Авторская программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотимошкинская основная общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан








Программа

внеурочной деятельности

«Мой родной край»


(1 класс)






учитель начальных классов высшей квалификационной категории:
Павлова Елизавета Владимировна









2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Мой родной край» реализует согласно базисному учебному плану научно-познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов - в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина - место, где мы родились, Отечество - Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Программа рассчитана для проведения работы в школе с детьми во внеурочное время. Рассчитана на детей младшего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 4 года, два академических часа в неделю

Основные цели программы:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

  • познакомить учащихся с материальным и духовным наследием татарского народа;

  • воспитание патриотизма, гуманизма, нравственного поведения, толерантности, любви к своей семье;

Задачи программы:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего села, района, города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.

  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

  • обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.

  • способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

  • выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

  • изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры татарского народа.

  • формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

  • приобретение знаний основ татарской культуры и искусства.

Актуальность программы

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре татар, чуваш, русских. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. В новой экономической и политической обстановке в России происходит обнищание духовности нашего общества, отчуждение от достояния этноса. В условиях глобализации, отдаваясь чуждой нам культуре, порой самой низкой пробы, теряются наши, российские, традиции и обычаи, рвутся те нити, которые связывают поколение с поколением. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Обучение по предлагаемой программе способствует формированию эстетического вкуса у обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Народное искусство было преимущественно бытовым, и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры надо непременно создавая нужные для современников изделия. Данная программа возвращает нас к истокам национальной духовности. Новизна данной программы заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения. В процессе преподавания программы "Мой родной край" рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи со знаменитыми людьми села, района, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, району, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, небольшие доклады, выступления. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Татарстан, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • работать в читальном зале библиотеки;

  • готовить и выступать с докладами и сообщениями;

  • работать в семейных архивах;

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • сравнивать и обобщать факты;

  • воспитывать бережное отношение к своему селу, к школе, к отчему дому.

  • воспитывать чувство гордости за свое село, за успехи своих земляков.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Участие в научно - практических конференциях

  • Организация праздников народного календаря

  • Участие в районных краеведческих конференциях

  • Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его культуры. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные задачи, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду. При выполнении работ разных видов деятельности ребенок проявляет творческую индивидуальность и свое эмоционально-личностное отношение. В целом, программа способствует возрождению, сохранению и развитию народных традиций и обычаев.

Основные направления содержания деятельности

Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. По мнению И.С. Якиманской, личностно-ориентированный подход основывается на дифференцированном подборе основных средств обучения и воспитания, разноуровневости достижения результативности, создания ситуации успеха ребенка, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения, ориентации на демократический стиль общения. Виды и формы индивидуальной и коллективно-групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность. В образовательном процессе можно выделить следующие сферы деятельности:

  • учебная, которая организуется через систему знаний, умений, навыков, участие в интеллектуальных творческих играх, познавательных досуговых программах;
  • воспитательная, которая реализуется через организацию выставок, коллективных мероприятий, посещение музеев, экскурсии, проблемные ситуации;
  • развивающая, которая реализуется через сочетание различных видов формотворчества, активизацию познавательных процессов, новые технологии обучения, возможность сочетать различные направления и формы занятий.
Основными формами занятий в образовательном процессе являются:
  • беседы;
  • занятия - исследования;
  • комбинированные занятия;
  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • выставки;
  • коллективно-творческие занятия.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:
  • организация обучения на добровольных началах: дети - родители - педагог;
  • комфортный характер психологической атмосферы;
  • возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям и т.д.).
Предлагаемая программа разработана с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы, выявления и развития склонностей и способностей детей, формирования их активности.

Содержание программы

Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, району, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с достопримечательностями села. При подготовке к мероприятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края - поэтов, писателей, художников. Главная цель - расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Аксубаевского района, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края. Задача курса - воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

1-й класс

Наше село, наш район

  1. Главная улица нашего села (рисунки).

  2. Памятные и исторические места района (экскурсии).

  3. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).

  4. Название моего села (легенды).

  5. Прогулка-экскурсия в магазины, библиотеку села (экскурсии).

Моя семья

  1. Орден в моем доме (поисковое задание).

  2. Мои родные (устный рассказ, рисунки).

  3. Ты - родитель (игра).

  4. Мое имя и фамилия (в летописи семьи).

  5. Игры бабушек, дедушек (разучивание).

  6. Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).

Наша школа

  1. Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

  2. Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

  3. Мой сосед по парте (урок - игра).

  4. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

  5. Школьная библиотека (экскурсия).

  6. Наши обязанности (игра).

  7. Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики (экскурсия по школе).

Природа и мы

  1. Природа моего села (посещение леса, посадок).

  2. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

  3. Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

  4. Народные игры, проживающие на территории Татарстана.

  5. Дары леса (экскурсия в лес).

Учебно-тематический план для 1 класса

Тема урока

Кол-во часов

Организационные формы, методы



1

Наше село, наш район

Главная улица нашего села (рисунки).

9

1

Конкурс рисунков


Экскурсия


Беседа


Групповая работа


экскурсия

2

Название моего села (легенды).

1

3-4


Прогулка-экскурсия в магазины, библиотеку села (экскурсии)

2

5-6




Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ

2

7-9

Памятные и исторические места района (экскурсии).

3


1

Моя семья

Орден в моем доме (поисковое задание).

8

2 Самостоятельная работа.

Конкурс рисунков


Самостоятельная работа

2


Мои родные (устный рассказ, рисунки).

1

3

Ты - родитель (игра).

1

4

Мое имя и фамилия (в летописи семьи).

1

5

Игры бабушек, дедушек (разучивание).

2

6

Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).

1



1

Наша школа

Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

7

1


Экскурсии


Конкурс рисунков



Беседа



Экскурсии



2

Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

1

3

Мой сосед по парте (урок - игра).

1

4

Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

1

5

Школьная библиотека (экскурсия).

1

6

Наши обязанности (игра).

1


7

Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики (экскурсия по школе).

1


1-2

Природа и мы

Природа моего села (посещение леса, посадок).

9


Конкурс рисунков


Экскурсия


Беседа


Групповая работа


экскурсия

3

Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

1

4-5


Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

2

6-7

Народные игры, проживающие на территории Татарстана.

2

8-9

Дары леса (экскурсия в лес).

2


Всего 33 часов

Знания и умения учащихся в конце обучения

Знать:

Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную.

Знать символику своей школы.

Составлять устный рассказ о своей школе.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города, района.

Составлять план-схему своей деревни.

Названия полезных ископаемых, добываемых в Татарстане, их использование и свойства; названия растений и животных края.

Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.

Символику Татарстана, названия городов, рек и др. объектов; символику родного города.

Находить на карте России границы Татарстана, столицу Республики, реку Каму, Волгу др. объекты.

Национальный состав Татарстана, легенды, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.

Пересказать легенды Республики, района, села. Провести игру.

Список используемой литературы для учителя:

  1. В.А. Бухвалов. Экознание. - Рига, 1996.

  2. Р.И. Шаяхметова, Р.Х. Ягфарова, И.Т. Сагдиева. Хартия земли. - Казань, 2007.

  3. В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. - Москва, 1985.

  4. А.В. Миронов. Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя. - Н.Челны, 2009.

  5. Красная книга РСФСР. Животные. - Москва. Россельхозиздат, 1985.

  6. Красная книга РСФСР. Растения. - Москва. Россельхозиздат, 1988.

  7. И. Гафаров. Наследие - это общее богатство. - Казань: Издательство Магариф, 2002.

  8. И.С. Кон. Ребенок и общество. - Москва, 1999.

  9. Акиньшин А., Ласунский О. Записки старого пешехода. Воронеж. 2002.

  10. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.

  11. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. (Под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней.) М.: 2003.

  12. Т. Ведерникова. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991.

  13. Н. Л. Жуковская, Н. Ф. Мокшин. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. - М., 1998.

  14. В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. М.: Изд-во ДИК, 2000. -Чуваши: этническая история и традиционная культура.

  15. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967.

Список используемой литературы для учащихся:

1. Г. Ф. Валеева - Сулейманова. Декоративное искусство Татарстана .- Казань, 1995

  1. В. И. Волков. Край родимый, Аксубай.- Казань: Татарское кн. Изд-во, 1993.

  2. В. Д. Данилов, Б. И. Павлов. История Чувашии: учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во. 2003.

  3. Культура чувашского края. - Чебоксары, 1994.

  4. Р. Г. Мухамедова. Татарская народная одежда. - Казань, 1997 Республика Мордовия. - Саранск, 1998

  5. М. И. Скворцова. Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. - Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во, 2001.
  6. М. И. Скворцов. - Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие, 1995.
  7. Татарский энциклопедический словарь, 1999 г.
  8. Школьникам о татарском декоративно-прикладном искусстве. -Казань, 1997.
  9. М. Юхма. Книга о Чувашии, 1970.
12. Чувашско - русский словарь, 1985.

Адреса в сети Интернет

  1. chrio.cap.ru / ссылка «Народная школа»/
  2. ermakova.21308s09./ Поэтсем вилсессен те вилмессе/ edusite.ru
  3. lib.cap.ru/rzau1.asp/ Никитин В.Рассказы Ефрема Еллиева и Виктора Рзая/
  4. gov.cap.ru/home/1/Letopis/2004book06.htm /355. Ефрем Еллиев: vulacv.blgspot.com/2007/01/cvsh-smahlavisen-capl-listi.html
  5. human.cap.ru /Фотография Е.Еллиева/
  6. suvar.ru/ Н. И. Шелепи/





















Приложение

«Природа нашего края»

Цели занятия:

  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира Аксубаевского района;
Дидактический материал, используемый на занятии: а) рисунки и репродукции растений и животных; б) набор открыток «Зелёная аптека», «Лекарственные растения»; в) экологические игры:
  • «Угадай по описанию животных»,
  • «Угадай по описанию деревья и кустарники»,
  • игра-лото «Редкие и исчезающие виды».

План занятия I. Знакомство с растительным и животным миром Аксубаевского района: а) деревья и кустарники (показ открыток, репродукций); б) травянистые растения. II. Растения, находящиеся под охраной закона. С помощью открыток и репродукций, ребята знакомятся с исчезающими растениями. III. Проведение игр для закрепления пройденного материала. а) Угадай по описанию растения и кустарник

  1. Многолетнее травянистое растение до 50 см высоты с одной или несколькими цветочными стрелками. Листья широкояйцевидной формы, черешковые, составляют розетку. Мелкие невзрачные цветки собраны в цилиндрические колосья. Плод - коробочка. Размножается семенами. Используют в медицине при желудочных заболеваниях и в качестве отхаркивающего средства (подорожник).
  2. Одно или двулетнее травянистое растение 10 - 40 см высоты. Стебли прямостоячие, простые или ветвистые. Листья очередные с крупными лировиднораздельными трилистниками; нижние - широкояйцевидные, черешковые, верхние - продолговатые, почти сидячие. Цветки одиночные. Верхние и боковые лепестки - сине - фиолетовые, нижний лепесток - всегда жёлтый. Плод - многосеменная коробочка. Цветёт с апреля до осени, плоды начинают созревать с июня. Размножается только семенами (фиалка трёхцветная (Иван - да - Марья)).
  3. Многолетнее травянистое растение до 60 - 100 (150) см высоты с длинным ползучим корневищем и мелкими зеленоватыми цветками, собранными в длинные ветвистые колосовидные соцветия. Стебель покрыт мелкими мягкими шипами. Цветёт с июня до октября; плоды созревают в июле - октябре. Используют в медицине листья, собранные в период цветения (май - сентябрь). В листьях содержатся: аскорбиновая кислота, каротин, витамин К, дубильные вещества, муравьиная кислота (крапива двудомная).
б) Игра - лото «Редкие и исчезающие растения Аксубаевского района» Учащимся раздаётся игровое поле. Педагог показывает открытку с изображением растений, дети находят такое же изображение на своём поле и закрывают картинку фишкой, при этом давая правильное название растению. Результаты подводятся по тому, кто быстрее и внимательнее закроет своё поле. в) Угадай по описанию животных.
  1. Хищный хитрый зверь с рыжеватым пушистым мехом. Его можно встретить во всех странах мира. Питается птицами и мелкими зверьками (лиса).
  2. Это крупное сильное дикое животное обитает в лесах Европы, Северной Африки. Его тело покрыто грубой щетиной. Питается желудями, насекомыми, грызунами (кабан).
  3. Лесной зверёк, распространенный во многих странах. К зиме меняет окраску меха с буро - серого цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой и корнями растений (заяц - беляк).
  4. Пушной зверёк с шелковистым мехом. В нашей стране разводится в заповедниках. По берегам рек и озёр роет норы или строит хатки. Питается корой осины, ивы, водными растениями (бобр).
  5. Хищник семейства куньих. Распространён в Европе и Азии. У нас в стране встречается повсюду. У него длинная, блестящая шерсть, две чёрные полосы на голове. Живёт в норах. Уничтожает насекомых - вредителей, принося большую пользу сельскому хозяйству (барсук).
  6. Самый крупный зверь наших лесов. Питается орехами и ягодами, но иногда нападает на мелких животных. Разрывает муравейники и гнёзда диких пчёл (медведь).

IV. Подведение итогов занятия, поощрение самых активных.

«Памятные и исторические места района» Цели занятия:

  • познакомиться с предприятиями района;
  • знакомство с интересными людьми.
  • познакомиться с достопримечательностями района.
Беседа по дороге к месту экскурсии: - Кто знает, какие предприятия находятся в нашем районе? (Заправка, СХТ (сельхозтехника); гараж, где стоят автобусы). - А как правильно называется это предприятие? (ответа не последовало). - Вот мы подошли к первому предприятию. Прочитайте на воротах, как оно называется. - Какая техника здесь находится? - Для чего нужна эта техника? - Мы подошли, как вы говорили, к гаражу с автобусами. Какая надпись есть на воротах?

Далее знакомство происходит с АЗС (автозаправочная станция), РЭС (районная электростанция). Ребята увидели и узнали названия тех предприятий и организаций, которые часто встречаются на их пути, но не знакомы (гостиница, типография, РОВД (милиция), военкомат, сбербанк, музыкальная школа, Центр досуга, Мемориал погибшим воинам и др.).

"Символика Аксубаевского района» Цели занятия:

  • Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного района.

  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.

  • Совершенствовать умения владеть простейшими приемами техники "Цветные нитки", самостоятельно выполнять работу по образцу.

Наглядные пособия и материалы.

Иллюстрации флага и герба Российской федерации, родного Аксубаева.



«Моя родословная»

География рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода).

Цели занятия:

• Продолжить работу над заполнением таблиц и схем.

• Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).

Базовые понятия: генеалогия; способы образования фамилий.

Оборудование: таблица № 1 «Перечень способов образования фамилий»; карта мира; карта России; словарь «Религии мира»; словарь фамилий; условные хронологические схемы № 1 и №2.

Формы организации деятельности учащихся:

беседа; работа с картой; работа со словарем; самостоятельная работа.

Задания, прогнозируемый результат:

• Составление карты расселения членов рода.

• Сбор галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.

• Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.

• Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).

• Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).

• Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т. д.).

• Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.

• Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.

• Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.

«Перечень способов образования фамилий»

Крестильное имя; внутрисемейное прозвище; имя отца; имя деда; мирское имя (прозвище); от женского крестильного; принадлежность по сословию; искусственно созданные; редкие; умышленно измененные; по профессии; по роду занятий; по принадлежности к нации; по месту жительства и т. д.


Авторская программа по внеурочной деятельности



















Моя малая родина


Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона… Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие.

У каждого человека есть своя малая Родина. Моя Родина - это село Новое Тимошкино, которое расположено в Аксубаевском районе Республики Татарстан. Уже название района Аксубай в переводе с татарского языка означает белая вода. И в самом деле, вода в реках Аксубаева белая, точнее с какой-то белой примесью. Воздух в районе очень чистый и безвредный потому, что здесь нет загрязняющих воздух фабрик и заводов. Аксубаевский район один из экологически чистых районов в Татарстане. Новое Тимошкино - моё родное село. Здесь проживают люди разных национальностей: русские, чуваши и татары. Жители села сохраняют передаваемые из поколения в поколение старинные обычаи, традиции, праздники. Ежегодно ранней весной широко празднуется Масленица с ряжеными, песнями, прибаутками, народными плясками. Совершается традиционный обряд - сожжение чучела, которое символизирует конец царства холода - зимы, торжество солнечных дней. Незаметно наступает весна, начинаются весенние хлопоты, а с ними подоспевают посевные дни. « Весенний день - год кормит» - правдиво молвит русская пословица, и крестьянин трудиться в поте лица. Несомненно, благодаря усилиям наших тружеников К.П. им. Ф. Энгельса занимает видное положение в районе. В честь заслуженных тружеников каждый год, сразу же после окончания весеннего сева, в районе широко празднуется татарский национальный праздник - Сабантуй, что в переводе с татарского языка означает « праздник плуга». На майдане чествуют ударников труда, отмечают их заслуги, награждают памятными призами. Никому из присутствующих скучать не приходится: весь народ веселится, поет, танцует. В завершении Сабантуя устраиваются конные бега. В жаркое засушливое лето, когда палящее солнце не щадит - гибнут посевы и луговые травы, издревле чуваши проводят обряд «Учук» - праздник прошения дождя. В жертву Солнцу - главному божеству язычников, некрещёных чувашей, приносят телёнка или барана. С утра мальчишки собирают по домам крупу, муку, молоко, масло, яйца, чтобы сварить кашу. Начинали собирать с восточной стороны деревни и шли до конца к западу. В это время девушки во время обеда водят хоровод. Мальчишки приносят собранные продукты и варят общую кашу. Все сельчане собираются парами на лугах, устраивают игры, поют традиционные чувашские песни. В этот день обливаются водой, бросают друг друга в речку, и никто на это не обижается. И через некоторое время поливает землю долгожданный дождь, благодаря которому созревает на полях и огородах богатый урожай, который дружно крестьяне собирают до крепких морозов. В октябре- месяце как обычно проводится обряд «Чуклеме» - поминовение усопших. В основе этого праздника благодарность Богу за хорошо уродившийся урожай, за здоровый скот. С Рождества до Крещения чувашский народ, как и русские, участвует в святочных гаданиях, устраивает колядки, в которых главные действующие лица- ряженые. На Старый Новый год в домах пекут национальные блюда « Хуплу» и «Баурсак». Село Новое Тимошкино основалось около 300-400 лет назад. Основателем села считается крестьянин по имени Тимошка, который первый со своей семьёй пришёл в эти края и обстроился здесь, за ним последовали и другие крестьяне. Поэтому село стали называть Тимошкиным, в честь основателя. В основном в деревне жили некрещеные крестьяне. С принятием на Руси крещения, Тимошкино разделилось на Новое и Старое Тимошкино. Крещеные крестьяне остались жить в Старом, а некрещеные переселились в пяти километрах от села и обосновалось новое село-Новое Тимошкино. В давние времена эти земли принадлежали русскому барину Минаеву из города Чистополя. По словам очевидцев, барин очень любил православный праздник Троицу, и каждый год приезжал на праздник в село Новое Тимошкино, который отмечался на обширных заливных лугах у дубравы, раскинувшейся на окраине села. И каждый раз он приезжал на тройке лошадей одной масти. В коляске находился барин, его жена, разодетая в богатые наряды, и барские дети. В селе находилась их барская усадьба с садом, на этом месте до сих пор растут акации. Минаев владел несколькими винными заводами, которые разрушили во время революции. Теперь в Новом Тимошкино живут и крещеные христиане, многие из них всё также соблюдают обряды свои дедов и прадедов - язычников. Некоторые старейшие жители села всё также остаются язычниками, не желая изменять заветам своих предков.

Новое Тимошкино - небольшое село, но в ней можно найти столько интересного, что позавидуют крупные населенные пункты. Есть чудесные места для прекрасного отдыха: реки, богатые рыбой, поляны со спелой земляникой, леса, с радостью встречающие грибников. В нашем селе также много родников, бьющих из самой земли, но самый большой и красивый - это Ольгин родник. С него начинается река Малая Сульча. Ольгин родник привлекает к себе людей из разных районов и городов своей удивительной красой и своим неисчерпаемым запасом чистой и очень вкусной воды. Об этом роднике в народе живёт интересная легенда: «Некогда в давние времена жила в селе девушка по имени Ольга. Была она падчерицей у злой мачехи. Полюбился ей парень, да мачеха Ольге не разрешала встречаться, всё работой изнуряла. Только и было несколько минут встреч радости, когда Ольга в дальний родник ходила за водой, да и на горку - головку по пути забегала. Минуты свидания доставляли ей большую радость.

Однажды, идя за водой с кувшином, забежала на горку, а любимый уже ждёт, не дождётся. Думали минутку, обнявшись, простоят, а очнулись, вечер наступил. Испугалась девушка - как без воды домой возвращаться? Схватила кувшин с земли и быстрее к роднику бежать хотела, да парень обнял крепко - крепко и говорит: «Никуда не пущу, пойдём в мой дом, женой любимой будешь». Выронила кувшин девушка от радости, покатился он под горку, а где разбился, там и родник забил… А где стояли, там липа выросла - дерево жизни и чистой любви. А вода в роднике сладкая, как любовь. Кто попьёт её, такую же любовь испытает к людям и земле родной. А поднимешься высоко-высоко в небо - видишь в этих холмах парня обнявшего землю и холм, на котором стоит дерево жизни, похожий на голову. Может потому, и прозвали это место головкой, а родник Ольгиным». На Ольгином роднике силами ОАО «Ритэк» в 1999 году открыт парк культуры и отдыха. Здесь построены три замечательных памятника, украшенных цветной мозаикой. Одна из фигур названа «Деревом жизни». …У «Дерева жизни» кружится большой многонациональный хоровод. «Дерево жизни» - это символ сохранения любви к ближнему, жизни на земле и мира между всеми людьми. Аксубаевский район- это Родина многих известных писателей и поэтов, таких как Хасан Туфан из Киремети, Пётр Гаврилов из Нового Мокшина, Михаил Сениэль из Савруш, Николай Шелепи из Нового Узеева, Владимир Левуков из Старого Тимошкина и многих других. Я очень люблю свой родной край и горжусь им. Ведь здесь я родилась, живу, здесь живут мои родители. Для нас Родина должна быть дороже всего в жизни. Куда бы ни завела нас дальнейшем дорога, мы всегда должны помнить о своей Родине, не забывать её, иногда возвращаться в эти края, чтобы вспомнить своё детство, улицу, на которой ты играл с друзьями, свой родной дом - родительский очаг. Ведь Родина и наши родители воспитали нас, помогли встать на путь истины. И поэтому, мы все в огромном долгу перед своей Родиной. Мы всегда должны помнить, что дороже Родины жизни ничего нет. В нашем селе живут очень трудолюбивые, талантливые, увлеченные своим трудом люди. Я уверена, что каждый сельчанин влюблён в свой родной край, и весь жар своей души он отдаёт Родине, своим детям. Нам просто необходимо ценить наше прошлое и историю нашего народа. Я думаю человек, знающий старину понимает красоту, начинает ценить жизнь, умеет ставить перед собой цели и легко их выполнять. Такой человек сумеет найти свою дорогу в жизни. Люблю полей твоих просторы, Моя родная сторона, Пшеницу, собранную в ворох, Под крышей жаркою гумна. И большаки твои сквозные, А в избах - терпкий запах щей, Тальянок песни заливные, И тихий шепот тополей. Люблю людей, трудяг до боли - Татар, и русских, и чуваш, Работать с ними, петь и спорить, Случись, и выпить под беляш. И нет на свете мне милее Закамья - края моего! Земля здесь кажется теплее И дружбу ценят высоко. Будущее зависит от того, что мы сделаем для своих детей, внуков в настоящем, и нам надо стараться уже сейчас, надо думать, как оставить после себя достойное наследство для будущего поколения, чтобы у них было все для своего совершенствования. То березка, то рябина, Край родной, навек любимый, Где найдешь еще такой?



ВОЙНА В ЖИЗНИ МОЕЙ СЕМЬИ

В наступающем 2010 году в нашей стране будут отмечать 65-летнюю годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Все дальше мы от той памятной даты. Все меньше становится людей, которые прошли войну, которые трудились в тылу для победы, - людей, которые могут нам рассказать о войне из первых уст. Тем важнее для нас постараться больше узнать о том страшном времени, узнать об истории своего народа.
Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. И наша семья не исключение. У меня на войне воевал прадед, Николай Васильевич. К сожалению, сведений осталось не так уж много.
Мой прадед мог не идти на фронт, так как имел броню. Но он ушел на фронт и воевал до конца Победы. Был ранен несколько раз, лечился в госпитале и снова на передовую. Но все-таки прадед вернулся домой, где дома ждали его жена и двое сыновей. После войны он долго не прожил, умер. Его сын, мой дед по маминой линии Владимир Николаевич Гаврилов, говорит, что дед не очень любил вспоминать о войне. Иногда, правда, вспоминал о том, сколько пришлось пережить и перенести людям, о голоде. Он говорил, что есть приходилось все, что попадалось. А пили порой даже воду из грязных луж, приложив к губам любую тряпку для хотя бы простой очистки. Прадед был связистом. Это очень важная специальность на войне. Ведь она позволяет быстро передавать всю ценную информацию о сражении, о перемещении войск, о планах. Важно, чтобы связь работала без перебоев. Но на войне такое невозможно. И, если случались поломки, то прадед часто отправлялся на задание по восстановлению связи. Нередко связь обрывалась из-за взрывов. А иногда немцы специально обрывали провода и ждали "языка" - того, кто придет связь налаживать. Поэтому прадед говорил, что каждый раз отправлялся на задание как в последний раз.
Моей прабабушке, Дарье Илларионовне тоже нелегко пришлось в военные времена. В тылу был свой фронт - трудовой. Моя прабабушка была занята в сельском хозяйстве. Приходилось самим и пахать, и сажать, чтобы вырастить урожай и для детей, и для воюющих мужей. Так как все лошади были на фронте, пахать приходилось на быках. А это очень тяжело физически, потому что бык - очень упрямое животное, и сдвинуть его с места нелегко. Всем приходилось тяжело: и на фронте, и в тылу.
Я привел только небольшие примеры из истории нашей семьи. Но все это происходило в каждой семье. И нам очень нужно помнить о тех, кто воевал за нашу Родину, за то, чтобы мы могли мирно жить, учиться, дружить.



РАССКАЗ О МОЕЙ БАБУШКЕ
аК началу Великой Отечественной войны моей бабушке, Ольге Васильевне было 9 лет. Она жила в деревне Старое Тимошкино Аксубаевского района Республики Татарстан. С первых дней войны труженики тыла жили и работали под лозунгом: «Все для фронта! Все для Победы!» Этим жила вся страна, от мала до велика. О тыле написано немало. Мы привыкли его называть героическим. Но, наверное, в первую очередь, он был тяжелым, ужасным, а уж потом героическим. Рядом с матерями с первых военных дней трудились подростки и дети. Моей бабушке, Ольге Васильевне не было и десяти лет, когда началась война. Ее отец тоже ушел на фронт, мама работала от зари до зари, а бабушке приходилось тоже работать вместе со взрослыми. Она помогала фронту. Мужество этой девочки было неприметное. Она не совершала героических поступков, но своим трудом помогала ковать Победу, приближая долгожданный и радостный день. Еды не хватало, и им приходилось готовить лепешки из картофельных очистков и заваривать чай из сушеной моркови. Весной выкапывали мерзлую картошку и делали из нее "оладьи". Они были невкусные, но приходилось их есть, чтобы не умереть с голоду. Варили щи из крапивы и щавеля.
Но, наконец, в мае 1945 года советский народ победил врага. Досталась дорогой ценой эта победа нашему народу - ценой жизни многих миллионов людей. Конечно, бабушка очень ярко помнит 9 мая, когда объявили о нашей победе над фашистами. Сообщение пришло ранним утром. Сразу же бабушка с подругами побежали на площадь. Там уже было много народу. Люди обнимались, плакали, целовались. Все эти события: тяжелая жизнь войны и великая радость Победы остались в памяти бабушки на все годы., Люди, берегите мир, живите в дружбе и согласии!!!! Государственная символика


«Моя малая Родина» Я люблю свою малую Родину и изучаю обычаи, традиции моего народа, играю в игры, которые играли наши родители. Для того, чтобы любить свой край по - настоящему, надо знать традиции родного края. Наш край, как и другие уголки страны, имеет богатую событиями историю, традиции, обряды которые начались с первых поселений людей. Любовь к своей родине начинается с любви к родному краю, к тому уголку Отчизны, где мы родились, выросли или посвятили ему лучшие годы своей жизни. Это край, где мы работаем, живем, мечтаем о будущем. Это земля, которую мы должны украшать своим трудом. Здесь мы ощущаем тепло души окружающих нас людей, которые называют друг друга ласковым словом «земляк». Родной край дорог мне со своим прошлым и настоящим, ему обязана я со своими лучшими помыслами, и нет радости выше, чем мысленно возвращаться к нему, вспоминая даже запахи его земли.

Время эти понятья не стерло.

Нужно только поднять верхний пласт-

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Высоцкий В.
У каждого человека есть своя малая Родина. Моя Родина - это родное село Новое Тимошкино, которое расположено в Аксубаевском районе Республики Татарстан в бассейне реки Б. Сульча, в 15 км. к югу востока от поселка городского типа Аксубаево. Основан в 19 веке. Если посмотреть на крупномасштабную карту, то Новое Тимошкино можете найти на Средней Волге, так как мы живем между Волгой и Уралом, а точнее в южной части Татарстана. А мой Аксубаевский район граничит: на севере с Чистопольским, на востоке с Черемшанским, на юге с Нурлатским, на западе с Алексеевским районами. Наш район находится на удалении от республиканского центра на 210 км. Дорожная связь с г.Казань осуществляется по автодорогам Казань - Чистополь - Аксубаево. До ближайшей железнодорожной станции Нурлат 58 км, до речной пристани Чистополь 69 км. Здесь проживают люди разных национальностей: русские, чуваши и татары. Жители села сохраняют передаваемые из поколения в поколение старинные обычаи, традиции, праздники. У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знаний народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа. Чуваши с особым почтением и уважением относились к умению достойно вести себя в обществе. Они учили друг друга: «Не срами имени чуваша». Всегда в формировании и регулировании морально - этических норм большую роль играла общественное мнение: «Что на деревне скажут». Также осуждались в поведении отрицательные черты, такие, как нескромное поведение, квернословие, пьянство, воровство. Особенной необходимостью являлось соблюдение этих обычаев молодежью. Большой степенью сохранения традиционных элементов отличается семейная обрядность. Связанная, с основными моментами жизни человека в семье: рождение ребенка, вступление в брак, уход в мир иной. Основой всей жизни была семья. В отличие от сегодняшнего дня семья была прочной, разводы были крайне редки. Отношениям в семье были присущи: преданность, верность, порядочность, большой авторитет старших. По древним традициям, большинство народов почитали своих предков, как живущих, так и давно умерших. Люди понимали, что много хорошего в этой жизни создано их предками и что они пользуются их трудами. Поминки умерших - это дань уважения предыдущим поколениям. До сих пор у многих народов наиболее стойко сохраняются старинные обычаи, связанные с похоронами и поминками. В своей древней вере чуваши поклонялись двум явлениям: божествам верхнего, светлого миров и своим предкам. Наши предки считали, что после смерти встречается со своими умершими близкими и любимыми людьми, родственниками и что трудиться так же, как и при жизни, но живет без горя и бед. Считалось, что умершие члены семьи регулярно посещают своих потомков, следят за их жизнью, могут, как - то наказывать за нарушения правил человеческой жизни, но могут и помогать. По представлениям древних чувашей, залетевшая в дом бабочка - это душа умершего родственника, возвратившаяся навестить своих близких. Ее осторожно ловили, и, согрев дыханием, отпускали на волю. Уважение к предкам относилось не только к умершим людям. Чем старше был человек, тем большим почтением он пользовался. Седобородых старцев чуваши сравнивали с самим богом. Считалось, что в доме обязательно должен жить старый человек - это приносит в дом особую красоту и уют. Одной из самых надежных и опасных клятв считалась клятва над могилами предков. Человек протягивал руку над могильным холмом и клялся, что говорит правду. Люди верили, что если человек солжет, то предок заберет его. Рождение ребенка воспринималось как особое радостное событие. В детях видели, прежде всего, будущих помощников. По случаю рождения ребенка в избе собиралась вся семья. На стол подавали хлеб, сыр. Старший член семьи раздавал их по кусочку каждому присутствующих. Угощение в честь новорожденного, можно было устроить и в какой - нибудь праздник, но не позднее чем через год после рождения. Имя нарекали по своему усмотрению, либо именем почитаемого в деревне пожилого человека. Чтобы обмануть злых духов, отвести от ребенка ненастье, новорожденных нарекали именами птиц, животных, растений (Ласточка, Дуб, Цветок). В связи с этим человек мог иметь два имени: одно бытовое, другое для духов. С укреплением христианства имя ребенку стали давать в церкви при крещении. Чуваши, будучи христианами, не забывали свою языческую веру.

Они исполняли обряд Киремети. В каждой деревне были места жертвоприношения. Перед началом весенне-полевых работ или перед началом летней страды резали животных: богатые - барана, бедные - курицу или гуся и на месте Киремети после моления ели сообща всей родней или всей деревней. Киреметь - место жертвоприношения, было в каждой чувашской деревне. Такая Киреметь была и у новотимошкинцев. Киремети молились, на нее возлагали надежду. В тяжелые моменты люди клялись Киремети принести жертву. У Киремети люди вымаливали дождичка. У кого не было детей, просили детей, благополучия. Если человек нарушал общепринятые нормы поведения и морали, следовал адекватный ответ. Нарушивших ждало неминуемое наказание. Поэтому заболевшие спешили к своим духам и божествам с просьбами и приносили им дары. Чувашский «шаман» определял причины болезни, несчастья, изгонял из человека злого духа. Перед началом хоровода - уяв молодежь деревни приходила к старцу просить разрешения начать хоровод. Тот старец ходил на место Киремети, подметал, делал поклон ему для того, чтобы тот не препятствовал молодежи веселиться. Только после такого обряда начинали хоровод. Когда молодежь водила хоровод, звучали песни в несколько голосов, и эта песня была слышна на несколько верст вокруг. Крестьяне пели песни не только в хороводе: в определенное время пели определенные песни. Такова была народная традиция. Например, хороводные песни запрещалось петь до восходов озимых, песни масленицы - когда начинали прибавляться дни, поминальные - в 40-й день после смерти человека. Песни пелись в сопровождении народных инструментов. Годами исполняли народные песни, других песен не знали. Затем стали больше общаться с жителями других селений. Так, люди научились петь русские, татарские песни. Появились в деревне новые мелодии разных национальностей. Народ соблюдал свои обычаи и традиции народных праздников. Вечерами девицы сходились на посиделки, затевали веселый разговор, начинали прясть, шили или вышивали полотенца, белье. Для мужчин они вышивали рубахи. Когда родит чья-нибудь жена, то друзья и родственники приходят к ней на посещение, пьют пиво, дают новорожденному младенцу имя и одаривают его, кидая в стакан по несколько монет. Ежели кто вздумает жениться, то сват торгует девку очень крепко. Торг о невесте называется у них сватовством - хота. Во время пиршества чуваши пьют мед и брагу. Чуваши превосходно варят пиво, так что едва ли какой пивовар может превзойти их. Ежегодно ранней весной широко празднуется Масленица с ряжеными, песнями, прибаутками, народными плясками. Совершается традиционный обряд - сожжение чучела, которое символизирует конец царства холода - зимы, торжество солнечных дней. Незаметно наступает весна, начинаются весенние хлопоты, а с ними подоспевают посевные дни. «Весенний день - год кормит»- правдиво молвит русская пословица, и крестьянин трудиться в поте лица. Несомненно, благодаря усилиям наших тружеников наше отделение занимает видное положение в районе. В честь заслуженных тружеников каждый год, сразу же после окончания весеннего сева, в районе широко празднуется татарский национальный праздник - Сабантуй, что в переводе с татарского языка означает «праздник плуга», а у чувашей этот праздник носит название «Акатуй». На майдане чествуют ударников труда, отмечают их заслуги, награждают памятными призами. Никому из присутствующих скучать не приходится: весь народ веселится, поет, танцует. В завершении Сабантуя устраиваются конные бега. В жаркое засушливое лето, когда палящее солнце не щадит - гибнут посевы и луговые травы, издревле чуваши проводят обряд «Учук» - праздник прошения дождя. В жертву Солнцу - главному божеству язычников, некрещёных чувашей, приносят телёнка или барана. С утра мальчишки собирают по домам крупу, муку, молоко, масло, яйца, чтобы сварить кашу. Начинали собирать с восточной стороны деревни и шли до конца к западу. В это время девушки во время обеда водят хоровод. Мальчишки приносят собранные продукты и варят общую кашу. Все сельчане собираются парами на лугах, устраивают игры, поют традиционные чувашские песни. В этот день обливаются водой, бросают друг друга в речку, и никто на это не обижается. И через несколько дней поливает землю долгожданный дождь, благодаря которому созревает на полях и огородах богатый урожай, который дружно крестьяне собирают до крепких морозов. В октябре месяце как обычно проводится обряд «Чуклеме» - поминовение усопших. В основе этого праздника благодарность Богу за хорошо уродившийся урожай, за здоровый скот. С Рождества до Крещения чувашский народ, как и русские, участвует в святочных гаданиях, устраивает колядки, в которых главные действующие лица - ряженые. На Старый Новый год в домах пекут национальное блюдо «Хуплу» и «Баурсак». У каждой деревни раньше были свои престольные праздники по христианскому календарю, которые почитались и справлялись всей деревней. Таким праздником у новотимошкинцев был и остается «Симек». (Симек). «Семик» - это дата в христианском календаре отмечается на 40-й день после Пасхи. В этот день все отдыхали, даже откладывали свадьбы. Если на пасху детям шили новую рубашку, старались наряжаться только в новое, то в Семик можно было одеваться и в старое, поношенное, но только чистое, выстиранное. В этот день чуваши до зари топили баню, парились, мылись. Для этой баньки молодые приносили березовые веники. По народному обычаю до Семика обязательно надо было семь раз искупаться в речке, съесть смесь разных трав: например: щавель, борщевик, клевер луговой, медуницу, сныть, тмин и т. п. К празднику Семик готовились серьезно: пекли, заранее готовили квас, пиво. После бани шли на кладбище поминать покойников. До этого не ели, не пили. Только возвратившись с кладбища, садились за стол, зажигали свечи в честь покойников. В этот день начинали водить хоровод. А старики до «Петрова дня» не ели никаких ягод. До первого грома старались успеть есть молодую крапиву, чтобы не болеть целый год. Во время первого грома все жители деревни выскакивали на улицу и трясли на себе одежду, прогоняя болезнь. Также престольным праздником моей деревни является Михайлов день. Переоценка многих сторон истории чувашского народа, новое понимание роли народного миропонимания, в том числе и религии в воспитании подрастающего поколения позволяет восстанавливать историческую преемственность, духовную гармонию в обществе. Народные обычаи и обряды, праздники были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Именно они, наряду с национальным искусством, выражают душу народа, украшают его жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. Это могучее средство позитивного идейно - эмоционального воздействия на подрастающее поколение.

Константин Успенский, Лев Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим, именно на таких ценностях основывается и наш руководитель Елизавета Владимировна при работе с нами в кружке «Танташ»

Заключение

Мы, чуваши, любим свою малую родину: ее реки, поля, луга. Красивы ее холмы с одинокими дубами, которые в народе ласково называют юман-атте - дуб-батюшка. А липы - сака-савни - липа любимая. Землю у нас, как, наверное, и у всех народов мира, называют сер-анне - земля-матушка. Для нас Родина дороже всего в жизни. Куда бы не завела нас в дальнейшем дорога, мы всегда должны помнить о своих традициях, обычаях, о своей Родине и не забывать её, иногда возвращаться в эти края, чтобы вспомнить своё детство, улицу, на которой ты играл с друзьями, свой родной дом - родительский очаг. Ведь Родина и наши родители воспитали нас, помогли встать на путь истины. И поэтому, мы все в огромном долгу перед своей Родиной. Мы всегда должны помнить, что дороже Родины жизни ничего нет. В нашем селе живут очень трудолюбивые, талантливые, увлеченные своим трудом люди, которые стараются сохранить традиции и обычаи своих предков. Я уверена, что каждый сельчанин влюблён в свой родной край, и весь жар своей души он отдаёт Родине, своим детям. Нам просто необходимо ценить наше прошлое и историю нашего народа. Я думаю человек, знающий старину понимает красоту, начинает ценить жизнь, умеет ставить перед собой цели и легко их выполнять. Такой человек сумеет найти свою дорогу в жизни. Провожая гостя, чуваши угощают его из большого ковша медовым напитком - сим-пыл. Этот обряд называется саваш курги. Я думаю, что вы теперь много узнали о традициях моей малой родины.



© 2010-2022