Конспект урока по русскому языку на тему Число имени существительного (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта открытого урока по русскому языку

Тема: «Число имен существительных»

Класс: 3 «В»

Дата проведения: 20.01.2014г.

Цель урока:

- сформировать понятие «Единственное и множественное число» имен существительных.

Задачи урока:

- научить умению различать единственное и множественное число имен существительных;

- выделять признаки числа у имен существительных;

- развивать умения определять число имени существительного и изменять существительные по числам.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь для обучающихся, интернет доска SMART Board , презентация.

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Ход урока

Формирование УУД у обучающихся

I.Организационный момент. Мотивация к деятельности. Целевая направленность.

Слайд 1.

Приветствие гостей. Проверка готовности класса к занятию. Организация внимания.

1.Прогнозирование своей деятельности.

2.Развитие готовности к сотрудничеству.

II. Актуализация знаний.

Откройте тетрадь.

-Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

- Какую запись должны сделать дальше?

- Напишите слова «Классная работа».

Словарная работа.

Словарный взаимодиктант. (Ученики работают в парах. Каждый подбирает по 10 словарных слов и диктует соседу. Затем меняются ролями. Взаимопроверка по учебнику.)

- Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

Познавательные УУД

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  2. Представлять информацию в виде схемы.

  3. Выявлять сущность, особенности объектов.

  4. На основе анализа объектов делать выводы.

  5. Обобщать и классифицировать по признакам.

  6. Ориентироваться на развороте учебника.

  7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.

  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

  4. Умение работать в паре.

Личностные УУД.

  1. Развиваем умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

  2. Оценивать свои поступки в соответствии с определенной ситуацией.

  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Слайд 2.



Слайд 3.

Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового морфологического признака - числа.

Упр.248. Коллективная работа.

1.Чтение текста, беседа по содержанию.

- Как вы поняли, что такое шторм, а что штиль?

- Подходит ли другое заглавие?

- Кто главный герой рассказа? (Волны.)

2.Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя.(Волны, им, волна, обе, на них, на другую, следующая.) Выпишите из них только имена существительные.

Запись: волна-волны.

-Это разные слова или одно и то же слово?

-Как они называются? (Формы слова)

-Чем отличаются? (Разбираем по составу)

-Есть ли еще какие-то отличия между этими словами? Сколько предметов они называют?

-Что же это за признак у имен существительных? Как он называется?

-На этот вопрос мы будем искать сегодня ответ на уроке. Запишем его на доске: Как называется новый признак имен существительных?

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

-Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

IV.Открытие новых знаний.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.



Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Работа в учебнике.

1.Упр. 249

-Прочитайте информацию и назовите новый признак имен существительных.

-Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном?

-Прочитайте слова в упражнении. Какого они рода?

-Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами.

-Чем они отличаются?(Окончаниями)

2.Выполнение упр. 250-251.

-Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных женского и среднего рода.

Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в виде схемы на с.35.

Ученики еще раз, опираясь на схему, называют окончания существительных во множественном числе.

Работа с определением (изучающее чтение) с.34.

1.Чтение определения.

-Задайте вопрос к каждому абзацу. У вас получился вопросный план.

1) Как изменяются имена существительные?

2) Что обозначает единственное число имен существительных?

3) Когда употребляется множественное число?

Составьте схему-опору для ответа. Запись на доске и в тетрадях.

2. Чтение примеров (после определения)

3.Вопрос на углубление, осознание грамматического признака.

-Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет слово или разные?

-А по родам? Какой же это признак - постоянный

или непостоянный?

-Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам слово изменяется.)

-Такой признак, у которого у одного итого же слова может меняться, называется непостоянным.

V.Развитие умений.

1.Работа в учебнике.

1. Упр.252 - развивается умение определять число имен существительных и группировать их по числам.

Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить число имени существительного? Что еще нужно знать? (Что обозначает слово - один или много предметов)

-Какое можно подобрать слово-помощник для множественного числа? (Они.)

2.Дополнительно: историческая справка о двойственном числе.

-Запишите слова в столбик: бок, рог, рукав.

-Запишите эти слова во множественном числе (бока, рога, рукава).

-Сейчас в русском языке две формы числа: единственное и множественное. А когда-то было еще и двойственное число, которое обозначало парные предметы. Его имели те слова, которые мы записали, прочитайте их.

-Какая орфограмма есть в каждом из этих слов в форме единственного числа?

VI.Итог урока.

Слайд 10.

-Ответьте на вопрос, сформулированный в начале урока.

-Проверьте, как вы усвоили материал, выполнив задание № 6, тема 7 в рабочей тетради.

VII.Домашнее задание.


  1. Упр. 1, с.40.

  2. Составить рассказ о числе имен существительных с опорой на схему.

Заместитель директора по УВР ________________________ / М.С. Бурнаева/


© 2010-2022