- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа объединения по интересам Занимательная математика
Рабочая программа объединения по интересам Занимательная математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Копотиловская начальная общеобразовательная школа -филиал МАОУ Казанская средняя общеобразовательная школа
-
Согласовано
Заместитель директора
школы по УВР
Пешнёвской ООШ- филиала МАОУ Казанская СОШ
___________Г.Г.Кошукова
28.08.2015г.
Утверждено
приказом №49/1
от 29.08.2015 г.
Директор МАОУ Казанская СОШ
_____________Собянина О.А.
Рабочая программа
объединения по интересам «Занимательная математика»
Учитель начальных классов:
Н.Л. Созонова
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Визитная карточка
- Направление: общеинтеллектуальное
- Форма проведения: объединение по интересам «Занимательная математика»
-
Участники:
Учитель начальных классов Н. Л. Созонова
Образование: высшее ( ИГПИ им. П. П. Ершова по специальности
«педагогика и методика начального образования»)
Учащиеся 3 класса Учащиеся 4 класса
4. Количество участников: 15 учащихся 5. Сроки реализации: с 1 сентября 2015 года по 29 мая 2016 года 6. Адрес: д. Копотилово, ул. Центральная, 24 7.Телефон: 2 -11-73
-
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом поможет факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных УУД.
Цель кружка:
- Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи кружка:
- Развитие математических способностей учащихся;
- Формирование элементов логической и алгоритмической грамотности;
- Формирование коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- Воспитание интереса к предмету;
- Развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- Освоение эвристических приёмов рассуждения;
- Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- Формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностными результатами изучения данного курса являются:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- Воспитание чувства справедливости, ответственности;
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
2. Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки. Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание в пределах 1000.
Числа - великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
-
«Весёлый счет» - игра - соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
-
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Какой ряд дружнее», «Магазин»;
-
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
-
Игры с набором «Карточки - считалочки»- двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
-
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10, 20, 100», «Вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение», «Деление»;
-
Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам : «Сложение и вычитание до 100»;
-
Игры: «Крестики - нолики», Морской бой», конструкторы «Часы», «Весы».
Универсальные учебные действия:
-
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-
Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
-
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-
Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
-
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
-
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
-
Задачи, имеющие несколько способов решения. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделения условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
-
Нестандартные задачи. Использование знаково - символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
-
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
-
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ+ГРОМ= ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
-
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
-
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-
Искать и выбирать необходимую ситуацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково - символические средства для моделирования ситуации;
-
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
-
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-
Воспроизводить способ решения задачи;
-
Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
-
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно0;
-
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
-
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка анализа движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту - «путешествие точки». Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
-
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
-
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
-
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
-
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
-
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
-
Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля.
-
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус и т.д.
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
-
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
-
Танграм: древняя китайская головоломка;
-
Конструкторы «лего». Набор «Геометрические тела».
Универсальные учебные действия:
-
Ориентироваться в понятиях «влева», «вправо», «ввеох», «вниз»;
-
Ориентироваться на точку начало движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
-
Проводить линии по заданному маршруту;
-
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже4
-
Анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
-
Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-
Выявлять закономерности в расположении деталей;
-
Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
-
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном слови;
-
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов и из развёрток;
-
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Условия реализации программы.
Кружок создается на добровольной основе для учащихся 3,4 классов, имеющих повышенный интерес к математике.
Занятия групповые, 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Всего 34 часа.
3. Календарно- тематическое планирование
№ занятия
Дата проведения
Тема занятия
Виды деятельности
план
факт
1
02.09
«Удивительная снежинка»
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры»
2
09.09
Крестики - нолики
Игра «крестики - нолики», «волшебная палочка» "лучший лодочник»
3
16.09
Математические игры
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид.
4
23.09
Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
5
30.09
Секреты задач
Решение нестандартных занимательных задач. Задачи в стихах.
6
7
07.10
14.10
«Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
8
21.10
Геометрический калейдоскоп
Конструирование многоугольников из заданных элементов
9
28.10
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)
10
11.11
«Шаг в будущее»
Конструкторы: «спички», «полимино». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше»
11
18.11
Геометрия вокруг нас
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
12
25.11
Путешествие точки
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов. Проверка работы
13
02.12
«Шаг в будущее»
Конструкторы, математические игры
14
09.12
Тайны окружности
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля.
15 -16
16,23.12
Математическое путешествие
Вычисления в группах
17
13.01
«Новогодний серпантин»
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи
18
20.01
Математические игры
Построение математических пирамид
19
27.01
«Часы нас будят по утрам»
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
20
03.02
Геометрический калейдоскоп
Задание на разрезание и составление фигур
21
10.02
головоломки
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров.
22
17.02
Секреты задач
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи
23
24.02
«Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
24-25
03,10.03
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, конструкторы
26-27
17.03
01.04
Дважды два - четыре
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «математическое домино», «Говорящая таблица умножения»
28
06.04
В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)
29
13.04
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности
30
20.04
Составь квадрат
Прямоугольник, квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей
31
32
27.04
04.05
Мир занимательных задач
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартное решение. Обратные задачи и задания
33
11.05
Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др.
34
18.05
Математическая эстафета
Решение олимпиадных задач
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу года обучающиеся должны уметь:
-
- Ориентироваться в понятиях «влево », «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей.
- Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей ; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля : сравнивать построенную конструкцию с образцом.
-
- Выполнять маршрут передвижения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму):
- Выполнять путешествие точки (на листе в клетку).
- строить собственный маршрут (рисунок) и его описание.
- Выполнять геометрические узоры, закономерности в узорах.
- Располагать детали фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).
- Выбирать детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу.
- Разрезать и составлять фигуры.
- Делить заданную фигуру на равные по площади части.
- Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.
- Распознавать (находить) окружности на орнаменте.
- Моделировать из проволоки.
- Создать объёмные фигуры из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед.
Список литературы
- Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой,; Начальная школа 21 века, 1-4 классы, М.: Издательский цент «Вентана-граф», 2011г.
- Учебное издание «Программы внеурочной деятельности»,; система Л.В. Занкова, сост. Е.Н. Петрова,; ООО Издательство «Учебная литература», 2012г.
-
Гороховская Г.Г. решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников// нач. шк. 2009 - №7
-
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000
-
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. -СПб.: Кристалл, 2001
-
Игры со спичками: Задачи и развлечения/ сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск: Фирма «Вуал», 1993
-
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006г.
-
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.: Союз, 2001
-
Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. -М.: АСТ, 2006
-
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975