- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь»
Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Артёмова Т.Г. |
Дата | 09.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения в 1-ом классе
по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.
Цели: 1. Познакомить учащихся с буквой Ь. 2. Научить читать и писать слова с мягким согласным звуком на конце слова. 3. Расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков в словах. 4. Развивать умение задавать вопросы, анализировать свою деятельность, контролировать свои действия. 5. Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной задачи, открытие новых знаний. 6. Формировать у детей положительную Я-концепцию личности учащихся, вырабатывать интерес к знаниям.
Оборудование: 1. букварь (автор В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин), 2. лента букв, 3. предметные картинки (гуси, гусь, лось), 4. таблицы 1-6, 5. шкалы оценивания, 6. рабочие тетради для записи звуко-буквенных моделей слов, 7. буква Ь. 8. магнитофон 9. аудиозапись
Форма организации: урок.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Методы: поисковый игровой групповой наблюдение общеклассная дискуссия практическая работа
Ход урока.
І. Организационный этап.
1. Приветствие. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого. А теперь - с согласного мягкого. - Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
ІІ. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
Работа по «ленте букв». - Назовите гласные верхнего ряда. - Какую «работу» они выполняют? (показывают твёрдость согласного и обозначают гласный звук)
- Назовите гласные нижнего ряда. - Для чего нужны эти гласные буквы? Какова их работа? (обозначают мягкий предыдущий согласный и гласный звук)
- В кармашках какого цвета они расположены?
- Назовите все изученные нами звонкие согласные. - Глухие согласные.
- В кармашках какого цвета они расположены?
- Кармашки какого цвета ещё есть в «ленте букв»? - И они оба свободны. Наша задача сегодня выяснить, для каких букв они предназначены и как эти буквы работают.
ІІІ. Этап постановки учебной задачи. - Отгадайте загадки. Кто пришёл к нам на урок? Спит или купается, Всё не разувается; День и ночь на ножках Красные сапожки. (гусь)
Выставляется картинка где много гусей.
- Как назвать их одним словом? (гуси) - Составьте звуко-буквенную модель этого слова.
- А теперь составьте звуко-буквенную модель этого слова.
-
Прочитайте получившееся слово. - Оказывается, звучит оно не так, как записано. Почему?
- Как мы умеем обозначать мягкость согласного звука? (с помощью гласного) - Попробуйте подставить гласные, которые смягчают согласный.
- Получилось нужное слово? ІV. Этап формулирования учебной задачи.
- Смогли мы обозначить мягкий согласный на письме? (Нет. Получается твёрдо.)
- Пробовали гласными буквами? Получилось? - Где стоит этот мягкий согласный в слове? ( на конце) - Значит, чего мы ещё не умеем делать? (обозначать мягкость согласного на конце)
Физ. минутка. V. Этап решения поставленной задачи.
- Отгадайте загадку и тогда вы сможете ответить на поставленный вопрос. Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать.
- Что же это за буква? Ь
VІ. Этап моделирования.
- Впишите в модель слова Ь.
- Что заметили? (она не обозначает никакого звука) - Ребята! Вы сейчас совершили «открытие» ! До сих пор, буквы, с которыми вы знакомились, были значками для одного или двух звуков. Теперь же для обозначения одного звука понадобилось две буквы.
Таблица 1.
- Скажите, зачем же нужна эта буква?
- Оказывается, с помощью этой буквы можно обозначать мягкость согласного звука там, где не могут помочь гласные буквы. Таблица 2.
VІІ. Этап усвоения новых знаний.
1. Чтение слов с Ь в Букваре. с. 106.
2. Запись слов.
- Отгадайте загадку и запишите отгадку в тетрадях печатными буквами. Одну меня не съешь никогда, А без меня не вкусна еда.
- Сколько в этом слове звуков? - Сколько букв? - Почему? - Назовите согласные звуки. - Какими буквами обозначили мягкий согласный звук на конце слова? - Подчеркните их. Таблица 3.
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту …. (дверь)
- Сколько в этом слове звуков? - Сколько букв? - Почему? - Назовите согласные звуки. - Какими буквами обозначили мягкий согласный звук на конце слова? - Подчеркните их.
Таблица 4.
От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит …. (тень)
- Сколько в этом слове звуков? - Сколько букв? - Почему? - Назовите согласные звуки. - Какими буквами обозначили мягкий согласный звук на конце слова? - Подчеркните их.
Таблица 5.
- Что обозначает Ь в этих словах?
3. Уточнение модели.
- Ребята! Посмотрите на нашу первую модель ( табл. 1). - Она работает во всех словах? - Тогда, может быть, её можно упростить, т.е. сделать для всех случаев одинаковой, чтобы она подходила к любому из записанных слов? Подумайте, как может выглядеть эта таблица?
Групповая работа. Коллективная работа. - Какой звук обозначается мягким знаком? - Где он находится в слове?
Таблица 6.
Физ. минутка.
VІІІ. Этап закрепления новых знаний.
1. Игра «Хлопушка». - Хлопните в ладоши, если в слове нет Ь.
День, динь, сон, тень. Сыр, сок, лось, лень. Нос, нёс, рыть, ныть. Кон, конь, шум, иметь.
2. Чтение текста с использованием слов с новой буквой.
Лось. Лось живёт в лесу. Он ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики Игорь и Юра идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими. Так ребята помогают животным.
- Почему лосям необходима помощь ребят? - А другим животным такая помощь нужна? - Почему?
ІХ. Рефлексия.
- Ребята! Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто работал на уроке так.
Таблица 7.
- Теперь те, кто работал на уроке так.
Таблица 8.
- А кто работал вот так?
Таблица 9.
Х. Обобщение. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? - Где же место этой буквы в «ленте букв»? - Почему? - Урок окончен. Спасибо всем за работу.