Презентация педагогического опыта учителя начальных классов Джолы Ларисы Петровны

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация педагогического опыта

учителя начальных классов

Джолы Ларисы Петровны.

Слайд 1.


Современный этап исторического развития характеризуется динамизмом, противоречиями, изменениями во всех областях общественной жизни. Перед образованием стоит задача подготовить человека, обладающего коммуникативными компетенциями, способностью целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нём, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и самореализации. Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь - одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью, в развитии познавательных способностей. Поэтому вопрос о развитии речи учащихся всегда являлся для учителя одним из самых важных и актуальных. А в условиях введения новых образовательных стандартов, проблема развития речи учащихся приобретает важное значение. ФГОС НОО определяет обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей, которые включают: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Поэтому моя методическая тема «Развитие речи учащихся в урочной и внеурочной деятельности».
Слайд 2. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Слайд 3. Приступив к работе над данной темой, я поставила перед собой следующие задачи:

  • систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
  • формирование навыков речевого общения на уроках, во внеурочной деятельности и в повседневной жизни;
  • обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
  • обогащение словарного запаса детей.

Слайд 4. Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных школьных задач. Так как слово неотделимо от мышления, то развитие речи - это, прежде всего, развитие мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность. Именно языковая личность и текст как воплощение ее индивидуальных свойств в речевой деятельности становятся центральными объектами многих исследований.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею зависит успешность деятельности ребенка, его принятия сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе.
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.
Развитие у школьников интереса к процессу чтения, развитие речи, создание для каждого ситуации успеха, обучение и воспитание на положительных эмоциях как на уроках, так и во внеурочной деятельности, достигаются благодаря:
  • дозированности нагрузки;
  • доступности и посильности заданий;
  • постепенному нарастанию сложности упражнений.

Слайд 5. Так как развитие речи - сложный и длительный процесс, работа над этим проводится и будет проводиться как на уроках, так и на внеурочных занятиях. В первом классе в период обучения грамоте на каждом уроке провожу различные дидактические игры, предлагаю для выполнения задания творческого характера. Такие задания дети получают как на уроках чтения, письма, так и на окружающем мире, технологии.
Далее работа будет продолжена, так как основными видами работы по развитию речи являются обучающие изложения и сочинения.
Занятия, проводимые во время внеурочной деятельности, также подразумевают наряду с получением новых знаний и развитие речи учащихся. Такие занятия как «Азбука нравственности», «Моя родословная», «Кем быть?», «Здоровое питание» в полной мере способствуют узнаванию, запоминанию и внедрению в свой лексикон специальных знаний, особой терминологии, свойственной тому или иному изучаемому направлению внеурочной деятельности.
Слайд 6. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится:
  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


Слайд 7. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
  • Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;


Слайд 8. Работа с текстом: оценка информации
  • Выпускник научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;


Слайд 9. На каждом этапе урока при работе над любой темой предлагаю такие виды творческих работ:
  • дидактические игры;
  • творческое списывание;
  • терминологический диктант;
  • работа с фразеологизмами;
  • редактирование текста;
  • распространение рассказа;
  • описание по аналогии;
  • осложненное списывание;
  • работа с контекстуальными синонимами;
  • минутки скороговорок;
  • разгадывание кроссвордов.

Слайд 10. Развитие речевого аппарата осуществляется через комплекс методов и приемов, которые ежедневно используются на различных этапах урока:
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • скороговорки;
  • чистоговорки.


Слайды 11-12. Так как в настоящее время я работаю с первоклассниками, а период обучения грамоте еще не окончен, для работы использую в большей степени дидактические игры, способствующие развитию речи детей. Эти игры подходят как для работы со всем классом на уроках, так и во внеурочной деятельности, а также для индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными детьми.
  • Игра «Подбери прилагательное»
Назвать как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту (собака (какая?) большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, сторожевая и т.д.)
  • Игра «Что бывает…»
К исходному слову-прилагательному подобрать существительное (зеленый: огурец, лист, карандаш, трава, ель и т.д.)
  • Игра «Узнавание»
Узнать объект по группе прилагательных (зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная - береза).
  • Игра «Цепочка слов»
Подобрать слова - существительные и прилагательные, характеризующие объект сходными качественными признаками (кошка (какая?) пушистая, ласковая, разноцветная; разноцветное (что?) радуга, телевизор, платье; платье (какое?) шелковое, новое, прямое; прямое (что?) линия, дорога и т.п.)
  • Игра «Кто что делает»
Назвать предмет, явление, ученики называют действие, выполняемое этим объектом.
  • Игра «Подбери объект к действию»
Назвать объекты, совершающие те или иные действия.
  • Игра «Путаница»
Прослушать текст, назвать слова, которые перепутались.
  • Игра «Придумай слово»
Изменить в слове звук так, чтобы получилось новое слово.
  • Игра «Слова-приятели, слова-неприятели»
Упражнение на нахождение синонимов и антонимов.
  • Игра «Уменьшение»
Назвать предмет, который «уменьшился» (стол - столик, дом - домик).
  • Игра в рифмы «Доскажи словечко»
Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.
  • Игра «Угадайка»
Отгадать загадку, назвать слова, которые помогли найти отгадку.
  • Игра «Сравни»
Сравнить предметы, объекты по вкусу, цвету, размеру, прочности, ширине, высоте и т.п.
  • Игра Пропавшие слова»
Читается рассказ. Некоторые слова «потерялись». Нужно догадаться, что это за слова.
  • Игра «Придумываем рассказ»
Задаются опорные вопросы (кто? что делал? когда? с кем? как долго? и пр.) Записав ответ на вопрос, учащийся заворачивает свой листок, передавая соседу и т.д.
Слайд 13. Активную работу по развитию речи я вела и с учениками своего прошлого выпуска, сегодняшними пятиклассниками. Результаты моей работы были видны при проведении внеклассных мероприятий. Так, организуя различные праздники, дети использовали полученные на уроках знания. Они самостоятельно сочиняли сценки, частушки, принимали активное участие в составлении сценария любого праздника.
Слайд 14. Многочисленные экскурсии, прогулки, походы обязательно анализировались, обсуждались, затем дети в свободной форме делились своими впечатлениями. Кто-то вел краткое повествование пережитого, некоторые проявляли свое творчество в виде презентации, были дети, которые делились с классом стихотворениями собственного сочинения. Слайд 15. Задания творческого характера, где требуется рассуждение, развернутый ответ, с удовольствием находят свое решение в работе по группам. Эта деятельность приносит неплохие результаты. Все остаются довольны своим вкладом в общее дело.
Слайд 16. На протяжении четырех лет обучения мои выпускники участвовали в различных конкурсах школьного и городского уровней, где могли в полной мере показать те знания по развитию речи и умения сочинять, которые получили на уроках, в результате чего были поощрены призами и получали награды.
Слайд 17-18. Показать свое умение говорить правильно, грамотно, быстро ориентироваться при ответе на любые каверзные вопросы мои ученики смогли на научно-практических конференциях, в которых принимали активное участие со второго класса.
Слайд 19-20. Анализируя результаты своей деятельности, я пришла к выводу, что развитие речи у детей требует большого количества времени, сил и энергии. Если мы хотим получить на выпуске из начальной школы ученика, речь которого полна, разнообразна и лаконична, необходимо ежедневно трудиться над ее совершенствованием. Это невозможно, если работа будет проводиться не в системе, поэтому, заглядывая вперед, работая на перспективу, я хочу продвинуть идею развития речи детей дальше и ставлю перед собой задачи, выполнение которых поможет моим ученикам в дальнейшем как в школе, так и в повседневной жизни.
© 2010-2022