Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы светской этики (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы светской этики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основании авторской программы А.Я. Данилюка. « Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС. М.: Просвещение, 2013 Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей - модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Цели курса:

  • Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
  • Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи курса:
  • знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и
  • формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований. В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно- нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим, целесообразно считать, что курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

Учебно-тематический план № Наименование разделов Всего часов 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 2 Основы светской этики. 28 3 Духовные традиции многонационального народа России 5
Итого 34

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Курс светской этики - это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного поведения в обществе. Этика охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка. Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе. В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир. Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет
ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность. Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства - товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей - то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Ученик младших классов ещѐ только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своѐ место в нѐм. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребѐнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.
Планируемые результаты освоения курса «Основы светской этики» Личностные УУД:
  1. формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  2. формирование семейных ценностей;
  3. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  4. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  6. развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • умение осуществлять информационный поиск.

Содержание учебного модуля «Основы светской этики) Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России. Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы светской этики. (28 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективным.

Календарно - тематическое планирование 4 класс № п/п Тема урока Тип урока Основные виды учебной деятельности

Дата

План

Факт Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) 1 Россия - наша Родина Урок введения в новую тему Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики героев РОССИИ.

Основы светской этики (28 часов) 2 Что такое светская этика? Урок изучения нового материала Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

3 Мораль и культура Урок изучения нового материала Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,

4 Особенности морали. Комбинированный урок Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.

5 Добро и зло. Урок изучения нового материала Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,

6 Добро и зло. Комбинированный урок Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,

7 Добродетель и порок Урок изучения нового материала Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.

8 Добродетель и порок Комбинированный урок Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.

9 Свобода и моральный выбор человека Урок изучения нового материала Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.) Словарный диктант по содержанию 3 - 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

10 Свобода и ответственность
Комбинированный урок Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11 Моральный долг
Урок изучения нового материала Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.

12 Справедливость Урок изучения нового материала Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)

13 Альтруизм и эгоизм
Урок изучения нового материала Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся.

14 Дружба Комбинированный урок Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы - рассказа о своем друге.

15 Что значит быть моральным Комбинированный урок Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным - это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия - наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».

16 Подготовка творческих проектов. Урок систематизации новых знаний Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.

17 Презентация творческих работ Урок-проект Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

18 Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества Урок изучения нового материала Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.


19 Нравственный поступок Урок изучения нового материала Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос

20 Золотое правило нравственности Урок изучения нового материала Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации.

21 Стыд, вина и извинение. Урок изучения нового материала Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий

22 Честь и достоинство Урок изучения нового материала Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий.

23 Совесть. Урок изучения нового материала Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.

24 Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Комбинированный урок Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации.

25 Джентльмен и леди. Комбинированный урок Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.

26 Образцы нравственности в культуре Отечества. Комбинированный урок Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации




27 Образцы нравственности в культуре Отечества. Комбинированный урок Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации

28 Этикет Урок изучения нового материала Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа

29 Этикет Комбинированный урок Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) 30 Семейные праздники. Комбинированный урок Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации


31 Жизнь человека- высшая нравственная ценность Комбинированный урок Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа.

32 Любовь и уважение к Отечеству Комбинированный урок Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

33 Подготовка творческих проектов. Урок систематизации новых знаний Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом

34 Презентация творческих работ Урок-проект Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.




























Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Печатные пособия
    1. Авторская программа А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС.
М.: Просвещение, 2013.
  1. Комплексная программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». А.В. Кураев, Д.И. Латышина., М.Ф. Муртазин и др. Просвещение, 2011.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 - 5 классы.
М.: Просвещение, 2012. 4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение, 2010 г. 5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. «Просвещение». 2014г. 6. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я. М.: Просвещение, 2012. 7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет- ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. 8. Энциклопедическая и справочная литература.

  1. Материально-технические средства обучения
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором











РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов. Протокол от « » августа 20__ г. № 1




СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР
____________________




© 2010-2022