- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте на тему Звук и буква Чч
Урок обучения грамоте на тему Звук и буква Чч
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Капитонова Ю.Г. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Лельвиж»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Урок обучения грамоте
Тема: Звук [ Ч ´],буквы Чч.
Капитонова Ю.Г.- учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2012-2013 уч.год
Слайд 1.
Тип урока: ОНЗ
Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой буквой Чч
Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко - буквенному анализу слов, делению слов на слоги, работе с предложением, текстом, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся.
Развивающая цель: формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений; учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, в паре; совершенствовать навыки работы с компьютером; развитие у учащихся познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание, анализ, синтез, обобщение); создавать условия для развития фонематического слуха; формировать личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
Воспитательная цель: воспитывать уважение друг к другу, культуру речи и общения.
Ход
I. Организация ( Слайд 2 )
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнемся друг другу и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
11. Мотивация и актуализация.
1). -Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире звуков и букв. (умение учиться)
- Что значит учиться? (делать самому) - А что делает учитель? (помогает, руководит)
- Я всем на уроке желаю успехов.
2). -Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? (повторить, то, что нам потребуется на уроке)
- Посмотрите на плакат? Он вам знаком? Что это?
Что здесь видите? (Буквы)
Что они обозначают? (Звуки) (слайд)
Что мы знаем о звуках? (согл, гласные)
Какими бывают согласные? (звонкие, глухие, мягкие, твердые). А гласные? - Что можно составить из звуков и букв?
III. Фиксация затруднения в деятельности
1.Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?
Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой - нибудь один, хорошо?
-
Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.
-
Можно открыть Азбуку и найти эту букву.
-
Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.
2.Отгадайте загадки.
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).
Тело деревянное,
Одежка рваная,
Не ест, не пьет,
Огород стережет (чучело) 3.- Как вы думаете, какой новый звук хочет с нами познакомиться? Мы еще знаем что-нибудь об этом звуке? IV. Постановка учебной задачи - У нас появилась проблема! О чём сегодня будем говорить на уроке? - Мы должны всё узнать о звуке (ч*) и букве Ч, (а также, о сочетании ЧА, ЧУ.) V. Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания») 1.- Попробуем вместе открыть новое знание о звуке (ч*).
1). Найдите в алфавите эту букву.
На что она похожа? (Слайд) Вот мы с вами и познакомились с новой буквой. (слайд1) Напечатаем букву фломастером вот на таком домике (Форма домика из цветного картона- эталлон) Ч 2. Работа по группам. Учитель. Сейчас наш класс превращается в научно-исследовательский институт и делится на 2 группы-кафедры. Вспомним правила работы в группах:. (листы- памятки). - Работать в группе дружно и активно; - Уметь слушать друг друга; - Уважать друг друга; - Внимательно относиться друг к другу; - Выслушивать ответы другой группы; - Работать успешно.
-
1-ая кафедра анализирует эти 2 слова и делает вывод: звук [ ч'] гласный или согласный? твердый или мягкий
-
2-ая кафедра анализирует эти же слова и делает вывод: звук [ ч'] гласный или согласный звонкий или глухой звук?.
-
(Дети работают в группах).
Слайд
Руководители кафедр делают вывод: звук [ ч' ] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех этих словах он глухой.
Учитель подтверждает этот вывод и предлагает понаблюдать дальше.
- Так, почему же наш домик зеленого цвета?
Артикуляция
Давайте произнесем еще раз звук [ч'] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
- Можно ли его спеть?
- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (согласные звуки)
- Звуковыми бусинками мы обозначаем твёрдый согласныё и мягкий согласный. (слайд 3)
- Давайте произнесем звук [ч'] сначала твёрдо, а затем мягко.
- Есть отличия? (Нет)
- Как произносится новый звук? (Только мягко)
Вывод: (Звук [ч'] мягкий звук.) ( Слайд )
- А теперь положим руку на ушки, и еще раз произнесем звук Ч. Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч'] глухой.)
- Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)
3. Запись слов с ЧА и ЧУ. - Сможете ли написать слова- отгадки? Запишите слово ЧАСЫ, ЧУЧЕЛО (кто-то и напишет чясы, чючело) 2-ая проблема: как писать сочетания ЧА и ЧУ?
4. Работа по учебнику.(с.50) 1).Звуковой анализ слов (чайник, чашка) 2).Чтение слов с буквой Ч. 3).Работа со стихотворением.. ( читает Аделина) Работа над содержанием. Самостоятельное чтение. Чтение цепочкой.
5. В эталлон приписать ЧА И ЧУ. Проговорить 6.Работа по развитию звукового анализа. Работа по приложению.(Азбука) Дети цепочкой выходят и делают звуковой анализ слов по компьютеру. (Чемодан, ключ,
VI. Закрепление
1. С.51 Прочитать слова в парах.
Читаем слова, если вам встретиться сочетание ЧА и ЧУ подчеркните его простым карандашом.
2. Скороговорка
3. Прочитайте следующие 2 строчки слов и найдите их особенность.
Слайд
Дидактическая игра "Скажи ласково". (Слайд)
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.
Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
6. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина
- Буква Ч приготовила для вас сказку.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Придумайте мне слова с этими слогами.
Закрепление.
С. 51 чтение текста «Чаепитие».
Повторение пройденного. Работа в группах.
V1I. Подведение итога занятия. Рефлексия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.
-Что интересного узнали на уроке?
Я понял и могу объяснить другому.
Я понял, но у меня остались вопросы.
- Прикрепите свои смайлики к тем табличкам, с которым вы согласны.