- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС Портфолио ученика
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС Портфолио ученика
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крючкова С.Н. |
Дата | 19.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ульяновска
«Средняя школа № 63»
Рассмотрено
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № 1
от «…» августа2015г.
ПМО Щеголькова Л.А.
………………………………….
Согласовано
Заместитель директора по ВР
Барахова Н.Н.
«…….»……………………….2015г
………………………………………….
Утверждаю
Директор школы № 63
Степанова В.С.
Протокол №….
«….»…………………..2015г
……………………………………….
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
В рамках ФГОС
«Портфолио ученика»
1-4 класс
270 часов
Учитель: Крючкова С.Н.
Г.Ульяновск
2015г.
1. Пояснительная записка В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача - формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться. Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; - инструктивно - методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС». Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения в будущем. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Место предмета в учебном плане. «Портфолио ученика» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности. Программа рассчитана в 1 классе на 66 час, во 2 - 4 классах на 68 часов, по 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий в 1 - 2 классах по 30 минут, а в 3- 4 класса по 40 минут. Реализация программы рассчитана на четыре года, что позволяет составить "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребѐнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия. Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом. К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель. Важно помнить, что в 1 классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи взрослых ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь нужно сводить к минимуму. С самого начала необходимо построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Программа способствует формированию «Я - концепции» ребенка. Ребенок периодически участвует в разных видах учебной и внеурочной деятельности, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется взаимосвязь «Ученик - родитель - учитель», личностно - ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника. Цель программы - создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Основные задачи программы: - создать эмоционально-комфортную образовательную среду; - способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; - - изучить интересы, потребности и склонности учащихся;
- изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
- информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
- способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
- изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
- способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Роль педагога в создании портфолио:
- Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.
-
Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.
-
Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Формы организации образовательного процесса: - урочная форма; - консультации; - самостоятельная работа; - проектная работа; - презентация.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- учебно-познавательный интерес;
- чувства прекрасного и эстетические;
- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха/;
- развитие морально-этического сознания;
- формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны, края, города, семьи, класса.
Регулятивные УУД:
- умение учитывать установленные правила в планировании;
- умение решать проблемы творческого характера;
- умение адекватно воспринимать оценку;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- умение понимать причины своего успеха/неуспеха/ и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
- умение добывать новые знания;
- умение перерабатывать информацию;
- умение строить суждения в простой форме;
- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
- интерес к познанию окружающей действительности.
Коммуникативные УУД:
- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение договариваться;
- умение работать в паре, группе, коллективе, индивидуально;
- умение адекватно использовать речевые средства;
- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся на конец 4 класса: В результате изучения курса ученик должен знать:
- Собственные индивидуально-психологические особенности
- Что такое портфолио и для чего его нужно
- Уметь проводить самоанализ
- Искать информацию в различных источниках и грамотно их оформлять
- Осуществлять речевой самоконтроль
- Создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Содержание учебного предмета
тема Что такое портфолио?
Виды прортфолио Моё портфолио Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
Типы портфолио. Какой тип выбрать?
Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».
Знакомство с разделами портфолио Как оформить презентацию? Правила оформления портфолио Работа с разделом «Мой портрет» Работа с разделом «Моё имя» Первый день в школе Первое сентября Моя семья Происхождение моей фамилии Моё родовое дерево Тайны моего характера Работа с разделом «Мой мир» Наши младшие друзья ( звери и птицы) Мои учителя Мой город Моя школа Презентация по теме Работа с разделом «Мои друзья» Работа с разделом «Мои увлечения» Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы» Знакомство с миром профессий Презентация по теме Школьная мозаика Мои добрые дела Мои учебные достижения Мои спортивные достижения Работа с разделом «Мои мечты» Работа с разделом «Мое творчество» Работа с разделом «Мои достижения» Отчет о проделанной работе Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы» Работа с разделом «Мои проектные работы» Как я провожу каникулы Копилка советов Подведение итогов работы с портфолио Индивидуальные консультации по оформлению портфолио Публичное выступление Итого
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса . Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 223 с.
Вывод:
К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни»
Календарно -тематическое планирование
курса «Портфолио ученика»
тема 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Что такое портфолио?
1
Виды прортфолио 1
Моё портфолио 1 1 1 1 Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
3 1 1 1 Типы портфолио. Какой тип выбрать?
2
Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».
2
Знакомство с разделами портфолио 3
Как оформить презентацию? 3
Правила оформления портфолио 2
Работа с разделом «Мой портрет» 2 1 1 1 Работа с разделом «Моё имя» 1 1 1 1 Автобиография 2 2 2 2 Первый день в школе 2
Первое сентября 2 2 2 2 Моя семья 2 2 2 2 Происхождение моей фамилии 2 2 2 2 Моё родовое дерево 2
Тайны моего характера
2 2 2 Работа с разделом «Мой мир»
3 2 2 Наши младшие друзья ( звери и птицы) 2 2 2 2 Мои учителя 2 2 2 2 Мой город 2 3 3 3 Моя школа 2 2 2 2 Презентация по теме 1 1 1 2 Работа с разделом «Мои друзья» 3 3 2 2 Работа с разделом «Мои увлечения» 1 2 2 2 Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы» 1 1 1 1 Знакомство с миром профессий 1 2 2 3 Презентация по теме 1 1 1 1 Школьная мозаика 1 1 2 3 Мои добрые дела 1 2 2 2 Мои учебные достижения
1 1 2 Мои спортивные достижения 2 2 2 2 Мои поручения 2 2 2
Работа с разделом «Мои мечты» 1 1 2 2 Работа с разделом «Мое творчество»
3 3 2 Работа с разделом «Мои любимые книги» 1 2 2 2 Отчет о проделанной работе 1 2 1 2 Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы» 1 2 2 3 Работа с разделом «Мои проектные работы» 1 2 2 4 Как я провожу каникулы 1 1 1
Мои мечты 1 2 3 3 Копилка советов
3 3 3 Подведение итогов работы с портфолио 1 2 2 1 Индивидуальные консультации по оформлению портфолио 1 2 2
Публичное выступление 2 2 2 1 Итого 66 68 68 68
Литература:
-
Портфолио школьника. solnet.ee/parents/p1_61.html
-
Фатеева И. А., Канатникова Т. Н. Портфолио ученика. Москва Просвещение 2001г.
-
. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севастьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через портфолио. / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. - Самара: Изд-во «Профи», 2002.
-
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2012.
-
Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - 124 с.
Календарно -тематическое планирование
курса «Портфолио ученика» в 1 классе
тема Ко-во часов
дата По плану По факту Что такое портфолио?
1
Виды прортфолио 1
Моё портфолио 1
Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
3
Типы портфолио. Какой тип выбрать?
2
Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».
2
Знакомство с разделами портфолио 3
Как оформить презентацию? 3
Правила оформления портфолио 2
Работа с разделом «Мой портрет» 2
Работа с разделом «Моё имя» 1
Автобиография 2
Первый день в школе 2
Первое сентября 2
Моя семья 2
Происхождение моей фамилии 2
Моё родовое дерево 2
Наши младшие друзья ( звери и птицы) 2
Мои учителя 2
Мой город 2
Моя школа 2
Презентация по теме 1
Работа с разделом «Мои друзья» 3
Работа с разделом «Мои увлечения» 1
Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы» 1
Знакомство с миром профессий 1
Презентация по теме 1
Школьная мозаика 1
Мои добрые дела 1
Мои спортивные достижения 2
Мои поручения 2
Работа с разделом «Мои мечты» 1
Работа с разделом «Мои любимые книги» 1
Отчет о проделанной работе 1
Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы» 1
Работа с разделом «Мои проектные работы» 1
Как я провожу каникулы 1
Мои мечты 1
Подведение итогов работы с портфолио 1
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио 1
Публичное выступление 2
Итого 66
Календарно -тематическое планирование
курса «Портфолио ученика» во 2 классе
тема Кол-во часов дата По плану По факту Моё портфолио 1
Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
1
Работа с разделом «Мой портрет» 1
Работа с разделом «Моё имя» 1
Автобиография 2
Первое сентября 2
Моя семья 2
Происхождение моей фамилии 2
Моё родовое дерево
Тайны моего характера 2
Работа с разделом «Мой мир» 3
Наши младшие друзья ( звери и птицы) 2
Мои учителя 2
Мой город 3
Моя школа 2
Презентация по теме 1
Работа с разделом «Мои друзья» 3
Работа с разделом «Мои увлечения» 2
Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы» 1
Знакомство с миром профессий 2
Презентация по теме 1
Школьная мозаика 1
Мои добрые дела 2
Мои учебные достижения 1
Мои спортивные достижения 2
Мои поручения 2
Работа с разделом «Мои мечты» 1
Работа с разделом «Мое творчество» 3
Работа с разделом «Мои любимые книги» 2
Отчет о проделанной работе 2
Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы» 2
Работа с разделом «Мои проектные работы» 2
Как я провожу каникулы 1
Мои мечты 2
Копилка советов 3
Подведение итогов работы с портфолио 2
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио 2
Публичное выступление 2
Итого 68
Календарно -тематическое планирование
курса «Портфолио ученика» в 3 классе
тема Кол-во часов дата По плану По факту Моё портфолио 1
Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
1
Работа с разделом «Мой портрет» 1
Работа с разделом «Моё имя» 1
Автобиография 2
Первый день в школе
Первое сентября 2
Моя семья 2
Происхождение моей фамилии 2
Моё родовое дерево
Тайны моего характера 2
Работа с разделом «Мой мир» 2
Наши младшие друзья ( звери и птицы) 2
Мои учителя 2
Мой город 3
Моя школа 2
Презентация по теме 1
Работа с разделом «Мои друзья» 2
Работа с разделом «Мои увлечения» 2
Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы» 1
Знакомство с миром профессий 2
Презентация по теме 1
Школьная мозаика 2
Мои добрые дела 2
Мои учебные достижения 1
Мои спортивные достижения 2
Мои поручения 2
Работа с разделом «Мои мечты» 2
Работа с разделом «Мое творчество» 3
Работа с разделом «Мои любимые книги» 2
Отчет о проделанной работе 1
Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы» 2
Работа с разделом «Мои проектные работы» 2
Как я провожу каникулы 1
Мои мечты 3
Копилка советов 3
Подведение итогов работы с портфолио 2
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио 2
Публичное выступление 2
Итого 68
Календарно -тематическое планирование
курса «Портфолио ученика» в 4 классе
тема Кол-во часов дата По плану По факту Моё портфолио 1
Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.
1
Работа с разделом «Мой портрет» 1
Работа с разделом «Моё имя» 1
Автобиография 2
Первое сентября 2
Моя семья 2
Происхождение моей фамилии 2
Тайны моего характера 2
Работа с разделом «Мой мир» 2
Наши младшие друзья ( звери и птицы) 2
Мои учителя 2
Мой город 3
Моя школа 2
Презентация по теме 2
Работа с разделом «Мои друзья» 2
Работа с разделом «Мои увлечения» 2
Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы» 1
Знакомство с миром профессий 3
Презентация по теме 1
Школьная мозаика 3
Мои добрые дела 2
Мои учебные достижения 2
Мои спортивные достижения 2
Работа с разделом «Мои мечты» 2
Работа с разделом «Мое творчество» 2
Работа с разделом «Мои любимые книги» 2
Отчет о проделанной работе 2
Работа с разделом «Мои кружки, секции, клубы» 3
Работа с разделом «Мои проектные работы» 4
Как я провожу каникулы
Мои мечты 3
Копилка советов 3
Подведение итогов работы с портфолио 1
Публичное выступление 1
Итого 68