- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»
Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова О.С. |
Дата | 02.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема : «Число 6. Цифра 6»
Цель:
1) Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.
2) Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - изображения вагончиков поезда, животных: мишки, зайца, белки, лисы, волка, барсука; цифры 1-6; модель числового отрезка; картинка: домик с замком, напоминающим цифру 6; «письмо» барсука.
Раздаточный -кубики, игрушки и геометрические фигуры для игры «Поезд».
Ход занятия:
I. Знакомство с числом 6 и цифрой 6.
Игра «Поезд».
Дети объединяются в группы. У каждой группы кубики одного цвета и мелкие игрушки: матрешки, солдатики, зверушки и т.п.
На доске - модель числового отрезка. В начале отсчета - паровозик, на каждой из 5 «станций» - изображения животных.
а) - Ребята, сегодня у лесных жителей праздник - День леса. Они решили устроить на лесной поляне пикник. Но добраться до поляны можно только на поезде. На каждой станции живет какой-нибудь зверь. Наш поезд должен доставить на пикник каждого из них.
|___________|____________|____________|___________|___________|___________|
1 2 3 4 5
- Итак, паровозик отправляется. Кого мы возьмем на первой станции? (Мишку)
- В каком направлении должен двигаться наш поезд, чтобы попасть на станцию 2: влево или вправо? Почему?
- Отправляемся! Приехали! Кого возьмем на второй станции? (Зайца)
- Что происходит с числами при движении вправо? (Они увеличиваются на 1. Получается следующее при счете число.)
«Путешествие» продолжается от «станции» к «станции» до цифры 5.Дети забирают с собой в поезд мишку (1), зайца (2), белку (3), лису (4), волка (5), присчитывая по 1. Таким образом, повторяются порядковые числительные от 1 до 5 и проговаривается, что каждое следующее число на 1 больше предыдущего.
- Ребята, а как же нам добраться до лесной полянки? Там в сторожке у барсука припасены всякие лакомства для пикника. (Надо еще одну станцию проехать.) Какой она будет по счету? (Шестой)
- Посмотрите: на сторожке барсука висит замок, а рядом «письмо» : «Этот замок волшебный, он показывыает номер нашей последней остановки. Если вы скажете, как из числа пять получить число 6, то замочек откроется» Поможем лесным жителям! (5+1=6)
- Молодцы! Волшебный замочек открылся!
Воспитатель снимает волшебный замок - цифру 6 - и прикрепляет ее к последней точке на числовом отрезке.
б) На столах у детей кубики и игрушки. Дети работают в группах. Воспитатель предлагает каждой группе составить поезд и отвезти гостей на праздник. В каждом поезде должно быть шесть вагонов, и в каждый вагон можно посадить по одному пассажиру. Таким образом, дети закрепляют состав числа 6 из единиц и повторяют порядковый счет до 6.
За работу каждой группы отчитывается «начальник поезда», напимер: « В нашем поезде 6 желтых вагончиков. В них едут шесть оловянных солдатиков».
в) - Спасибо, ребята! Теперь все собрались на лесной поляне на праздник леса. Всех ждет угощение:лесные ягоды, орехи, грибы. Разложите их по тарелкам так, чтобы на каждой было по 6 ягод, или по 6 орехов, или по 6 грибов.
- Звери решили поиграть в шарики. Из красных и синих кружков, которые лежат у вас на столе, надо составить набор из 6 шариков. Что у вас получилось? Как это записать?
Перебираются все возможные варианты: 5+1=6, 4+2=6, 3+3=6, 2+4=6, 1+5=6.
ⓀⓀⓀ ⓀⓀⓀ ⓀⓀⓀ ⓀⓀⒸ ⓀⒸⒸ
ⓀⓀⒸ ⓀⒸⒸ ⒸⒸⒸ ⒸⒸⒸ ⒸⒸⒸ
II. Физкультминутка «Поезд»
Дети декламируют стихотворение и имитируют движение поезда:
Паровоз паровоз Кто едет в поезде?
Новенький, блестящий, Плюшевые мишки,
Он вагоны повез, Кошки пушистые,
Точно настоящий. Зайцы и мартышки.
III. Закрепление знаний о числе 6 и цифре 6.
1) №1, стр.4.
а) - Назовите числа в кружочках.
- Назовите соседей числа 5: какое число стоит слева от него, справа? Какое число предыдущее по отношению к числу 5, а какое последующее?
- На сколько каждое следующее число больше, чем предыдущее?
б) - Посмотрите на числовой отрезок. Как попасть из точки 5 в точку 6? (Надо сделать 1 шаг вправо - прибавить 1.)
- Как изменяются числа при движении по числовому отрезку вправо, влево? (При движении вправо числа увеличиваются, а при движении влево - уменьшаются.)
- Как получить число 6? (Надо к 5 прибавить 1, 5 увеличить на 1.)
в)- Посмотрите на кости домино. На какие две части можно разбить число 6? (Шесть - «пусто», пять - один , четыре - два, три - три.)
Для лучшего запоминания состава числа 6 полезно самим детям изготовить модели фишек домино - наклеить на прямоугольники соответствующее число кружочков-точек.
г) - Сколько птичек? (Их шесть). Сколько проводов они заняли ? (Три.)
- Как из трех чисел составить число 6? (3+2+1=6.)
- А как еще можно составить число 6 из трех чисел? (С помощью предметных действий с фигурами дети предлагают свои варианты. Например, 4+1+1=6.)
д) - Какой шестой день недели? Какой шестой месяц года? Какое это время года?
е) - Рассмотрите цифру 6. Что напоминает вам эта цифра? На что она похожа?
Цифра шесть- Рогалик к бублику приклей,
Дверной замочек: Да только есть его не смей.
Сверху крюк, Не крендель это, чтобы есть.
Внизу кружочек А просто - цифра шесть!
(С. Маршак) ( В.Бакалдин)
2) №2, стр.4.
В задании закрепляется графический образ цифры 6. Вначале дети обводят пальчиком большую цифру 6 на образце слева. Затем несколько раз повторяют движение руки в воздухе и после этого обводят большую цифру 6 красным карандашом.
Можно использовать игровые упражнения " Маляры", "Дирижеры", "Буратино", "Футболисты". Движения, необходимые для написания цифры 6 производятся, соответственно, кистью, дирижерской палочкой, носом, ногой и повторяются несколько раз. Затем дети рисуют "кудри" - цифры 6 на картинках.
VI. Физкультминутка "Самолет"
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло - вперед,
Левое крыло - вперед.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет.
VI. Повторение.
1) № 3, стр.5.
В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, которые связываются с разбиением на части групп из 6 предметов.
- Ребята, как вы думаете, что надо сделать в этом задании?
- Расскажите, сто вы видите на картинке, допишите равенства и объясните, что они означают.
Возможные ответы детей:
- На картинке 1 птичка и 5 жучков - всего 6 предметов: 1+5=6.
- Переставим части, получим тот же результат: 5+1=6.
- Из 6 вычтем одну его часть - число 1, останется вторая его часть - 5.
- Теперь из 6 вычтем, наоборот, число 5, тогда останется число 1.
Степень самостоятельности детей при выполнении второго задания должна увеличиваться. Следует обратить внимание на то, что обе части равны, поэтому первые два и последние два равенства одинаковые.
Третье задание можно предложить для самостоятельной работы. Самопроверка - по готовому образцу с проговариванием в громкой речи.
2) № 4, стр. 5.
Задание направлено на развитие у детей логического мышления и пространственного воображения. Здесь же закрепляются навыки счета и представления о треугольнике. Его выполнение детьми целесообразно продублировать на доске с использованием цветных треугольников, вырезанных из бумаги, как бы "разложить" рисунки:
Таким образом, на первом рисунке 3 треугольника, на втором - 5, а на третьем - 6.
3) № 5, стр. 5.
Возможны различные варианты решения.
I вариант:
Лишний котенок, потому что это животное, а машина и велосипед - виды транспорта.
II вариант:
У котенка четыре лапы, и у машины 4 колеса, а у велосипеда - 3 колеса, поэтому он лишний.
Варианты, предложенные детьми, следует считать правильными, если они верно их объяснят, то есть назовут свойство, которым обладает один предмет и не обладают оба других.
V. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.
- Молодцы! Вы справились с очень трудными заданиями. Что вам понравилось больше всего? Как справились с затруднениями?
- с каким новым числом познакомились? Напишите цифру 6 рукой в воздухе. Молодцы!
Дома закончите узоры и дорожки в клетках, не нарушая порядка, и нарисуйте картинку о числе 6 и цифре 6.