РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.Бугрова Любовь Николаевна

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Подготовка ребят к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования. Это важно в формирование личности каждого школьника, его будущей профессиональной компетенции. Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности т.к. современный мир требует людей с высоким творческим потенциалом. Поэтому основная задача педагога - создание специальных ситуаций, способствующих обогащению опыта ребенка - основного источника знаний о мире. Прежде чем приступить к изучению чего - либо, надо учителю пробудить интерес у ученика, который должен не только захотеть понимать информацию, но и сообщать её другим. Природная любознательность детей, их интерес к окружающей действительности вызывает необходимость применение исследовательского метода в обучение. Возможно, этот метод не заменит другие учебные методы, но стать перспективным он должен. Исследовательская деятельность учащегося предполагает углубленное изучение предмета и выход за пределы школьного учебника и школьной программы, что расширяет знания ученика, позволяет увидеть предмет как науку. Всё это возможно только благодаря самостоятельной работе ученика, в которой незаменимую роль играет библиотека. Поэтому в нашей гимназии совместно с библиотекарем учителя учат школьников работе с картотекой, умению обращаться с учебной, справочной, научной, художественной литературой, изданиями периодической печати т. к. она редко выписывается самими учащимися. В классе создан каталог энциклопедий, имеющихся у школьников, записаны разделы и темы, содержащиеся в них. Умение работать с литературными источниками - является основой любого исследования. Чтобы исследовательская деятельность ученика дала ощутимые результаты, её необходимо проводить учителям начальных классов регулярно на всех уроках. Вот некоторые из видов исследовательской деятельности учащихся. На урока русского языка систематически проводится работа по изучению словарных слов. Ученикам предлагается найти значение этого слова в словаре, подобрать загадку, ребус, стихотворение, кроссворд по изученным словам. Лучшие или наиболее интересные работы отбираются. По литературе - это сбор интересных фактов из жизни автора произведения, подбор пословиц и поговорок к данному произведению, сбор дополнительной информации. Тренировочные умножения по математике выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, поскольку проводятся в игровой форме (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т.д.) Таким образом, каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети получают «пищу для ума», что делает уроки математике привлекательными для всех детей и сильных, и слабых. Уже в первом классе учащиеся при изучении состава числа исследуют, как можно выложить 4 круга используя круги двух цветов. Исследуют уравнение х+2=9, отвечая на вопрос, существует ли такое число х, при котором данное равенство является верным и т.д. Особое место в обучении исследовательской деятельности в начальной школе можно отвести предмету «Познание мира». В гимназии уроки «Познания мира» интегрировались с эколого-экономической программой «Наш дом». Благодаря этой программе первоклассники более эффективно и успешно усваивают материал. Это возможно благодаря методам, присущим естествоведческим наукам: проведение наблюдений, опытов, демонстрирование, натуральных объектов, очень много заданий и практических работ, развивающих у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности. Курс начинается с изучения детьми главных понятий познания: «изучать», «исследовать», «развитие», «человечество», «экология», «экономика» и т.д. Многие практические работы этого курса развивают у учеников навыки и умения исследования. Курс хорошо интегрируется с такими предметами, как ИЗО, труд, вызывает огромный интерес у учащихся , где каждый ребенок может подойти к заданию творчески. Затруднительно познавать окружающее разнообразие мира, находясь в замкнутых пространствах школьных помещений. Познание мира ребенком не будет полным, без непосредственного общения с природой, поэтому большое значение уделяется экскурсиям, поездкам за город, в музее, выставки. В гимназии работает «Малая академия наук», на которой учащиеся выступают со своими докладами и исследованиями. Работа в рамках академии позволяет развивать у учащихся начальной школы коммуникативные навыки, компетенции самоменеджмента. Таким образом, в начальной школе гимназии сформирована система работы по формированию исследовательской деятельности младшего школьника.



© 2010-2022