Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Части речи» (комплексный анализ текста)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Урок русского языка во 2А классе


Учитель: Башкирова Г.П.
Тема: Повторение материала по разделу «Части речи» (комплексный анализ текста)
Цель: формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка (осознанное стремление научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач): - обобщить знания учащихся по теме: «Части речи», опираясь на деятельностный подход; - учащиеся должны уметь наблюдать, выделять, проверять, находить и исправлять ошибки, учитывая и определяя для себя степень сложности задания, аргументировать свои ответы. - через наблюдения, жизненный опыт учащиеся должны придти к выводу: « Человек должен бережно относиться к природе, чтобы выжить ».
Задача. Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы предметные действия формировались параллельно с универсальными учебными т.е. ученик должен обучаться умению учиться.

Ожидаемые результаты

  1. Учащиеся должны уметь применять изученный материал на практике в нестандартных ситуациях.
  2. Использовать алгоритм, планируя собственную деятельность в ходе урока.
  3. Уметь аргументировать свои ответы и грамотно их записывать.
  4. Обсуждать проблемные вопросы, высказывать предположения, приходя к правильному выводу.
  5. Составлять алгоритм работы с текстом и использовать его при решении конкретных практических задач.
  6. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.
  7. Контролировать действия собеседника в группе, паре.

В ходе данного урока были использованы следующие формы работы, которые позволили целенаправленно организовывать деятельность учащихся, добиваясь результативности: - взаимообучение позволило организовать обучение в парах смешанного состава для оказания помощи отстающим; в статических парах, составляющихся по принципу «вертушки», где работает как «сильный» ученик, так и «слабый» успешно; в вариационных парах роли учащихся меняются, что позволяет повысить самооценку каждому ребенку. Такие формы деятельности позволяют развивать логику мышления, включать память; обучающиеся чувствуют себя раскованно, учатся преобразовывать, сопоставлять свои знания, определять закономерность; повышается ответственность, самооценка своих возможностей, более прочно усваивается материал. Сотрудничество помогает научить друг друга, осознавать свою значимость в общем деле и товарищей. Модульное обучение дает возможность научить всех, используя блочный метод, который предполагает следующее: 1 урок - объяснение нового материала на основе опоры, конспекта; 2 урок - проработка материала в парах, группах, где осуществляется взаимный контроль через сотрудничество, оказывается необходимая помощь; 3 урок - закрепление материала, устранение пробелов в знаниях обучающихся; где ребята определяют для себя возможность или невозможность выполнения заданий; 4 урок - предварительный контроль и выявление новых проблем.
Урок, который будет описан ниже, относится к 3 типу, где идет закрепление материала и устранение пробелов через использование методов: частично-поисковый, исследовательский, эвристический. Они позволяют успешно организовать работу обучающихся, где расковываются их мысли, растет стремление к созданию нового, где учатся принимать решения, делать самостоятельные умозаключения.

Конспект урока
Оборудование: тексты (раздаточный материал),слайды (отвечающие составленному обучающимися в ходе урока алгоритму действий и по ним же идет проверка выполнения заданий); толковые словари, словари синонимов и антонимов.

Ход урока
I. Актуализация
- Прочтите название темы урока. Как вы ее понимаете?
Комплексный - анализ- полный разбор подробный рассуждение глубокий поиск широкий изучение -Сформулируйте цель нашего урока? -Молодцы!
II. Работа с текстом. Закрепление по теме "Части речи»
- Ребята, помогите мне спланировать нашу деятельность по теме урока. ( составляют алгоритм действий, который затем высвечивается на экране в виде дерева с табличками, на которых указан вид деятельности).
-Слайд №1. Посмотрите на рисунок и объясните, почему к дереву летит большой пестрый дятел?
- Что вы предлагаете выполнить, чтобы «вылечить» дерево от вредителей, а также углубить наши знания, закрепить их и превратить в прочные?(после высказываний детей высвечивается слайд №2 с алгоритмом действий).
- Внимательно прочитайте текст (раздаточный материал и оценочный лист). Определите тему, идею текста, обоснуйте свой выбор (ответы предварительно обговариваются в парах).
- Проследите за событиями в тексте, читая вдумчиво; определите тип текста, аргументируйте свой ответ (работают в группах-«вертушках», затем «лидеры» дают полный ответ).
Задание 1.
- Ребята, запишите грамотно сказанное и оцените себя по пунктам в раздаточном материале 1,2,3 (проверка по слайдам 3, 4, самооценка). - Выделите основные признаки частей речи, изученных на других уроках (работа в статических парах, взаимопроверка, заносится в оценочный лист).
Задание 2.
- Укажите части речи во 2 абзаце текста (работают самостоятельно, проверка по слайду №5, самооценка).
Задание 3.
- Охарактеризуйте части речи, опираясь на алгоритм действия (самостоятельная работа по вариантам, самопроверка по слайду №6)
Вывод: - Что общего между этими частями речи? - Чем они отличаются друг от друга? ( коллективная работа) - Молодцы. Спасибо!
Физкультурная пауза (для глаз, рук, пальцев, плечевого пояса)
Задание 4.
- Ребята, найдите верное решение проблемы: «Как определить члены предложения в предложении?»
Задание 5.
- Укажите члены предложения в 4 абзаце (работают самостоятельно, кому сложно, пользуются памяткой; самопроверка по слайду №7, самооценка).
Задание 6.
- Установите место орфограммы в слове, выберите способ ее проверки в 3 абзаце текста (работают в динамических парах, взаимопроверка идет по слайду №8, оценка выставляется коллективом группы).
Задание 7.
- Спланируйте свою деятельность, выполняя звукобуквенный анализ слов: РОССИЯ, БОЛЬНЫЕ, ПОМОГАЕТ. - Выполните разбор слов, стараясь ничего не пропустить, из алгоритма действий (работа в группе, затем комментируют разбор слов «по цепочке», самооценка).
Задание 8.
- Подберите к словам синонимы и антонимы: доктор-… вредит-… берет-…
-Оцените степень сложности задания и определите для себя возможность его выполнения. - Как решить эту проблему? (ребята предлагают: 1- обратиться к словарю синонимов и антонимов; 2- работать сотрудничая, т.е. оказывая необходимую помощь друг другу).

Обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации в словарях, работают в группе, контролируют действия партнера, осуществляют взаимопомощь и аргументируют свои ответы. Самооценка. III Итог урока

- Спасибо ребята, вы плодотворно потрудились, помогли спасти дерево от вредителей (слайд №9.Дятел улетает, солнце светит, звучит музыка, дерево цветет) дятлу, сами себя проверили, закрепив знания по теме «Части речи». - Оцените свою деятельность на уроке. ( работа с оценочным листом) - Молодцы, я рада за вас! - А хотели бы вы раскрыть еще одну тайну русского языка (мотивация).
IV Д/з. - Предлагаю вам рубрику «Поразмышляем!»
- Что бы вы могли добавить к сведению из текста о большом пестром дятле? (дети высказывают свои мнения, опираясь на чтение литературы, жизненный опыт). -Вспомните синоним к слову «друг»? - Куда, по вашему мнению, следует обратиться за помощью? (толковый словарь). - Найдите лексическое значение слова «старина», поставьте ударение на первом слоге ( ста*рина).
Задание на дом
1).Есть ли в русском языке такое слово? 2).Что оно означает? 3).Составьте и запишите 3 предложения с этим словом.
- Спасибо за сотрудничество, за взаимопонимание. Урок закончен. До новых встреч!

Приложение

  1. Тема: «______________________________________________________»
  2. Идея: «______________________________________________________»
  3. Тип текста: «_________________________________________________»
  4. Почему люди называют дятла лесным доктором? Он лечит больные деревья. Дятел берет из-под коры вредных жучков.
Леса оживают. Земля легко дышит. Вот так в лесах России живет большой пестрый дятел и помогает природе. 5) 1 в. - вопрос_________________________ ДЯТЕЛ - что обозначает___________________ - одушевленный, - неодушевленный_______________ - число_________________________
2 в. - вопрос_______________________ ДЫШИТ - что обозначает_________________ - время________________________ - число________________________
3 в. ПЕСТРЫЙ - вопрос___________________ - что обозначает____________ - число____________________ 6) РОССИЯ- … с., … б., … з.- 1 вариант БОЛЬНЫЕ- …с., … б., …з.- 2 вариант ПОМОГАЕТ- …с., … б., …з.- 3 вариант
7) СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
ДОКТОР - ………………. ………………….. ВРЕДНЫЙ- …………………. …………………. БЕРЕТ - …………………. …………………..
© 2010-2022