- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина
Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Александрович Н.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
3 класс. Тема. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Программа: УМК «Школа России». В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.
Задачи:
-
обобщить знания об имени прилагательном (изменении имен прилагательных в единственном числе по родам, изменении по числам и падежам, употреблении имен прилагательных в речи);
-
развивать навыки написания безударных окончаний в именах прилагательных, определении рода, числа и падежа имен прилагательных; выполнения словообразовательного анализа; обогащать словарный запас учащихся;
-
воспитывать интерес к предмету.
Формирование УУД на уроке:
Познавательные:
ориентироваться в рисунках, схемах;
наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
выполнять задания по аналогии и творческого характера.
Регулятивные:
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающие стандартные учебные действия;
-
осуществлять самопроверку;
-
формировать навыки совместной работы;
-
формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
-
участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
-
выполнять различные роли в группе, сотрудничать.
Личностные:
-
принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
-
признавать свои ошибки;
-
сопоставлять собственную оценку своей деятельности с её оценкой товарищами, учителем.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, школьный словообразовательный словарь, схемы, учебники по русскому языку 2 класс, ноутбук, мультимедийный проектор, экран (презентация).
Ход урока.
-
Оргмомент. Тема и цели.
Мотивация обучающихся к учебной деятельности. 3 мин.
Цель: настроить на учебную деятельность.
У: Сегодня у нас необычный урок - урок суд. А вот что будем судить, вы должны определить из следующих строк. Работа будет проходить в режиме тайм - менеджмента.
Слайд 1 Слайд 2
Черемуха , Черемуха душистая,
Развесившись, стоит, Развесившись, стоит,
А зелень Развесившись, стоит,
На солнышке горит. На солнышке горит.
У: Знакомы ли Вам эти строки?
- Согласны ли вы, что они принадлежат С.А. Есенину?
- Восстановите строки.
- Какой частью речи являются данные слова? Докажите.
- Итак, сегодня мы будем судить ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: так ли необходимо оно в русском языке и надо ли нам его изучать.
-Начнем судебное заседание. Объявляю состав суда.
Прокурор - государственный обвинитель - я, т.е. учитель.
Адвокат - защитник, защищает интересы обвиняемого (Один человек из группы)
Свидетели - уч-ся.
Чаша правосудия. ( на чашу весов кладутся монеты)
Ваши задачи на уроке: (уч-ся ставят цели урока)
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор. Сколько можно говорить об имени прилагательном. Я считаю, хватит мучить детей. Из приведенного отрывка стихотворения видно, что смысл написанного и так понятен - монета на весы.
Адвокат( 1 группа). Я и свидетели считаем, что имя прилагательное - это значимая часть речи, которая обозначает признак предмета.
-
Актуализация знаний. 4 мин.
Цель: актуализировать знания детей об им. прилагательном как части речи, обозначающей признак предмета.
Слайд 3
В…сёлый
Мал…нький
Душ…стый
(светло) з…лёный
Лё…кий
М…л…дой
Г…рячий
-Прочитайте слова.
-Что общего между ними?
-Какое задание Вы предложите выполнить?
А) Определить орфограммы в словах. Учащиеся работают с разрезными карточками.
Б) Разделить на группы по признаку).
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа
Настроение Запах Вес Размер цвет возраст
веселый дущистый лёгкий маленький светло-жёлтый молодой
При ответе групп используются сигналы светофора. (Параллельно на доске появляется солнце с лучами, на которых написаны слова групп)
Адвокат: (2 группа). Делает вывод : им. прил. могут обозначать цвет, размер, температуру, звук, качества человека и т.д. + мы отрабатываем на им. прил. изученные нами орфограммы. Значит, нам важно изучать имя прилагательное - монете на весы.
-
Упражнение в написании окончаний имен прилагательных. 10мин.
Цель: отработка алгоритма написания окончаний имен прилагательных, определения рода, числа.
Прокурор. Я согласен с вашими доказательствами. Но заметьте, Вы сами сказали, что имя прилагательное обозначает признак предмета. Оно даже звучит…при ЛАГАТЕЛЬНОЕ. Оно просто не может быть одно, значит это не такая уж и значимая часть речи - монета на весы.
Адвокат.(3 группа) Мы частично согласны с вашим утверждением. Имя прил. связано с им. сущ. Но это не уменьшает его значения. Вам бы не понравилось, если бы сказали красивая платье и прелестный прическа. Поэтому у нас существует алгоритм написания окончаний имен прилагательных.
Непостоянные признаки им. прил. (На доску прикрепляется домик - имя прилагательное, от него идут дорожки)
- ед. и мн. числа.
- в ед.ч изменяются по родам. Какая? ая, яя -ж.р
Какой? -ой, ый, ий -м.р.
Какое? - ое, ее - с.р
-мн.ч. какие? - ые, ие.
Алгоритм:
-
Найти имя существительное с которым оно связано.
-
Поставить от него вопрос.
-
Определить окончание по вопросу.
Работа в парах. 2 человека работают у доски. Проверка + сигналы светофора.
ранния весна
ласковае солнышко
свежой ветерок
перистыи облака
Адвокат. (4 группа) Приблизительный ответ: надеюсь, мы доказали, что как важна связь имени существительного и прилагательного - монета на весы.
-
Физминутка. 3 мин.
Прокурор. Я предлагаю сделать перерыв в заседании.
Вспомните, что такое фразеологический оборот? (Устойчивое сочетание, которое украшает нашу речь, делает её яркой, образной.)
Собрать оборот группам. Мимикой и жестами показть оборот.
- Идти по горячим следам.- немедленно.
- Ползти черепашьим шагом.- медленно.
- Подарить от чистого сердца.- искренне.( На ухо учитель говорит одному из учеников, он показывает, а все угадывают).
Обороты вывешиваются на доску.
-
Определение падежа имени прилагательного. 2 мин.
Цель проверить умение определять падеж имен сущ., знать алгоритм.
- Можете ли предложить задание с данными фразеологизмами? ( определить падеж им.прил.)
Работа в парах. 1 пара у доски. Выписать сущ + прил.
При проверке - сигналы светофора.
Адвокат: (5 группа) . Прошу ещё раз обратить внимание, как важна связь им.сущ. и им. прил. - монета на весы.
-
Словообразовательная роль имени прилагательного. 3 мин
Цель. повторить материал по составу слова, учить пользоваться словообразовательным словарем.
Прокурор. Прошу вас обратить внимание на слайд. Не могу понять данной записи. Что она может обозначать?
Работа в группах. Учащиеся при помощи суффиксов и приставок образовывают однокоренные слова разных частей речи. При необходимости пользуются словарями.
Адвокат (6 группа) делает вывод - монета на весы.
-
Самостоятельная творческая работа. 10мин.
Цель. организовать дифференцированную самостоятельную работу уч-ся по выявлению роли имени прилагательных в речи и их правильному употреблению.
Задачи: самостоятельное составление мини-сочинения.
Прокурор. Я предлагаю всем отправиться на место происшествия. (Чтение записи на слайде, уч-ся доказывают, что это текст..). Обратите внимание на то, что здесь нет им. прил. и от этого смысл не меняется.- монета на весы.
-Предложите варианты заданий.
Слова для справок: прекрасн.., чудесн.., ранн.., пушистыми …., ласков…, весен…, молод.., нежн…, тёпл….
Адвокат. Следственный эксперимент показал, что ребята умеют применять в
речи имена прилагательные, согласовывают правильно с именами существительными….- монета на весы.
-
Рефлексия учебной деятельности. 3 мин
Цель: рефлексия своей учебной деятельности.
Составление синквейна (примерный вариант)
Имя прилагательное.
Обозначает признак предмета.
Описывает, помогает представить, передать, прочувствовать.
Связано с именем существительным.
Значимая часть речи.
-
Подведение итогов 2 мин.
Цель: самооценка обучающимися своей учебной деятельности.
Задачи: соотношение цели учебной деятельности и ее результатов.
А) Прокурор просит заключительное слово и подсчитывает монеты на чаше.
Б) Самооценка.
Я рад…
У меня сегодня получилось….
Мне было сложно…
Я бы хотел…….
Свою работу я бы оценил….
6