Доклад Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Школа -гимназия имени академика Е.А. Букетова»


Доклад

« Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения»




Подготовила: Мерешкова Г.Н..

учитель начальных классов

2015 год

Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к книге, чтению, думается выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения, новых технологий. Одним из путей достижения этой цели является развитие функциональной грамотности учащихся в аспекте функционального чтения.

Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы обозначено участие казахстанских школьников в Международном проекте «Изучение качества чтения и понимание текста».

В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения?

В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:

-поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий

уровень);

-поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

- поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

- поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

- понимание сложных текстов и их интерпретация,

- формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения изучающим просмотровым, ознакомительным. Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная расшифровка, когда из отдельных предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ.

Вторая - это интерпретация текста: объяснение, сравнение и сопоставление, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - это создание своего нового смысла, т.е. «присвоение» добытых новых знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учебе, профессиональной деятельности.

После чтения у читателя возникают свои чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений существования различных точек зрения по многим вопросам.

Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Однако сегодня на первый план выдвигается творческое чтение. требующее осмысления полученной в процессе чтения информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.

Чтение может быть:

- рациональным или эмоциональным (по участию психических процессов- мышления, памяти, воображения, воли, чувств);

- функциональным или эстетическим (по целям);

- деловым или досуговым (по мотивам);

- быстрым или медленным (по скорости).

Рациональное чтение используется для работы с научной, учебной, публицистической литературой. При таком чтении опираются на мышление, память, волю; воображение и эмоции в данном случае включены в меньшей степени. Рациональное чтение строится в соответствии с определенными алгоритмами, причем можно выделить этапы ориентировочного (ознакомительного), просмотрового (поискового) и аналитического (изучающего) чтения.

Ориентировочное чтение позволяет сделать выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, обычно такое чтение используется либо для отбора текстов с целью последующего более углубленного чтения, либо как его первый этап (автор, название, аннотация, оглавление, предисловие, иллюстрации (схемы, графики, рисунки).

Досуговое чтение связано с отдыхом, развлечением; в таком чтении воля ипамять практически не участвуют.

Просмотровое чтение, или сканирование, позволяет «пробегать» текст, получая общее представление о нем. Оно включает ориентировочное чтение, а также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста, выделение ключевых слов и понятий. Такое чтение дает представление о стиле автора. степени трудности текста. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится необходимая информация. Этому виду знакомства с текстом отводится центральная роль при экранном и функциональном чтении.

Аналитическое чтение - это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает отбор важных и второстепенных фактов, ответы на вопросы и постановку вопросов. Все виды свертывания информации (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов, оценку прочитанного и создание собственных смыслов, выражение своего мнения в различных жанрах письменных работ - в эссе, рецензии, отзыве, докладе, презентации.

Творческое чтение - это вторая и третья фаза чтения, в которых главная роль отводится интерпретации, оценке и рефлексии.

Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства.

Очень важную роль играет функциональное чтение. Это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Существуют специальные требования к текстам для развития функционального чтения, правила составления заданий, алгоритмы, которыми можно пользоваться при подготовке к уроку. Владение навыком функционального чтения - опора для развития когнитивного (познавательного) и творческого мышления. При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора информации. Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом, развивается когнитивное мышление.

В течение многих лет я применяю на своих уроках элементы критического мышления.

Что такое критическое мышление объяснять нет необходимости. В двух словах.

Критическое мышление - это способность:

1. Создавать и исследовать альтернативы, устанавливать и проверять предпосылки.

2. Приходить к твердому мнению и находить решение проблем.

3. Принимать независимое обдуманное решение, создавать новые обдуманные вопросы, необычные образы, вживаться в образ, передавать свои чувства и настроение.

Данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умении анализировать и применять данную информацию, учиться присваивать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии..

PIRLS предлагает приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения. Прием «Целенаправленное чтение» используется, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ.

При подготовке к уроку

1. Учитель изучает заранее текст и делит его на смысловые части таким образом, чтобы остановка приходилась перед поворотом в событиях сюжета.

2. Выясняет, значение каких слов дети могут понять из контекста, а какие нужно пояснить, записав на доске.

3. В каждой части разрабатывает систему многоуровневых вопросов, таким образом, чтобы в результате выйти на идею произведения. Включает вопросы по анализу выразительных средств и авторской точки зрения.

Прием «Разноуровневые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова -это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления-способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении-демонстрации понимания пройденного.

Уровень 1. Буквальные (фактические, тематические).

Вопросы направлены на запоминание, воспроизведение информации.

Уровень 2. Трансформация.

Вопросы, позволяющие передать информацию в другой форме. Что вы слышите? Что видите? Что ощущаете?

Уровень 3. Интерпретация.

Толкование смысла. Вопросы направлены на обнаружение связи между фактами, поступками, отношениями. Что вы думаете о том, что услышали?)

Уровень 4. Анализ-проблемные.

Вопросы, позволяющие объяснить пути решения проблемы

Почему? С какой целью?

Уровень 5. Синтез.

Вопросы этого уровня дают возможность использовать все знания для решения проблемы.

Уровень 6. Оценка. Вопросы этого уровня заставляют принимать решения, формулировать мнения, а также делать выводы о качестве информации, которую получили.

Еще одна технология, о которой я хочу рассказать, на уроках литературного чтения является ведущей. Она обеспечивает формирование читательской компетенции младших школьников. Это технология продуктивного чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусства). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позиции. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ, беседа о личности, творчестве писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательскими представлениями.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысления содержания, художественной нормы).

Виды творческих заданий: - сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы.

- сфера воображения: составление диафильма, комикса, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование схем, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

- эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

- реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.

Таким образом, текст становится информационным полем, а задания к нему предполагают следующие умения:

- умение применять различные стратегии чтения;

- сопоставление;

- поиск завуалированной информации;

- выстраивание логических цепочек;

- привлечение собственного опыта и знаний из других предметов;

- извлечение из текста запрашиваемой информации.

Нельзя не остановиться на трудностях, связанных с пониманием текста, которые испытывают младшие школьники.

Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к тексту меняет мотивацию ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
Чтобы увидеть, как воспринято и понято произведение и что для себя взял ребёнок, предлагаются задания (которые с удовольствием выполняют учащиеся) Содержание заданий теста способствуют формированию умения оценить поступки героев, сделать выводы и помогают задуматься над своими поступками и поведением. Задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос. В классе постоянно действуют правила, уважай того, кто отвечает; умей работать в паре, группах; индивидуально работая, соблюдай тишину; наш класс - наш дом (бережное отношение к тому, кто и что тебя окружает).

Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями, так как, не овладев практически признаками текста, дети читают его как отдельные предложения. Подготовка к чтению текста как новой единицы начинается уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.

Для того чтобы подготовить детей к осмысливанию текста при самостоятельном чтении привлекается слушание, которое более тесно связано с чтением, чем с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего. Предварительное или последующее слушание и самостоятельное чтение постоянно используется в обучении, помогая осмысливать читаемое.

Поскольку у учащихся шести-семи лет преобладает наглядно-действенное мышление, необходимо использовать в процессе обучения практические действия детей. С этой целью выделяются упражнения, предполагающие их самостоятельные действия.

Главное - чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого в доступной форме, без каких-либо определений нужно показать ему признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом.

Первое, с чего нужно начинать, - это заглавие и тема текста. По ним легче всего определить, о чем говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает у детей внимание к целому тексту. Показывается различие между набором предложений и связным текстом.

Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляю с помощью следующих упражнений:

- прочитать текст;

- ответить на вопросы по его содержанию;

- выбрать заголовок из предложенных вариантов;

- объяснить свой выбор;

- подобрать свой вариант заголовка;

- проверить себя (перечитать текст)

Приведу пример работы с текстом на уроке литературы во 2 классе

«Шар в окошке»,по произведению А. Митта.

Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно.

И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх - вниз, вверх - вниз. Что такое? Не поймёт Коля.

Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк - шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает.

А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят.

1.Почему к больному Коле никто не мог прийти в гости

А) Не пускали родители.

Б) Нельзя, заразиться могут.

В) Живёт далеко.

Г) Надо делать уроки.

2.Куда глядит Коля?

А) В окно.

Б) На дверь.

В) На балкон.

Г) В книжку.

3. Что видит Коля?

А) Облака.

Б) Самолёт.

В) Небо.

Г) Дерево.

4. Пронумеруй события в том порядке, в котором они произошли.

-------------- К самому окну.

------------- Встал у стекла.

------------ Что такое? Не поймет Коля.

------------ Стоял, стал дергаться.Вверх-вниз, вверх-вниз.

1.Красный шарик поднялся.

5.Стало Коле хорошо. Почему?

Напиши два примера.

1.----------------------------

2.----------------------------

(Процесс объединения идеи и информации)

6.Назови черту характера одноклассников Коли. Подтверди свой ответ.

( Заботливые, так как навестили друга; находчивые, потому что догадались, как поднять Коле настроение; и т.д.)

7. Какое чувство испытал Коля, увидев шар в окошке?

А) Чувство вины.

Б) Благодарность.

В) Раздражение.

Г) Чувство радости.

8. Выбери предложения, которые выражают главную мысль рассказа

А) Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Б) Хорошо, когда о тебе друзья помнят.

В) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Г) Не бросай друга в беде.

9.Как бы ты поступил на месте одноклассников Коли? Воспользуйся тем, что прочитал?(c аргументацией)

10. Напиши различные чувства, которые Коля имел вначале и в конце рассказа.

Объясни, почему его чувства изменились.

Таким образом, обновление форм и методов обучения, использование факторов новизны знаний, элементов проблемности, продуманная организация всей учебной деятельности способствует развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся. Введение в уроки коммуникативных ситуаций создает атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволяет детям активно включаться в диалог «Учитель - ученик», «Ученик - ученик».

Обучение детей по-новому делает их моими помощниками. В процессе содружества и сотворчества у учащихся формируются первые навыки функционального чтения.

© 2010-2022