Методическая разработка урока по литературному чтению по теме Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2 классе


Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Цели: познакомить с поэзией Ф.Тютчева - стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного. Метапредметные задачи: (регулятивные) содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; (познавательные) содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в тетради; сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; (коммуникативные) принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», портрет Ф.Тютчева, диапроектор, экран, диск с репродукциями картин художников на тему «Зима», книга «Литературное чтение,ч.2,Л.А.Ефросинина», рабочая тетрадь, карточки с поэтическими строчками о зиме, два эскиза с контурами женских фигур.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
-Прочтите запись на доске «Зимушка-зима». -О чем будем говорить на уроке? (О зиме.) -Но ведь у нас урок не природоведения, а литературного чтения. (О том, как писатели и поэты изображают зиму в своих произведениях.)
2. Знакомство с литературными приемами. -Прочитайте поэтические строчки о зиме разных поэтов. Что бы вы нарисовали к каждой строчке? «Зима висит на хвойных лапах, По праздничному хороша». ( А.Тарковский)

«А там волшебница седая
Лежит на высоте холма». (Г. Державин) « Березки толпятся кольцом И никнут в торжественной пудре». (Саша Черный) « Сугробы, как звери, столпились у двери И дышат в лицо ». (Ю. Мориц)
-Какие строчки придают праздничное настроение? -Многие поэты, наблюдая картины природы, для особой выразительности используют литературные приемы: образные сравнения, эпитеты ,метафоры, олицетворение. Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение. («Сугробы, как звери», «толпятся кольцом», «зима висит»…) Эпитеты - это образные определения, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Найдите эпитеты. («Хвойные лапы», «волшебница седая», «торжественная пудра», «по праздничному хороша»…) Метафоры - это перенесение свойств одного предмета на другой, например, по их сходству. Попробуйте найти метафоры. («Столпились у двери», «дышат в лицо», «никнут в торжественной пудре»…)
- Какие строчки вам больше всего понравились своей красотой ? Почему ?
3. Сопоставление поэтических строчек и картин художников. - Под музыку П.И.Чайковского рассмотрите репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», И.Шишкина «Зима», «На севере диком», А.Саврасова «Дворик. Зима», В.Поленова «Зима» и сопоставьте с поэтическими строчками, которые вы прочитали. Объясните свои высказывания.
4 Знакомство с Ф.И. Тютчевым. - Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину,только словесную. Правда процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека долгий и трудный и не каждому это удается. - Сегодня я вас познакомлю с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. Его называют «певцом природы» - Как вы думаете, почему? - Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки, а то - злой ведьмой. Одушевленная природа в стихах Ф. Тютчева полна движения, персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.
5. Чтение учителем. - Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…» и подумайте о чем оно? -Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная.
6. Самостоятельное чтение. Прочитайте стихотворение самостоятельно и проследите за тем, как развертываются действия.
7. Выборочное чтение .-Почему «Зима недаром злится»? Прочитай. -А как встречает Весну все живое в природе? Прочитай. -Можно сказать, что автор говорит о весне и зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие свой ответ. - Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ? (олицетворение) -Найдите строчки, где это хорошо видно. Зима. Весна. «злится» «в окно стучится» «хлопочет» « гонит со двора» «ворчит»» «хохочет» «взбесилась ведьма злая» «умылася в снегу» -Какой вы представляете Зиму, Весну? -Доскажите предложения: Ведьма злая -это … Прекрасное дитя- это …
-Как автор относится к победе весны над зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой. (С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…)
8.Иллюстрирование образов зимы и весны. -На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и т.д., чтобы получились два разных образа - весны и зимы ( по вариантам). - Какие слова помогли вам это сделать?
Весна («хохочет и пуще лишь шумит», «прекрасное дитя», «и лишь румяней стала»). Зима («зима недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила убегая»). 9. Анализ иллюстраций. -Чем отличаются рисунки? -Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица) -К картине «Зима»? ( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.) -Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их? (Эпитеты, сравнения, олицетворения). 10. Подготовка к выразительному чтению. -Каким настроением пропитано все стихотворение? (Озорством, веселостью, задором). -И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом. Это настроение надо передать при чтении стихотворения. - Подготовьте выразительное чтение и не забудьте о секретах речи (тон, паузы, громкость, темп…)
11. Выразительное чтение детьми. -Объясните слова «взбесилась», «нудит».
12. Допишите строчки, расставив знаки препинания: Зима недаром … Прошла ее… Весна в окно… И гонит со…
13. Попробуйте сочинить стихотворение с предложенными рифмами ………………………………………злится ……………………………………….стучится Трудно ?
14. Итог. Задание на дом. Чуть более трехсот стихотворений составляет наследие Тютчева, способности которого проявились в 15 лет. А первые стихи, еще неизвестного поэта, но высоко оцененные А.С.Пушкиным были опубликованы в журнале «Современник». -А сегодня мы познакомились только с одним его стихотворением, и я думаю, что уже кому то оно очень понравилось.Чем? -Кто хочет выучить это стихотворение наизусть?

© 2010-2022