Урок обучения грамоте на тему Звук и буква Чч

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Лельвиж»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан











Урок обучения грамоте

Тема: Звук [ Ч ´],буквы Чч.




Капитонова Ю.Г.- учитель начальных классов

1 квалификационной категории

2012-2013 уч.год

Слайд 1.

Тип урока: ОНЗ

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой буквой Чч

Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко - буквенному анализу слов, делению слов на слоги, работе с предложением, текстом, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся.

Развивающая цель: формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений; учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, в паре; совершенствовать навыки работы с компьютером; развитие у учащихся познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание, анализ, синтез, обобщение); создавать условия для развития фонематического слуха; формировать личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательная цель: воспитывать уважение друг к другу, культуру речи и общения.

Ход

I. Организация ( Слайд 2 )

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнемся друг другу и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

11. Мотивация и актуализация.

1). -Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире звуков и букв. (умение учиться)

- Что значит учиться? (делать самому) - А что делает учитель? (помогает, руководит)

- Я всем на уроке желаю успехов.

2). -Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? (повторить, то, что нам потребуется на уроке)

- Посмотрите на плакат? Он вам знаком? Что это?

Что здесь видите? (Буквы)

Что они обозначают? (Звуки) (слайд)

Что мы знаем о звуках? (согл, гласные)

Какими бывают согласные? (звонкие, глухие, мягкие, твердые). А гласные? - Что можно составить из звуков и букв?

III. Фиксация затруднения в деятельности

1.Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой - нибудь один, хорошо?

  1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.

  2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.

  3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

2.Отгадайте загадки.

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Тело деревянное,
Одежка рваная,
Не ест, не пьет,
Огород стережет (чучело) 3.- Как вы думаете, какой новый звук хочет с нами познакомиться? Мы еще знаем что-нибудь об этом звуке? IV. Постановка учебной задачи - У нас появилась проблема! О чём сегодня будем говорить на уроке? - Мы должны всё узнать о звуке (ч*) и букве Ч, (а также, о сочетании ЧА, ЧУ.) V. Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания») 1.- Попробуем вместе открыть новое знание о звуке (ч*).

1). Найдите в алфавите эту букву.

На что она похожа? (Слайд) Вот мы с вами и познакомились с новой буквой. (слайд1) Напечатаем букву фломастером вот на таком домике (Форма домика из цветного картона- эталлон) Ч 2. Работа по группам. Учитель. Сейчас наш класс превращается в научно-исследовательский институт и делится на 2 группы-кафедры. Вспомним правила работы в группах:. (листы- памятки). - Работать в группе дружно и активно; - Уметь слушать друг друга; - Уважать друг друга; - Внимательно относиться друг к другу; - Выслушивать ответы другой группы; - Работать успешно.

  • 1-ая кафедра анализирует эти 2 слова и делает вывод: звук [ ч'] гласный или согласный? твердый или мягкий

  • 2-ая кафедра анализирует эти же слова и делает вывод: звук [ ч'] гласный или согласный звонкий или глухой звук?.

  • (Дети работают в группах).

Слайд

Руководители кафедр делают вывод: звук [ ч' ] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех этих словах он глухой.
Учитель подтверждает этот вывод и предлагает понаблюдать дальше.

- Так, почему же наш домик зеленого цвета?

Артикуляция

Давайте произнесем еще раз звук [ч'] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

- Можно ли его спеть?

- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (согласные звуки)

- Звуковыми бусинками мы обозначаем твёрдый согласныё и мягкий согласный. (слайд 3)

- Давайте произнесем звук [ч'] сначала твёрдо, а затем мягко.

- Есть отличия? (Нет)

- Как произносится новый звук? (Только мягко)

Вывод: (Звук [ч'] мягкий звук.) ( Слайд )

- А теперь положим руку на ушки, и еще раз произнесем звук Ч. Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч'] глухой.)

- Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

3. Запись слов с ЧА и ЧУ. - Сможете ли написать слова- отгадки? Запишите слово ЧАСЫ, ЧУЧЕЛО (кто-то и напишет чясы, чючело) 2-ая проблема: как писать сочетания ЧА и ЧУ?
4. Работа по учебнику.(с.50) 1).Звуковой анализ слов (чайник, чашка) 2).Чтение слов с буквой Ч. 3).Работа со стихотворением.. ( читает Аделина) Работа над содержанием. Самостоятельное чтение. Чтение цепочкой.
5. В эталлон приписать ЧА И ЧУ. Проговорить 6.Работа по развитию звукового анализа. Работа по приложению.(Азбука) Дети цепочкой выходят и делают звуковой анализ слов по компьютеру. (Чемодан, ключ,

VI. Закрепление

1. С.51 Прочитать слова в парах.

Читаем слова, если вам встретиться сочетание ЧА и ЧУ подчеркните его простым карандашом.

2. Скороговорка

3. Прочитайте следующие 2 строчки слов и найдите их особенность.

Слайд

Дидактическая игра "Скажи ласково". (Слайд)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

6. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина

- Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

Закрепление.

С. 51 чтение текста «Чаепитие».

Повторение пройденного. Работа в группах.

V1I. Подведение итога занятия. Рефлексия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

-Что интересного узнали на уроке?

Я понял и могу объяснить другому.

Я понял, но у меня остались вопросы.

- Прикрепите свои смайлики к тем табличкам, с которым вы согласны.

© 2010-2022