Л. Н. Толстой рассказ Прыжок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 2 «а» учитель: Восковщук Светлана Юрьевна

Предмет: литературное чтение

Тип урока: Урок знакомства с новым материалом.

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок».

Дата: 13 ноября 2014 года

Цели урока: Через события рассказа помочь учащимся понять и почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением.

Задачи:

Образовательные.

Обсудить главную нравственную проблему этого рассказа - прыжок - это поступок смелого человека.

Развивающие. Учить правильному, сознательному, выразительному чтению; научить детей определять и выделять кульминацию; учить детей ориентироваться в тексте, внимательно его просматривать и находить нужное, расширять словарный запас.

Воспитательные. Воспитывать положительные качества личности учащихся, воспитывать взаимопонимание, культуру поведения на уроке, аккуратность, навыки самооценки.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть, компьютер, проектор, презентация к уроку power point, карточки со словами,


Ход урока.

Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

Эпилогом к уроку будут служить слова Пушкина

«Чтение - ничто:

осмысленное чтение - кое-что;

чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство»

А.С. Пушкин

К этим словам Пушкина мы вернемся в конце урока.

Актуализация знаний. Стадия вызова.

- Чтобы узнать автора и название произведения, которое мы будем читать, надо выполнить несколько заданий.

Вы видите список рассказов. Рядом фамилии трёх писателей.

Найдите писателя, который является автором этих произведений

А. С. Пушкин «Лев и собачка»

Л. Н. Толстой «Филиппок» РОЗОВАЯ

И. А. Крылов «Акула»

Ученица 1 о Толстом

Мы знаем, что детство будущий писатель провёл в Ясной Поляне. Мать его умерла рано, когда Лёвушке было полтора года. Детей в семье было пятеро. Николай, Сергей, Дмитрий, Лёвушка и младшая сестра Машенька. Самый старший был Николенька. Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки и истории с привидениями и юмористические истории. Он говорил с такой уверенностью, что забывалось что это выдумка.

- Чтобы узнать какое произведение автора мы будем читать, расшифруйте его название.

WZПYJNRPQSЫVNXЖLOISDK КРАСНАЯ

(Л.Толстой «Прыжок»)

-Ребята каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Прочитайте ещё раз название рассказа.

- Подберите родственные слова.

Прыжок

Прыгать

Прыгнуть

- В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

Сегодня мы вместе с героями произведения отправляемся в путешествие.

- Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?

Ученик2

Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли. Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

Сегодня мы будем работать над былью.

Что такое быль?

«Дерево ожиданий» Предположите свои ожидания на урок. Перед вами тучки и солнышки. Давайте над нашим кораблём их раз разместим и посмотрим какая погода будет на нашем уроке.

В конце урока проверим сбылись ли ваши ожидания…

Давайте, обратим внимание на трудные слова

№3 Палуба На многих кораблях имеются палубы, которые идут не по всей длине корабля - они называются платформами.

Мачта- вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая растяжками, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.

Аршин- старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.

Каюта помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей ,а также различных служебных целей (буфет, кают-компания

- Я предлагаю вам прослушать аудиозапись этого произведения и постараться следить за чтецом.

- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Проблемный вопрос:
- Из-за чего мальчик совершил прыжок?

(В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца)

Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

Чтение с остановками. Стадия осмысления.

1 часть (оканчивается словами …или плакать)

- Где происходило действие?

- Кто был на корабле?

- Как вела себя обезьяна? Найдите и прочитайте это строки.

- Что произошло на корабле?

- Предположите, что будет дальше.

2 часть (оканчивается словами …ещё выше).

- Что делала обезьяна на перекладине?

- Как отреагировал мальчик на действия зверька?

- Если бы вы были на его месте, что бы вы сделали?

- Как будут развиваться события дальше?

3 часть (оканчивается словами …верёвку и мачту).

- Почему мальчик полез за животным?

- Подумал ли он о последствиях?

- Где оказались мальчик и обезьяна?

- Что сделала обезьяна?

- Что будет происходить дальше в рассказе?

4 часть (оканчивается словами …все замерли от страха).

- Каковы были ответные действия мальчика?

- Как отреагировали люди на палубе?

-Почему они замерли от страха?

-Что же будет дальше?

5 часть (оканчивается словами … зашатался).

- Какая неожиданность произошла в самый непростой момент?

- Что произошло с мальчиком?

- Что же дальше?

6 часть (оканчивается словами …вниз и прыгнул).

- Кто и как спас его?

- Надо ли было целиться в мальчика и кричать «Застрелю!»?

Разве не достаточно было просто крикнуть «Прыгай в воду!»?

- Чем завершится наш рассказ?

- Кто вытащил мальчика из воды?

- Почему 40 секунд показались долгими?

- Почему капитан убежал в каюту?

Заключительная беседа.

- Как вы думаете, этой истории мог бы быть др. конец?

- Вспомните наши предположения, что из них совпало с происходящими событиями.

Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок».

- Какой момент в рассказе вам показался наиболее напряженным? (Найди и зачитай эти строчки в тексте).

-Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?

- Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (Времени на раздумья совсем не было - надо было быстро принимать решение.)

- Какими качествами должен обладать капитан? (Дети перечисляют: смелость, отвага, решительность, непререкаемость в голосе, твердость )

-Каким воспитал капитан своего сына? Видно ли по поведению мальчика, что он - сын капитана?

- Для чего автор рассказал нам эту быль?

- Что он хотел сказать этим произведением?

Можно ли обезьянку назвать главным героем рассказа? Обезьянка - не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.

Выберите подходящие высказывания. ЖЁЛТАЯ

Страх преодолеть нелегко

От скорости принятия решения может зависеть чья-то жизнь

Все в жизни достаётся легко и просто

Совершить поступок может каждый

Нужно быть храбрым, решительным

Во всем виновата обезьяна

Поступки совершают смелые люди

Важные решения нужно принимать быстро

Вернемся к эпилогу (Работа с высказыванием А.С.Пушкина.)

- Прочитайте еще раз высказывание А.С.Пушкина.

Согласны ли вы с мнением великого поэта?

Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (Дети отвечают, что на уроке они не только прочитали рассказ Толстого «Прыжок», но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор)

Если автор решил рассказать об этом нам, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

Работа в группах . Составить синквейн

Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог.

Домашнее задание у вас будет подготовить выразительное чтение и составить синквейн. С него мы продолжим работу над рассказом.

На следующем уроке мы попытаемся разобраться, а можно ли было предотвратить эту ситуацию.

Л.Н.Толстой рассказ Прыжок

© 2010-2022