Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина.Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина.Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина.Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина.3 класс. Тема. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Программа: УМК «Школа России». В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.

Задачи:

  • обобщить знания об имени прилагательном (изменении имен прилагательных в единственном числе по родам, изменении по числам и падежам, употреблении имен прилагательных в речи);

  • развивать навыки написания безударных окончаний в именах прилагательных, определении рода, числа и падежа имен прилагательных; выполнения словообразовательного анализа; обогащать словарный запас учащихся;

  • воспитывать интерес к предмету.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные:

ориентироваться в рисунках, схемах;

наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

выполнять задания по аналогии и творческого характера.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающие стандартные учебные действия;

  • осуществлять самопроверку;

  • формировать навыки совместной работы;

  • формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать.

Личностные:

  • принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

  • признавать свои ошибки;

  • сопоставлять собственную оценку своей деятельности с её оценкой товарищами, учителем.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, школьный словообразовательный словарь, схемы, учебники по русскому языку 2 класс, ноутбук, мультимедийный проектор, экран (презентация).

Ход урока.



  1. Оргмомент. Тема и цели.

Мотивация обучающихся к учебной деятельности. 3 мин.

Цель: настроить на учебную деятельность.

У: Сегодня у нас необычный урок - урок суд. А вот что будем судить, вы должны определить из следующих строк. Работа будет проходить в режиме тайм - менеджмента.

Слайд 1 Слайд 2

Черемуха , Черемуха душистая,

Развесившись, стоит, Развесившись, стоит,

А зелень Развесившись, стоит,

На солнышке горит. На солнышке горит.

У: Знакомы ли Вам эти строки?

- Согласны ли вы, что они принадлежат С.А. Есенину?

- Восстановите строки.

- Какой частью речи являются данные слова? Докажите.

- Итак, сегодня мы будем судить ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: так ли необходимо оно в русском языке и надо ли нам его изучать.

-Начнем судебное заседание. Объявляю состав суда.

Прокурор - государственный обвинитель - я, т.е. учитель.

Адвокат - защитник, защищает интересы обвиняемого (Один человек из группы)

Свидетели - уч-ся.

Чаша правосудия. Обобщение по теме Имя прилагательное. 3 класс. Канакина.( на чашу весов кладутся монеты)

Ваши задачи на уроке: (уч-ся ставят цели урока)

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Сколько можно говорить об имени прилагательном. Я считаю, хватит мучить детей. Из приведенного отрывка стихотворения видно, что смысл написанного и так понятен - монета на весы.

Адвокат( 1 группа). Я и свидетели считаем, что имя прилагательное - это значимая часть речи, которая обозначает признак предмета.


  1. Актуализация знаний. 4 мин.

Цель: актуализировать знания детей об им. прилагательном как части речи, обозначающей признак предмета.

Слайд 3

В…сёлый

Мал…нький

Душ…стый

(светло) з…лёный

Лё…кий

М…л…дой

Г…рячий

-Прочитайте слова.

-Что общего между ними?

-Какое задание Вы предложите выполнить?

А) Определить орфограммы в словах. Учащиеся работают с разрезными карточками.

Б) Разделить на группы по признаку).

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа

Настроение Запах Вес Размер цвет возраст

веселый дущистый лёгкий маленький светло-жёлтый молодой

При ответе групп используются сигналы светофора. (Параллельно на доске появляется солнце с лучами, на которых написаны слова групп)

Адвокат: (2 группа). Делает вывод : им. прил. могут обозначать цвет, размер, температуру, звук, качества человека и т.д. + мы отрабатываем на им. прил. изученные нами орфограммы. Значит, нам важно изучать имя прилагательное - монете на весы.


  1. Упражнение в написании окончаний имен прилагательных. 10мин.

Цель: отработка алгоритма написания окончаний имен прилагательных, определения рода, числа.

Прокурор. Я согласен с вашими доказательствами. Но заметьте, Вы сами сказали, что имя прилагательное обозначает признак предмета. Оно даже звучит…при ЛАГАТЕЛЬНОЕ. Оно просто не может быть одно, значит это не такая уж и значимая часть речи - монета на весы.

Адвокат.(3 группа) Мы частично согласны с вашим утверждением. Имя прил. связано с им. сущ. Но это не уменьшает его значения. Вам бы не понравилось, если бы сказали красивая платье и прелестный прическа. Поэтому у нас существует алгоритм написания окончаний имен прилагательных.

Непостоянные признаки им. прил. (На доску прикрепляется домик - имя прилагательное, от него идут дорожки)

- ед. и мн. числа.

- в ед.ч изменяются по родам. Какая? ая, яя -ж.р

Какой? -ой, ый, ий -м.р.

Какое? - ое, ее - с.р

-мн.ч. какие? - ые, ие.

Алгоритм:

  • Найти имя существительное с которым оно связано.

  • Поставить от него вопрос.

  • Определить окончание по вопросу.

Работа в парах. 2 человека работают у доски. Проверка + сигналы светофора.

ранния весна

ласковае солнышко

свежой ветерок

перистыи облака

Адвокат. (4 группа) Приблизительный ответ: надеюсь, мы доказали, что как важна связь имени существительного и прилагательного - монета на весы.


  1. Физминутка. 3 мин.

Прокурор. Я предлагаю сделать перерыв в заседании.

Вспомните, что такое фразеологический оборот? (Устойчивое сочетание, которое украшает нашу речь, делает её яркой, образной.)

Собрать оборот группам. Мимикой и жестами показть оборот.

- Идти по горячим следам.- немедленно.

- Ползти черепашьим шагом.- медленно.

- Подарить от чистого сердца.- искренне.( На ухо учитель говорит одному из учеников, он показывает, а все угадывают).

Обороты вывешиваются на доску.


  1. Определение падежа имени прилагательного. 2 мин.

Цель проверить умение определять падеж имен сущ., знать алгоритм.

- Можете ли предложить задание с данными фразеологизмами? ( определить падеж им.прил.)

Работа в парах. 1 пара у доски. Выписать сущ + прил.

При проверке - сигналы светофора.

Адвокат: (5 группа) . Прошу ещё раз обратить внимание, как важна связь им.сущ. и им. прил. - монета на весы.


  1. Словообразовательная роль имени прилагательного. 3 мин

Цель. повторить материал по составу слова, учить пользоваться словообразовательным словарем.

Прокурор. Прошу вас обратить внимание на слайд. Не могу понять данной записи. Что она может обозначать?

Работа в группах. Учащиеся при помощи суффиксов и приставок образовывают однокоренные слова разных частей речи. При необходимости пользуются словарями.

Адвокат (6 группа) делает вывод - монета на весы.


  1. Самостоятельная творческая работа. 10мин.

Цель. организовать дифференцированную самостоятельную работу уч-ся по выявлению роли имени прилагательных в речи и их правильному употреблению.

Задачи: самостоятельное составление мини-сочинения.

Прокурор. Я предлагаю всем отправиться на место происшествия. (Чтение записи на слайде, уч-ся доказывают, что это текст..). Обратите внимание на то, что здесь нет им. прил. и от этого смысл не меняется.- монета на весы.

-Предложите варианты заданий.

Слова для справок: прекрасн.., чудесн.., ранн.., пушистыми …., ласков…, весен…, молод.., нежн…, тёпл….

Адвокат. Следственный эксперимент показал, что ребята умеют применять в

речи имена прилагательные, согласовывают правильно с именами существительными….- монета на весы.


  1. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин

Цель: рефлексия своей учебной деятельности.

Составление синквейна (примерный вариант)

Имя прилагательное.

Обозначает признак предмета.

Описывает, помогает представить, передать, прочувствовать.

Связано с именем существительным.

Значимая часть речи.


  1. Подведение итогов 2 мин.

Цель: самооценка обучающимися своей учебной деятельности.

Задачи: соотношение цели учебной деятельности и ее результатов.

А) Прокурор просит заключительное слово и подсчитывает монеты на чаше.

Б) Самооценка.

Я рад…

У меня сегодня получилось….

Мне было сложно…

Я бы хотел…….

Свою работу я бы оценил….

6


© 2010-2022