Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол №_______ от «___»_____________20 г.

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ КСОШ №2____________ «___»__________ 20 г.

«Утверждено» Руководитель МБОУ КСОШ №2____________ __________. Приказ №___от «___»________20 г.



Рабочая программа

внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

реализуемой программой «Занимательная математика»

составлена по

Федеральному Государственному Образовательному Стандарту

начального общего образования

для 3 класса

Разработчик программы учитель начальных классов Лялина Н.В. педстаж: 24 года первая квалификационная категории












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - Концепция духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России - базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ; -планируемых результатов начального общего образования

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2» -авторской программы по научно-познавательной деятельности Е.Э. Кочуровой 1-4 класс (М.:Вентана-Граф, 2013-192 стр.)
Цели изучения курса:

  • развивать сообразительность, любознательность.

  • формировать умение работать в условиях поиска;

  • способствовать появлению у учащихся желания проявлять самостоятельность;


Изучение курса во 3 классе направлено на решение следующих задач
  • научиться видеть сходство и различия;

  • замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы;

  • научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход - ответ.

Общая характеристика внеурочной деятельности в учебном плане

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Научно - познавательная деятельность». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образа, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход - ответ.

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течении одного занятия, что приводит передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место внеурочной деятельности в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю (34 учебные недели).

Результаты освоения курса во 3 классе

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .

Личностными результатами являются:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • Воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

Содержание :

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково - символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задач. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Пространственные представления. Понятия «влево, вправо, вниз, вверх». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линий по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрическая мозаика

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Эта программа предназначена для учащихся 3 «в» класса. В целом класс успешно завершил период обучения за 2 класс. Уровень подготовки учащихся позволяет продолжить освоение курса и не требует корректировки в содержании программы. Планируемые результаты изучения курса в 3 классе.

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково - символические средств для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Универсальные учебные действия.

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии.

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный результат (промежуточный, итоговый) с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач.

Универсальные учебные действия:

  • - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • - моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково - символические средств для моделирования ситуации;

  • - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • - объяснять (обосновывать) выполняемые действия;

  • - воспроизводить способ решения задачи;

  • - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • - конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «влево, вправо, вверх, вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуры заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный результат (промежуточный, итоговый) с заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток;

  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Описание учебно-методического и материально -технического обеспечения образовательной деятельности


  1. Комплекты карточек с числами;

  2. Игра «Русское лото»;

  3. Игра «Математическое домино»;

  4. Часовой циферблат с подвижными стрелками;

  5. Таблица «Геометрические тела»

  6. Кочурова Е.Э. «Дружим с математикой»: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса. - М.:Вентана-Граф 2014.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор;

  2. Компьютер с программным обеспечением;

  3. Демонстрационная доска для работы маркерами;


Литература для учителя: 1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 56 классов. - М.: Просвещение,2005 . 2. Журналы «Квант», 1976-2008 гг. 3. Журналы «Математика в школе», 1980-2008. 4. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981. 5. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. 6. Пчелинцев ФА., Чулков П.В. Математика. 5-6 классы. Уроки математического мышления с решениями и ответами. 2-е изд., испр. М.: Издатшкола, 2000. . 7. Руденко В.Н., Бахурин ГЛ., Захарова ГЛ. Занятия математического кружка в 5-м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999. 8. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2001. 9. СпивакА.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003. 10. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. - М.: Просвещение, 2001. 11. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.: Просвещение, 1993. 12.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.:.Айрис-пресс, 2004. 13.Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Народное образование, 2003. 14. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 15. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М.: Просвещение, 1996. 16. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. - Минск, 1968. 17. Яковлев А.Я. Леонард Эйлер. - М.: Просвещение, 1983.
Литература для учащихся: 1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М., Шлихунов В.Н. Учитесь мыслить нестандартно. - М.: Просвещение, 1996. 2. Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. - М., 2005. 3. Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабиринта. - М.: Контекст, 1997. 4. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. - М.: Наука, 2006. 5. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М.: Просвещение, 1994. 6. Белл Э.Т. Творцы математики. - М.: Просвещение, 1979. 7. Беррондо М. Занимательные задачи. - М.: Мир, 1971. 8. Екимова МЛ., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002. 9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физикоматематической литературы, 1979. 10. Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. -М.: Просвещение, 1991. 11. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. - М.: Просвещение, 1995. 12. Леман И. Увлекательная математика. - М.: Знание, 1985. 13. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981. 14. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 2005. 15. Нагибин Ф.Ф., Канин E.G. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1988. 16. Семенов Е.Е. Изучаем геометрию. - М.: Просвещение, 1987. 17. СпивакА.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002. 18. Чистяков В.Д. Исторические задачи. - М: Просвещение, 2002. 19. Чистяков В.Д. Рассказы о математике. -. М: Просвещение, 2001.
© 2010-2022