- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа творческого объединения Азбука нравственности 2 класс 2015-2016
Рабочая программа творческого объединения Азбука нравственности 2 класс 2015-2016
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова Н.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
Рабочая программа
творческого объединения «Азбука нравственности»
для 2 класса начального общего образования
Программа рассчитана на учащихся 8-9 лет
Срок реализации программы: сентябрь 2015 г - май 2016 г
СОСТАВИЛА:
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Антонова Наталья Владимировна
1.Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начального звена направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода. Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Будут достигнуты результаты:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- познавательной деятельности;
- проблемно- ценностной;
- социально- творческой;
- игровой;
- спортивно- оздоровительной;
- личностно - ориентированного обучения;
- интерактивного обучения;
- использование ИКТ - технологий;
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.
2. Содержание программы: Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: Духовно-нравственное воспитание - это процесс, в котором учащимся передаются нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности» Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отноения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
- Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
- Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
- Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
- Художественное творчество (выставки, конкурсы, фестивали искусств в классе и школе);
- Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
- Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
- Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
- Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
3. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности». Реализация программы «Азбука нравственности» будет способствовать:
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;
- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;
- Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
- Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
- Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
- Заботиться о животных, птицах;
- Организовывать труд и отдых дома;
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка - краткая характеристика результатов труда школьников. Такая форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
5. Тематическое планирование занятий творческого объединения «Азбука нравственности». 2 класс.
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Основное содержание работы
03.09
Человек разумный - часть природы.
1
Этическая беседа, дискуссия.
10.09
Что умеет человек? Расти здоровым. Питание и здоровье.
1
Видеоурок. Беседа, дискуссия.
17.09.
Если хочешь быть здоров. Чистота - залог здоровья. От кого зависит режим дня?
1
Видеоурок. Беседа, дискуссия.
24.09
Твой адрес в этом мире. Государственная символика России.
1
Видеоурок. Беседа, дискуссия.
1.10
Что нас окружает. Наше отношение к окружающему миру.
1
Видеоурок. Беседа, дискуссия.
08.10
Будь другом природе. Культура и образование.
1
Видеоурок. Беседа, дискуссия.
15.10
Наша страна Россия. Золотое кольцо России.
1
Заочное путешествие.
22.10
Экскурсия «Вперёд по родным местам». Посещение мероприятий городской библиотеки.
1
Образовательная экскурсия. 1группа.
29.10
Экскурсия «Вперёд по родным местам». Посещение мероприятий городской библиотеки.
1
Образовательная экскурсия. 2 группа.
12.11
Поездка в с. Арамашево.
1
Экскурсия
19.11
Проект-экскурсия «Вперёд, по родным местам»
1
Проектная деятельность
26.11
Проект-экскурсия «Вперёд, по родным местам»
1
Проектная деятельность
03.12
Проект-экскурсия «Вперёд, по родным местам»
1
Проектная деятельность
10.12
Проект-экскурсия «Вперёд, по родным местам»
1
Проектная деятельность
17.12
Проект «Новый год шагает по планете»
1
Проектная деятельность
24.12
Проект «Новый год шагает по планете»
1
Проектная деятельность
14.01.
Беседы о красоте. Красивое начало в человеке. О красоте внутренней и внешней.
1
Беседа, дискуссия.
21.01.
Беседы о красоте. Возвышенное и низменное в человеке. Культура - красота, создаваемая человеком.
1
Беседа, дискуссия.
28.01
Беседы о сердце и любви. Богатства человеческого сердца. Совесть - учитель человека.
1
Беседа, дискуссия.
04.02.
Беседы о сердце и любви. Человечность и человеколюбие. Дружба и умение быть другом.
1
Беседа, дискуссия.
11. 02.
Беседы о нравственности.
1
Беседа, дискуссия.
18. 02.
Беседы о нравственности.
1
Беседа, дискуссия.
25. 02.
Беседы о нравственности. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Что посеешь, то и пожнёшь.
1
Беседа, дискуссия.
03.03.
Беседы о нравственности. Стараться видеть хорошее в других. Доброжелательность и дружелюбие.
1
Беседа, дискуссия.
10. 03.
Беседы о нравственности. О милосердии и сострадании. О полезности прощения.
1
Беседа, дискуссия.
17. 03.
Беседы о нравственности. Радость помощи и отдачи. Забота о других. Чуткость и отзывчивость.
1
Беседа, дискуссия.
07.04.
Беседы о нравственности. Вежливость - ванное средство примирения людей. Искренность, честность, прямота.
1
Беседа, дискуссия.
14. 04.
Беседы о нравственности. Надёжность, верность, преданность. Бескорыстие и корыстолюбие.
1
Беседа, дискуссия.
21.04.
Беседы о нравственности. О щедрости и жадности. О справедливости и несправедливости.
1
Беседа, дискуссия.
28. 04.
Беседы о нравственности. Упрямство в плохом - самое глупое качество. Хвастовство и зависть- проявление эгоизма.
1
Беседа, дискуссия.
05.05.
Проект-экскурсия «Вперёд, по родным местам». (Артёмовский городской исторический музей)
1
Образовательная экскурсия. 1группа.
12. 05.
Проект-экскурсия «Вперёд, по родным местам». (Артёмовский городской исторический музей)
1
Образовательная экскурсия. 2 группа.
33-34
19-26. 05.
Резерв.
2
Научно - методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Школа нравственности».
- М.А. Адрианов «Философия для детей в сказках и рассказах». Пособие по воспитанию детей в семье и школе.- Минск: «Современное слово», 2006г.
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
- Закон РФ «Об образовании».
- Интернет - ресурсы:
- Мультимедийный фонд.
- Концепция духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
- Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
- Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
- Устав ОУ