- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Число имени существительного (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Число имени существительного (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Каюкова Н.А. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта открытого урока по русскому языку
Тема: «Число имен существительных»
Класс: 3 «В»
Дата проведения: 20.01.2014г.
Цель урока:
- сформировать понятие «Единственное и множественное число» имен существительных.
Задачи урока:
- научить умению различать единственное и множественное число имен существительных;
- выделять признаки числа у имен существительных;
- развивать умения определять число имени существительного и изменять существительные по числам.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь для обучающихся, интернет доска SMART Board , презентация.
Этапы урока
Название используемых ЭОР
Ход урока
Формирование УУД у обучающихся
I.Организационный момент. Мотивация к деятельности. Целевая направленность.
Слайд 1.
Приветствие гостей. Проверка готовности класса к занятию. Организация внимания.
1.Прогнозирование своей деятельности.
2.Развитие готовности к сотрудничеству.
II. Актуализация знаний.
Откройте тетрадь.
-Что надо записать? (Дату)
Комментированная запись числа.
- Какую запись должны сделать дальше?
- Напишите слова «Классная работа».
Словарная работа.
Словарный взаимодиктант. (Ученики работают в парах. Каждый подбирает по 10 словарных слов и диктует соседу. Затем меняются ролями. Взаимопроверка по учебнику.)
- Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
Познавательные УУД
-
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
-
Представлять информацию в виде схемы.
-
Выявлять сущность, особенности объектов.
-
На основе анализа объектов делать выводы.
-
Обобщать и классифицировать по признакам.
-
Ориентироваться на развороте учебника.
-
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
-
Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
-
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
-
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
-
Развиваем умение слушать и понимать других.
-
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-
Оформлять свои мысли в устной форме.
-
Умение работать в паре.
Личностные УУД.
-
Развиваем умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.
-
Оценивать свои поступки в соответствии с определенной ситуацией.
-
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Слайд 2.
Слайд 3.
Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового морфологического признака - числа.
Упр.248. Коллективная работа.
1.Чтение текста, беседа по содержанию.
- Как вы поняли, что такое шторм, а что штиль?
- Подходит ли другое заглавие?
- Кто главный герой рассказа? (Волны.)
2.Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя.(Волны, им, волна, обе, на них, на другую, следующая.) Выпишите из них только имена существительные.
Запись: волна-волны.
-Это разные слова или одно и то же слово?
-Как они называются? (Формы слова)
-Чем отличаются? (Разбираем по составу)
-Есть ли еще какие-то отличия между этими словами? Сколько предметов они называют?
-Что же это за признак у имен существительных? Как он называется?
-На этот вопрос мы будем искать сегодня ответ на уроке. Запишем его на доске: Как называется новый признак имен существительных?
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
-Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
IV.Открытие новых знаний.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Работа в учебнике.
1.Упр. 249
-Прочитайте информацию и назовите новый признак имен существительных.
-Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном?
-Прочитайте слова в упражнении. Какого они рода?
-Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами.
-Чем они отличаются?(Окончаниями)
2.Выполнение упр. 250-251.
-Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных женского и среднего рода.
Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в виде схемы на с.35.
Ученики еще раз, опираясь на схему, называют окончания существительных во множественном числе.
Работа с определением (изучающее чтение) с.34.
1.Чтение определения.
-Задайте вопрос к каждому абзацу. У вас получился вопросный план.
1) Как изменяются имена существительные?
2) Что обозначает единственное число имен существительных?
3) Когда употребляется множественное число?
Составьте схему-опору для ответа. Запись на доске и в тетрадях.
2. Чтение примеров (после определения)
3.Вопрос на углубление, осознание грамматического признака.
-Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет слово или разные?
-А по родам? Какой же это признак - постоянный
или непостоянный?
-Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам слово изменяется.)
-Такой признак, у которого у одного итого же слова может меняться, называется непостоянным.
V.Развитие умений.
1.Работа в учебнике.
1. Упр.252 - развивается умение определять число имен существительных и группировать их по числам.
Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить число имени существительного? Что еще нужно знать? (Что обозначает слово - один или много предметов)
-Какое можно подобрать слово-помощник для множественного числа? (Они.)
2.Дополнительно: историческая справка о двойственном числе.
-Запишите слова в столбик: бок, рог, рукав.
-Запишите эти слова во множественном числе (бока, рога, рукава).
-Сейчас в русском языке две формы числа: единственное и множественное. А когда-то было еще и двойственное число, которое обозначало парные предметы. Его имели те слова, которые мы записали, прочитайте их.
-Какая орфограмма есть в каждом из этих слов в форме единственного числа?
VI.Итог урока.
Слайд 10.
-Ответьте на вопрос, сформулированный в начале урока.
-Проверьте, как вы усвоили материал, выполнив задание № 6, тема 7 в рабочей тетради.
VII.Домашнее задание.
-
Упр. 1, с.40.
-
Составить рассказ о числе имен существительных с опорой на схему.
Заместитель директора по УВР ________________________ / М.С. Бурнаева/