Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : «Число 6. Цифра 6»

Цель:

1) Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.

2) Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Материалы к занятию:

Демонстрационный - изображения вагончиков поезда, животных: мишки, зайца, белки, лисы, волка, барсука; цифры 1-6; модель числового отрезка; картинка: домик с замком, напоминающим цифру 6; «письмо» барсука.

Раздаточный -кубики, игрушки и геометрические фигуры для игры «Поезд».

Ход занятия:

I. Знакомство с числом 6 и цифрой 6.

Игра «Поезд».

Дети объединяются в группы. У каждой группы кубики одного цвета и мелкие игрушки: матрешки, солдатики, зверушки и т.п.

На доске - модель числового отрезка. В начале отсчета - паровозик, на каждой из 5 «станций» - изображения животных.

а) - Ребята, сегодня у лесных жителей праздник - День леса. Они решили устроить на лесной поляне пикник. Но добраться до поляны можно только на поезде. На каждой станции живет какой-нибудь зверь. Наш поезд должен доставить на пикник каждого из них.

Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»

|___________|____________|____________|___________|___________|___________|

1 2 3 4 5

- Итак, паровозик отправляется. Кого мы возьмем на первой станции? (Мишку)

- В каком направлении должен двигаться наш поезд, чтобы попасть на станцию 2: влево или вправо? Почему?

- Отправляемся! Приехали! Кого возьмем на второй станции? (Зайца)

- Что происходит с числами при движении вправо? (Они увеличиваются на 1. Получается следующее при счете число.)

«Путешествие» продолжается от «станции» к «станции» до цифры 5.Дети забирают с собой в поезд мишку (1), зайца (2), белку (3), лису (4), волка (5), присчитывая по 1. Таким образом, повторяются порядковые числительные от 1 до 5 и проговаривается, что каждое следующее число на 1 больше предыдущего.

- Ребята, а как же нам добраться до лесной полянки? Там в сторожке у барсука припасены всякие лакомства для пикника. (Надо еще одну станцию проехать.) Какой она будет по счету? (Шестой)

- Посмотрите: на сторожке барсука висит замок, а рядом «письмо» : «Этот замок волшебный, он показывыает номер нашей последней остановки. Если вы скажете, как из числа пять получить число 6, то замочек откроется» Поможем лесным жителям! (5+1=6)

- Молодцы! Волшебный замочек открылся!

Воспитатель снимает волшебный замок - цифру 6 - и прикрепляет ее к последней точке на числовом отрезке.

б) На столах у детей кубики и игрушки. Дети работают в группах. Воспитатель предлагает каждой группе составить поезд и отвезти гостей на праздник. В каждом поезде должно быть шесть вагонов, и в каждый вагон можно посадить по одному пассажиру. Таким образом, дети закрепляют состав числа 6 из единиц и повторяют порядковый счет до 6.

За работу каждой группы отчитывается «начальник поезда», напимер: « В нашем поезде 6 желтых вагончиков. В них едут шесть оловянных солдатиков».

в) - Спасибо, ребята! Теперь все собрались на лесной поляне на праздник леса. Всех ждет угощение:лесные ягоды, орехи, грибы. Разложите их по тарелкам так, чтобы на каждой было по 6 ягод, или по 6 орехов, или по 6 грибов.

- Звери решили поиграть в шарики. Из красных и синих кружков, которые лежат у вас на столе, надо составить набор из 6 шариков. Что у вас получилось? Как это записать?

Перебираются все возможные варианты: 5+1=6, 4+2=6, 3+3=6, 2+4=6, 1+5=6.

ⓀⓀⓀ ⓀⓀⓀ ⓀⓀⓀ ⓀⓀⒸ ⓀⒸⒸ

ⓀⓀⒸ ⓀⒸⒸ ⒸⒸⒸ ⒸⒸⒸ ⒸⒸⒸ

II. Физкультминутка «Поезд»

Дети декламируют стихотворение и имитируют движение поезда:

Паровоз паровоз Кто едет в поезде?

Новенький, блестящий, Плюшевые мишки,

Он вагоны повез, Кошки пушистые,

Точно настоящий. Зайцы и мартышки.

III. Закрепление знаний о числе 6 и цифре 6.

1) №1, стр.4.

а) - Назовите числа в кружочках.

- Назовите соседей числа 5: какое число стоит слева от него, справа? Какое число предыдущее по отношению к числу 5, а какое последующее?

- На сколько каждое следующее число больше, чем предыдущее?

б) - Посмотрите на числовой отрезок. Как попасть из точки 5 в точку 6? (Надо сделать 1 шаг вправо - прибавить 1.)

- Как изменяются числа при движении по числовому отрезку вправо, влево? (При движении вправо числа увеличиваются, а при движении влево - уменьшаются.)

- Как получить число 6? (Надо к 5 прибавить 1, 5 увеличить на 1.)

в)- Посмотрите на кости домино. На какие две части можно разбить число 6? (Шесть - «пусто», пять - один , четыре - два, три - три.)

Для лучшего запоминания состава числа 6 полезно самим детям изготовить модели фишек домино - наклеить на прямоугольники соответствующее число кружочков-точек.

г) - Сколько птичек? (Их шесть). Сколько проводов они заняли ? (Три.)

- Как из трех чисел составить число 6? (3+2+1=6.)

- А как еще можно составить число 6 из трех чисел? (С помощью предметных действий с фигурами дети предлагают свои варианты. Например, 4+1+1=6.)

д) - Какой шестой день недели? Какой шестой месяц года? Какое это время года?

е) - Рассмотрите цифру 6. Что напоминает вам эта цифра? На что она похожа?

Цифра шесть- Рогалик к бублику приклей,

Дверной замочек: Да только есть его не смей.

Сверху крюк, Не крендель это, чтобы есть.

Внизу кружочек А просто - цифра шесть!

(С. Маршак) ( В.Бакалдин)

2) №2, стр.4.

В задании закрепляется графический образ цифры 6. Вначале дети обводят пальчиком большую цифру 6 на образце слева. Затем несколько раз повторяют движение руки в воздухе и после этого обводят большую цифру 6 красным карандашом.

Можно использовать игровые упражнения " Маляры", "Дирижеры", "Буратино", "Футболисты". Движения, необходимые для написания цифры 6 производятся, соответственно, кистью, дирижерской палочкой, носом, ногой и повторяются несколько раз. Затем дети рисуют "кудри" - цифры 6 на картинках.

VI. Физкультминутка "Самолет"

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло - вперед,

Левое крыло - вперед.

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет.

VI. Повторение.

1) № 3, стр.5.

В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, которые связываются с разбиением на части групп из 6 предметов.

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать в этом задании?

- Расскажите, сто вы видите на картинке, допишите равенства и объясните, что они означают.

Возможные ответы детей:

- На картинке 1 птичка и 5 жучков - всего 6 предметов: 1+5=6.

- Переставим части, получим тот же результат: 5+1=6.

- Из 6 вычтем одну его часть - число 1, останется вторая его часть - 5.

- Теперь из 6 вычтем, наоборот, число 5, тогда останется число 1.

Степень самостоятельности детей при выполнении второго задания должна увеличиваться. Следует обратить внимание на то, что обе части равны, поэтому первые два и последние два равенства одинаковые.

Третье задание можно предложить для самостоятельной работы. Самопроверка - по готовому образцу с проговариванием в громкой речи.

2) № 4, стр. 5.

Задание направлено на развитие у детей логического мышления и пространственного воображения. Здесь же закрепляются навыки счета и представления о треугольнике. Его выполнение детьми целесообразно продублировать на доске с использованием цветных треугольников, вырезанных из бумаги, как бы "разложить" рисунки:

Конспект открытого урока «Число 6. Цифра 6»

Таким образом, на первом рисунке 3 треугольника, на втором - 5, а на третьем - 6.

3) № 5, стр. 5.

Возможны различные варианты решения.

I вариант:

Лишний котенок, потому что это животное, а машина и велосипед - виды транспорта.

II вариант:

У котенка четыре лапы, и у машины 4 колеса, а у велосипеда - 3 колеса, поэтому он лишний.

Варианты, предложенные детьми, следует считать правильными, если они верно их объяснят, то есть назовут свойство, которым обладает один предмет и не обладают оба других.

V. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.

- Молодцы! Вы справились с очень трудными заданиями. Что вам понравилось больше всего? Как справились с затруднениями?

- с каким новым числом познакомились? Напишите цифру 6 рукой в воздухе. Молодцы!

Дома закончите узоры и дорожки в клетках, не нарушая порядка, и нарисуйте картинку о числе 6 и цифре 6.


© 2010-2022