом.

Представьте теперь, не открывая глаз, что вы вышли на лесную полянку. Остановитесь, повернитесь лицом к Солнцу и почувствуйте, как превращаетесь в лесное дерево: кто-то в большую елочку, кто-то в красивую сосенку, кто-то в могучий дуб. Представьте, как ваши корни прочно врастают в землю. Легкий ветерок покачивает ваши ветки, шевелит листочки. Вдруг подул сильный ветер Онкачае вас из стороны в сторону, но прочные корни удерживают вас и не дают упасть (пауза). Ветер стих и наступил покой. Птица села на вашу ветку, ветка покачнулась.( пауза). Рыжая белочка пробежала по стволу и забрыгала с ветки на ветку. Возле вас проскакали зайчики.

Протяните ваши ветки ко всем живым существам в лесу, дайте им защиту и свою любовь. Все вы живете общей жизнью.»

-А теперь откройте глазки. Вы опять стали девочками и мальчиками. Кому удалось представить себя деревцем? Какое ты был дерево? Какая птица села на ветку? У тебя листики или иголочки ?

- А кому не удалось, приглядывайтесь внимательно к деревцам и тогда обязательно получится!

2.Открытие детьми нового.

А что это за звук? ( звук пожара в лесу, треск горящих деревьев)

*Демонстрация фильма « Пожар в лесу» и одновременно чтение стихотворения «Лесной пожар» Вадим Шефнер:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, на растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы…..

Слова учителя ( во время фильма): на этом месте до пожара росли ландыши и радовали человеческий глаз разноцветные цветы и зеленая трава, после пожара- обугленная земля, летали бабочки , пчелы- после пожара осталось пепелище, росла пушистая елочка-после пожара- черный неживой ствол. В муравейнике занимались повседневными делами муравьи -после пожара - ни одного живого существа. Как только на муравейник начали взбираться язычки пламени, все население высыпало наружу. Один за другим набрасывались смельчаки на огонь и, брызгая кислотой , падали тут же, погибая. Огонь разгорался все ярче, а в его пламени сгорали тысячи муравьев. Не могли маленькие герои отстоять свое жилище. В нем было слишком много смолы. Огонь ушел дальше . оставив в мертвом , черном лесу тлеющие пни, догорающие муравейники.

*Беседа по фильму :

1.Что увидели?

2.Какие ощущения ? Что почувствовали?

3.А что является причиной лесных пожаров? ( Ответы детей)

Причины могут быть природные. Экологическое состояние нашей планеты ухудшилось, в атмосфере появляются озоновые дыры, которые легко пропускают солнечные лучи. В результате чего лето становится более жарким, знойным, что способствует возникновению пожаров. Воникают пожары в грозу из-за ударов молнией. Но чаще лесные пожары происходят по вине человека: незатушенные костры, непогашенные сигареты, поджигание старой травы, тополиного пуха, разбитые бутылки, через которые проходят солнечные лучи .

4.Что же случится, если сгорит даже маленький участок леса? (Ответы детей)

Погибнет дерево, бабочка, цветок, белочка и т.д.

Люди должны помнить, что только через тысячу лет начинается возобновление хвойных пород. Люди должны помнить, что 5 минут беззаботности могут стоить тысячу потерянных для жизни леса лет.

*Вывод: У каждого живого существа на Земле есть цепочка жизни. И если такая цепочка порвется , то погибший цветок не сможет даст семена для продолжения своего рода; у погибшей белочки не будет деток).

III.Физминутка «хозяева леса»

Встаньте друг за другом цепочкой. Все, что перед вами_ это дерево, небо, земля. Все, что за вами- это дождик, тучка, солнышко, зайчик , лисичка. Слушайте мои слова и выполняйте соответственные движения по спине впереди стоящего товарища (учитель показывает движения, а дети воспроизводят их на спине впреди стоящего ребенка). Готовы? Начали! « Я зашел в лес. Стоят высокие деревья и маленькие кустики. По тропинке ползет муравей . пролетела бабочка. На небе светит солнышко , пуская длинные лучики. Вот проскакал заяц. Следом крадется лиса. Вдруг большая темная туча закрыла все небо. Упала капелька дождя, еще одна и еще одна и полил дождик.кап-кап-кап-кап. И начался сильный ливень. Но он быстро закончился. И вновь сначала робко солнышео выпустило один лучик, затем другой. И наконец, засияло на небе. Пуская длинные лучики до самого неба. Всем хорошо, тепло и уютно! Спасибо. Сели на свои места.

IV. Практическая часть

-Итак , о какой цепочке мы начали говорить? (о цепочке жизни).

- Что же произойдет, если цепочка жизни порвется? (у птицы не будет птенцов, у белки бельчат, у цветка и дерева -семян).

Я предлагаю вам сейчас сделать свою цепочку жизни.

Перед вами нарезанные полоски бумаги, клей и ручка.

•Возьмите одну полоску и напишите на ней свое имя.

• Сверните полоску в колечко так, чтобы ваше имя было наверху и склейте.

•Возьмите вторую полоску, напишите на ней имя мамы и папы . склейте в гирлянду с первой.

•Возьмите третью полоску и напишите на ней имена своих бабушек и дедушек и склейте в гирлянду со вторым колечком.

•Возьмем четвертую полоску . кто знает как звали ваших прабабушек и прадедушек?

Нет? Не знаете? Но ведь они были? Да! Присоединяем колечко к вашей гирлянде.

•А у прабабушек и прадедушек были родители? ( да). Это ваши прапрабабушки и прапрадедушки. Это те , которые были перед вами. Ваши предки ( на доске табличка со словом). И все кто жили на Земле до вас, начиная с первого человека- это ваши предки.

•Вернемся к первому колечку с вашим именем. А что будет потом?После вас? У вас будут дети? (да). Мы ничего не напишем на этой полоске, но приклеем к нашей гирлянде.

•Ау ваших детей будут дети? ( да, ваши внуки). Приклеем же еще одну полоску.
Все кто будут после вас-это ваши потомки (табличка на доске).

-У каждого из вас получилась своя, ни на кого не похожая Цепочка жизни, состоящая из ваших предков, вас самих и ваших потомков.

- Можно ли сделать цепочку жизни для птицы, бабочки, цветка и дерева? (да)

- А что произойдет, если цепочка жизни порвется? ( не будет продолжения жизни.)

Так вот, при лесных пожарах сгорает большой участок леса и погибает очень много деревьев, жучков, птиц и животных. Рвутся миллионы и больше цепочек жизни .

V. Обобщение

*Вывод: Как же нам сделать так , чтобы лесные пожары не случались и не рвали цепочки жизни?

( костры разводить в специально отведенных местах, около воды, тушить после себя, не бить бутылки и не разбрасывать осколки и мусор в лесу, рисовать открытки и раздавать взрослым людям, которые ходят в лес.)

*Викторина «Хозяин леса»

Давайте подведем итог нашего занятия и ответим на вопросы викторины. Викторина покажет, готовы ли мы стать хозяевами нашего леса. Помогать ему , а не вредить.

Вопросы:

1.Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? Ваши действия. ( залью водой, сообщу об этом взрослым). 2. Почему в лесу нельзя разбивать стеклянные бутылки? (В данном случае стекло играет роль линзы, где фокусируется солнечный луч, от которого может загореться сухая трава.)

3. Чем опасно поджигать сухую траву? (огонь быстро распространится на деревья).

4. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу? ( Подготовить место для разведения костра (выкопать яму), разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние).

5. Назвать всевозможные причины лесных пожаров (высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка или окурок, непотушенный костер, бутылки в лесу).

6.Какие последствия возникают при пожарах в лесу( сгорают деревья, страдают животные и люди.)

7. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?

(Тушение водой, заваливать песком, разреживать лес, очищать лес от сухих веток)

8. назовите, что неправильно сделали туристы на отдыхе.


© 2010-2022